Управление рисками транспортной организации

NovaInfo 57, с.211-215, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В условиях нестабильной бизнес-среды риск выступает важнейшим элементом предпринимательства на транспорте при внедрении и использовании технических и технологических инноваций. Управление риском позволяет избежать неоправданных финансовых потерь и экономической несостоятельности транспортной организации.

Ключевые слова

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ, ИННОВАЦИИ, РИСК, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Текст научной работы

Актуальность темы обусловлена тем, что при переходе к рыночному хозяйству повышаются требования потребителей к качеству используемой ими продукции и услуг. Это относится и к транспортным услугам, так как повышение их качества позволяет, в конечном счете, увеличить эффективность реального производства и, соответственно, степень полезности и доступности транспортных услуг для предприятий и населения. Потребительские качества автотранспортной услуги определяются возможностью использования инновационной техники и технологии перевозочного процесса, так и системой эффективного инновационного управления бизнес-процессами на уровне автотранспортной организации.

Развитие предпринимательской деятельности выступает одним из факторов гармоничного развития транспорта, формирования цивилизованного рынка в сфере транспортных услуг, снижения совокупных транспортных издержек в структуре добавленной стоимости товаров [1]. При этом ведение предпринимательской деятельности и процесс извлечения прибыли как результата хозяйствования, происходят в условиях нестабильной бизнес- среды.

В этом случае риск становится ключевым, важнейшим элементом предпринимательства на транспорте. На транспорте выделяют производственные, коммерческие, финансовые риски, связанные с вероятностью возникновения форс-мажорных обстоятельств во внутренней и внешней среде организации. Вместе с тем, следует выделить инновационные риски, которые следует рассматривать, если принимаются решения по внедрению и использованию технических и технологических инноваций, предполагающих получение отдаленного (отсроченного) экономического результата [2,3]. Данная проблема в дальнейшем будет рассмотрена при выполнении магистерской диссертации, научный руководитель Эйхлер Л.В.

Для всех видов риска характерным является фактор неопределенности, неожиданности, неуверенности в том, что успех придет. Но ситуацию неопределенности нельзя смешивать с ситуацией риска, что, к сожалению, делается довольно часто. Это разные ситуации, с разными критериями выбора оптимального решения.

Высокая степень риска любой сделки приводит к необходимости поиска путей его искусственного снижения. Снижение риска подразумевает управлением им. Управление риском, прежде всего, ставит задачу снижения дополнительных издержек, связанных с риском. [4, с.238].

Для успешной работы риск-менеджмента на предприятии необходим учет следующих основных факторов [5, с.108].:

  • знание рисков, их взаимосвязей, владение информацией о возможных компенсациях, об уровне риска, который считается допустимым в понимании руководства предприятия и заинтересованных лиц;
  • понимание того, как риск отражается на финансовом положении и доходах предприятия, а также сведения о вероятности и уровнях значимости всех рисков;
  • анализ существующих противоречий в риск-менеджменте предприятия и меры, обеспечивающие эффективное распределение ресурсов с учетом степени риска;
  • сокращение изменчивости (разброса) прибыли за счет разработки системы стимулирования на основе риска, поиск новых возможностей финансирования и/или передачи риска с использованием существующей инфраструктуры управления рисками.

Система принципов управления рисками:

  • решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии предприятия;
  • в управлении рисками принимаемые управленческие решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;
  • при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
  • управление рисками должно носить системный характер;
  • управление рисками должно включать также текущий анализ эффективности принятых ранее решений и оперативную корректировку набора используемых принципов и методов управления рисками [6, с.88].

Инструменты управления рисками весьма разнообразны. Сложившаяся в настоящее время практика ведения бизнеса свидетельствует о том, что как у российских, так и у зарубежных исследователей сформировались вполне четкие представления в отношении методов управления рисками.

При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:

  • нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;
  • нельзя рисковать многим ради малого;
  • следует предусматривать (предугадывать) последствия риска.

Применение на практике данных принципов означает, что всегда вначале необходимо рассчитывать максимально возможный убыток по данному виду риска, затем сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого этому риску. После этого необходимо сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов и лишь после этого можно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия [7, 8].

Диверсификация, как метод управления хозяйственными (коммерческими) рисками, может рассматриваться как распространение деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле слова понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющей прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности [6, с.153].

Говоря о хеджировании, подчеркнем, что на сегодня современные рынки характеризуются высокой колеблемостью курсов валют, цен на товары и процента за кредит, что является источником большого риска. Для защиты от рисков, которые могут быть вызваны неблагоприятными изменениями вышеперечисленных факторов и служит хеджирование, состоящее в заключение срочных контрактов. Срочный контракт - хедж, а тот, кто их заключает, именуется хеджером. С помощью хеджа риск передается за определенную плату биржевому спекулянту. Чтобы успешно пользоваться хеджированием, надо уметь предвидеть изменения на рынках, т.е. уметь хорошо прогнозировать. Тот, кто не умеет прогнозировать, рискует большими потерями.

Традиционная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника сделки, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствия от действия рисков.

Фирмы консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование. Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов. Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным и количественным. Для количественного распределения риска в проектах предлагается использовать так называемую концептуальную модель.

Страхование риска - это передача определенных рисков страховой компании. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающим установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Для минимизации инновационных и инвестиционных рисков используются особые формы интеграционного взаимодействия автотранспортных предприятий, инвестиционных фондов и государственных структур [9,10]. Это позволяет снизить стоимость привлекаемых ресурсов, риск недобросовестной конкуренции со стороны нелигитимных перевозчиков.

Читайте также

Список литературы

  1. Эйхлер, Л.В. Особенности формирования финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия./Л.В. Эйхлер// Проблемы экономики и менеджмента.- 2016.- №6 (58) с. 90-93
  2. Эйхлер, Л.В. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды: монография / Л.В. Эйхлер, А.С. Стринковская. – Омск: СибАДИ, 2011. – 158 с.
  3. Щербакова, С.В. Управление реализацией программ развития грузовых автотранспортных предприятий/С.В. Щербакова// Омский научный вестник. 2006. №8 (44). С. 216-219
  4. Сухарева, С.В. Прогнозирование, основа успешного функционирования автотранспортного предприятия./С.В. Сухарева. NovaInfo.Ru. -2016. -Т. 2. № 50. С. 80-82
  5. А. Е. Рубцов. Риски транспортного предприятия/ Учебное пособие. - Издательство Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2013. - 388с.
  6. Газеев М.Х., Смирнов А.Л., Хрычев А.Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. - М., 2011. - 419с.
  7. Л.Н. Красавина. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 320с.
  8. Эйхлер, Л.В. Управление реализацией программ развития грузовых автотранспортных предприятий./Л.В. Эйхлер, С.В.Щербакова. Монография. ФГБОУ ВПО Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск. – 2008
  9. Сухарева, С.В. Методики прогноза развития грузового автотранспортного предприятия./С.В. Сухарева// Актуальные вопросы экономики и управления российскими предприятиями. Сборник научных трудов. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск. – 2009
  10. Кононова, Г.А. Некоторые аспекты теории экономической интеграции на транспорте. / Г.А. Кононова, Л.В. Эйхлер // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – 2009. – №4, с.75-79
  11. Эйхлер, И.А. Частно-государственное партнерство как инструмент создания инновационного бизнес-процесса // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – с. 864-868.

Цитировать

Габайдулина, В.В. Управление рисками транспортной организации / В.В. Габайдулина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 211-215. — URL: https://novainfo.ru/article/9537 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться