Особенностью современного периода социально-экономического развития является возрастание роли человеческого фактора, широкое внедрение информационных технологий и активное развитие сферы услуг. Характерной чертой информационного общества формирующегося в настоящее время является ведущая роль во всех сферах общественной жизни знаний, информации, компьютерных технологий и владеющий ими персонал предприятий [4,8,10,12].
Инновационный путь российского предпринимательства имеет ряд недостатков одним, из которых является недостаточно подготовленный к инновационной деятельности персонал. В результате на предприятиях складывается проблемная ситуация, когда инновационные процессы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и не могут быть осуществлены из-за мотивационной и квалификационной неподготовленности персонала. В современном быстро меняющемся мире значительно возросли требования к образовательной и профессиональной подготовке работников. Именно «человеческий капитал» является определяющим фактором экономического роста производства, в частности в нашей стране [3,5,7,11].
В таких условиях особо актуальным становится вопрос подготовки кадров способных быстро адаптироваться к условиям рынка и имеющих достаточно высокий уровень компетенции в определенных сферах экономической деятельности, что возможно при использовании как компетентностного подхода в образовании, так и применения в образовательном процессе инновационных технологий. Востребованными становятся компетентные выпускники ВУЗов, способные эффективно работать в динамически изменяющихся социально-экономических условиях. Ориентация на личность и компетентность, позволяет существенно сократить период освоения профессии и повысить конкурентоспособность студентов на рынке труда [1,6].
Впервые понятие «компетентность» начал распространять американский экономист Р. Бойцис. Он развил его в своем исследовании, в котором установил, что успешного специалиста от менее успешного отличает не один единственный фактор, а целый набор факторов, который включает в себя мотивы, опыт и поведенческие характеристики. Р. Бойцис определил компетентность как способность человека вести себя, таким образом, который удовлетворял бы требованиям профессиональной деятельности в определенной организационной среде, что в свою очередь, являлось бы причиной достижения желаемых результатов [2].
Компетентность развивается в процессе обобщения познавательного, деятельностного и личностного опыта студента — будущего специалиста. Необходимо, чтобы студенты имели сформированное представление о сущности профессиональной компетентности [10].
С целью исследования сформированности и содержания представлений о компетентности у студентов, а также разработки рекомендаций для корректировки исследуемых представлений нами был проведен опрос студентов 2-3 курсов различных вузов г. Омска. В опросе приняли участие 120 человек.
Первый вопрос предложенной студентам анкеты касался сущности понятия «компетентность» (рис.1), респондентам предлагалось самостоятельно сформулировать определение компетентности.
В широком смысле компетентность представляется как совокупность знаний, умений, навыков, позволяющая выполнять конкретные профессиональные задачи в любой сфере деятельности, достигая при этом высоких результатов. Компетентность трактуется как обобщенная характеристика, включающая в себя личностные качества, которые должны развиваться.

Цель второго вопроса анкеты — конкретизировать представления студентов о составе профессиональной компетентности. Из перечня личностных качеств и характеристик профессиональной деятельности студентам было предложено выбрать пять наиболее важных и расположить их по степени убывания значимости (рис. 2).

Большинство респондентов утверждают, что наиболее важной характеристикой личностного качества в составе компетентности являются «методологические качества» (32%) — умение поставить цель и организовать ее достижение, самоанализ и самооценка.
Третий вопрос анкеты касался факторов формирования профессиональной компетентности студентов. Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале значимость факторов развития ключевых компетентностей в процессе их профессионального образования (рис. 3).

Наиболее значимым фактором студенты считают качество обучения в вузе, которое включает в себя практико-ориентированное обучение; «сильный» состав преподавателей, обеспечивающих профессиональную подготовку. На втором месте разместилась культурная среда, способствующая обучению: хорошая материальная база вуза; возможность выбора дисциплин, удовлетворенность в оснащенности учебных аудиторий и лабораторий современным техническим оборудованием.
Опрос показал, что около половины студентов на первое место в формировании профессиональной компетентности ставят работу преподавателя по передаче знаний, умений и навыков, не придавая достаточного значения собственной самостоятельной деятельности и не принимая на себя ответственности за качество своего образования.
По результатам опроса можно сделать вывод о том, что студенты имеют неполные и не четко сформированные представления о сущности профессиональной компетентности и ее роли в их будущей профессиональной сфере деятельности. Это может привести к тому, что профессиональная компетентность не будет выступать в качестве осознанной цели профессиональной подготовки. Как правильно заметил римский философ Сенека: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра». То есть при отсутствии четко поставленных целей практически невозможно прогнозировать конечный результат образовательной деятельности, а сам процесс формирования компетентности может стать хаотичным и бессистемным.
Обучение в ВУЗе является важнейшим жизненным этапом социализации человека, который дает возможность студентам осознать себя и свое место в жизни. Учитывая разнообразие интересов студентов необходимо формировать вариативные программы, учитывающие возможности и профессиональные компетенции студентов.
Высшие учебные заведения несут ответственность за обучение и воспитание молодого поколения, поэтому важно улучшать систему менеджмента качества образования, создать все условия для развития свободно — мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности. В основу обучения и развития учащихся высшим учебным заведениям необходимо формировать набор ключевых компетенций для каждой отдельно взятой профессии или специальности. Формирование ключевых компетенций позволяет соединить и использовать на практике знания, навыки, ценности, способности, опыт и т. д.
Для того, чтобы молодой специалист, обладал высоким уровнем компетентности необходимо приложить немало усилий, как высшему учебному заведению, так и студентам.