Ключевые компетенции студентов, как фактор успешности в профессиональной сфере деятельности

NovaInfo 57, с.316-321, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

Компетентность развивается в процессе обобщения познавательного, деятельностного и личностного опыта студента – будущего специалиста. Необходимо, чтобы студенты имели сформированное представление о сущности профессиональной компетентности. С целью исследования сформированности и содержания представлений о компетентности у студентов, а также разработки рекомендаций для корректировки исследуемых представлений.

Ключевые слова

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, СТУДЕНТ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Текст научной работы

Особенностью современного периода социально-экономического развития является возрастание роли человеческого фактора, широкое внедрение информационных технологий и активное развитие сферы услуг. Характерной чертой информационного общества формирующегося в настоящее время является ведущая роль во всех сферах общественной жизни знаний, информации, компьютерных технологий и владеющий ими персонал предприятий [4,8,10,12].

Инновационный путь российского предпринимательства имеет ряд недостатков одним, из которых является недостаточно подготовленный к инновационной деятельности персонал. В результате на предприятиях складывается проблемная ситуация, когда инновационные процессы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и не могут быть осуществлены из-за мотивационной и квалификационной неподготовленности персонала. В современном быстро меняющемся мире значительно возросли требования к образовательной и профессиональной подготовке работников. Именно «человеческий капитал» является определяющим фактором экономического роста производства, в частности в нашей стране [3,5,7,11].

В таких условиях особо актуальным становится вопрос подготовки кадров способных быстро адаптироваться к условиям рынка и имеющих достаточно высокий уровень компетенции в определенных сферах экономической деятельности, что возможно при использовании как компетентностного подхода в образовании, так и применения в образовательном процессе инновационных технологий. Востребованными становятся компетентные выпускники ВУЗов, способные эффективно работать в динамически изменяющихся социально-экономических условиях. Ориентация на личность и компетентность, позволяет существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность студентов на рынке труда [1,6].

Впервые понятие «компетентность» начал распространять американский экономист Р. Бойцис. Он развил его в своем исследовании, в котором установил, что успешного специалиста от менее успешного отличает не один единственный фактор, а целый набор факторов, который включает в себя мотивы, опыт и поведенческие характеристики. Р. Бойцис определил компетентность как способность человека вести себя, таким образом, который удовлетворял бы требованиям профессиональной деятельности в определенной организационной среде, что в свою очередь, являлось бы причиной достижения желаемых результатов [2].

Компетентность развивается в процессе обобщения познавательного, деятельностного и личностного опыта студента — будущего специалиста. Необходимо, чтобы студенты имели сформированное представление о сущности профессиональной компетентности [10].

С целью исследования сформированности и содержания представлений о компетентности у студентов, а также разработки рекомендаций для корректировки исследуемых представлений нами был проведен опрос студентов 2-3 курсов различных вузов г. Омска. В опросе приняли участие 120 человек.

Первый вопрос предложенной студентам анкеты касался сущности понятия «компетентность» (рис.1), респондентам предлагалось самостоятельно сформулировать определение компетентности.

В широком смысле компетентность представляется как совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая выполнять конкретные профессиональные задачи в любой сфере деятельности, достигая при этом высоких результатов. Компетентность трактуется как обобщенная характеристика, включающая в себя личностные качества, которые должны развиваться.

Понятие «компетентность»
Рисунок 1. Понятие «компетентность»

Цель второго вопроса анкеты — конкретизировать представления студентов о составе профессиональной компетентности. Из перечня личностных качеств и характеристик профессиональной деятельности студентам было предложено выбрать пять наиболее важных и расположить их по степени убывания значимости (рис. 2).

Состав профессиональной компетенции
Рисунок 2. Состав профессиональной компетенции

Большинство респондентов утверждают, что наиболее важной характеристикой личностного качества в составе компетентности являются «методологические качества» (32%) — умение поставить цель и организовать ее достижение, самоанализ и самооценка.

Третий вопрос анкеты касался факторов формирования профессиональной компетентности студентов. Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале значимость факторов развития ключевых компетентностей в процессе их профессионального образования (рис. 3).

Факторы формирования профессиональной компетентности
Рисунок 3. Факторы формирования профессиональной компетентности

Наиболее значимым фактором студенты считают качество обучения в вузе, которое включает в себя практико-ориентированное обучение; «сильный» состав преподавателей, обеспечивающих профессиональную подготовку. На втором месте разместилась культурная среда, способствующая обучению: хорошая материальная база вуза; возможность выбора дисциплин, удовлетворенность в оснащенности учебных аудиторий и лабораторий современным техническим оборудованием.

Опрос показал, что около половины студентов на первое место в формировании профессиональной компетентности ставят работу преподавателя по передаче знаний, умений и навыков, не придавая достаточного значения собственной самостоятельной деятельности и не принимая на себя ответственности за качество своего образования.

По результатам опроса можно сделать вывод о том, что студенты имеют неполные и не четко сформированные представления о сущности профессиональной компетентности и ее роли в их будущей профессиональной сфере деятельности. Это может привести к тому, что профессиональная компетентность не будет выступать в качестве осознанной цели профессиональной подготовки. Как правильно заметил римский философ Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра». То есть при отсутствии четко поставленных целей практически невозможно прогнозировать конечный результат образовательной деятельности, а сам процесс формирования компетентности может стать хаотичным и бессистемным.

Обучение в ВУЗе является важнейшим жизненным этапом социализации человека, который дает возможность студентам осознать себя и свое место в жизни. Учитывая разнообразие интересов студентов необходимо формировать вариативные программы, учитывающие возможности и профессиональные компетенции студентов.

Высшие учебные заведения несут ответственность за обучение и воспитание молодого поколения, поэтому важно улучшать систему менеджмента качества образования, создать все условия для развития свободно — мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности. В основу обучения и развития учащихся высшим учебным заведениям необходимо формировать набор ключевых компетенций для каждой отдельно взятой профессии или специальности. Формирование ключевых компетенций позволяет соединить и использовать на практике знания, навыки, ценности, способности, опыт и т. д.

Для того, чтобы молодой специалист, обладал высоким уровнем компетентности необходимо приложить немало усилий, как высшему учебному заведению, так и студентам.

Читайте также

Список литературы

  1. Александрова Е.А. Разработка и использование автоматизированной обучающей системы на занятиях по иностранному языку при подготовке специалистов в технических вузах // Е.А. Александрова, О.М. Куликова // Научные труды SWorld. Т.11. №2. 2007. – С.66-68
  2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами/ М. Армстронг. Книга издательства "Питер",г. , 825 с., 8-е изд., 2004 URL: http://uchebnik.online/upravlenie-personalom-uch/ponyatiya-kompetentnosti-kompetentsii-28628.html (дата обращения: 23.03.2016)
  3. Исина Д.Ж. Стандарты ISO 26000 - инструменты корпоративной и социальной ответственности организаций / Д.Ж. Исина, Е.А. Байда // Архитектура, строительство, транспорт материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО "СибАДИ"). – Омск, 2015. - С. 1564-1568.
  4. Куликова О.М. Алгоритм поддержки принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности для экономических симуляторов // О.М. Куликова // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг. Научно-практическая конференция, под общей редакцией Д.П. Маевского. 2013. – С.88-90
  5. Куликова О.М. Агентные модели в рефлексивном анализе // О.М. Куликова // Профессиональное образование в развитии региона и общества: традиции, творчество, технологии. Международная научно-практическая конференция, посвященная 35-летию ФГБОУ ВПО «ОГИС». Омский государственный институт сервиса; под общей редакцией Д.П. Маевского. 2012. – С.50-51
  6. Куликова О.М. Использование технологий ситуационных центров в процессе обучения студентов вуза // О.М. Куликова // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования – основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России. 2012. – С. 228-231
  7. Пильник Н.Б. Роль культуры в формировании инновационно активных трудовых ресурсов/ Н.Б. Пильник, А.А. Гущина // Международный научно-исследовательский журнал №4 (23), 2014г. – Екатеринбург, ИП Соколова М.В.,2014. – С. 14-16
  8. Пильник Н.Б. Корпоративная социальная ответственность и социальный маркетинг / Н.Б. Пильник// Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее. Материалы международной научно-практической конференции. 12 апреля 2015 г. – Омск, 2015. – с. 306 – 310.
  9. Похолков В.П. Менеджмент качества в вузе/ Похолков В.П., Чучалин А.И. – М.: Логос, 2005. – 208 с.
  10. Хаирова С.М. Анализ динамики качества непродовольственных товаров на Российском рынке / С.М. Хаирова, Н.Б. Пильник// журнал «Фундаментальные исследования» № 5 (часть 2) 2016.- С. 428-432.
  11. Шамис В.А. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА // В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований IX Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 343-346.
  12. Шамис В.А. ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЕЙС-МЕТОДА И МОДЕЛИ Д.КОЛБА // В сборнике: Инновационные технологии в современном образовании сборник трудов по материалам III Международной научно-практической интернет-конференции. 2016. С. 731-737.

Цитировать

Исина, Д. Ключевые компетенции студентов, как фактор успешности в профессиональной сфере деятельности / Д. Исина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 316-321. — URL: https://novainfo.ru/article/9609 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться