Избирательная система Боснии и Герцеговины

№57-2,

Юридические науки

Статья рассказывает об избирательной системе Боснии и Герцеговины.

Похожие материалы

Российская Федерация сейчас активно заимствует опыт других стран, в том числе в сфере государственного управления. Обычно это бывают государства, которые сейчас на слуху: Швейцария, Бельгия, США и подобные. Но есть одна страна, которая не менее интересна, опыт которой не менее полезен для заимствования и адаптации, но именно о ней сейчас вспоминают чуть ли не меньше всего. Имя ей — Босния и Герцеговина.

В рамках Дейтонского мирного соглашения большое значение уделяется регулированию избирательной системы у Боснии и Герцеговины которая основана на сочетании принципов конституционных народов, национального суверенитета, международных демократических стандартов [1].

Приложение 3 Дейтонского соглашения («Выборы в Боснии и Герцеговине) подчёркивает необходимость поддержки свободных, справедливых и демократических выборов, а также обеспечивает основу для достижения демократии в БиХ, что также само по себе являются предпосылкой для эффективной избирательной системы [1].

Приложение 4 Дейтонского соглашения (Конституция Боснии и Герцеговины) также содержит положения, относящиеся к выборам и системе. Например, главы IV и V рассказывают, среди прочего, о выборах в Парламентскую Ассамблею и Президиум соответственно [2].

Самый главный документ по теме - «Избирательный закон» («Izborni zakon»), принятый в Парламентской Ассамблее БиХ в 2001 году. Его принятие выполнило все необходимые условия для осуществления выборов в соответствии с национальными и международными нормами правилами. При этом он не предложил серьёзных изменений во временную избирательную систему [4].

В соответствии с Избирательным законом за проведение выборов отвечают Центральная избирательная комиссия, муниципальная избирательная комиссия и избирательный комитет [3].

Центральная избирательная комиссия состоит из 7 членов: два хорвата, два бошняка, два серба и один человек другой национальности. Назначается она на 7 лет. Председатель комиссии выбирается между членами, каждый из избранных побывает председателем на 15 месяцев. Это независимый орган, который подконтролен непосредственно Парламентарной ассамблее [3].

Муниципальная избирательная комиссия состоит из трёх, пяти или семи членов, которые могут быть председателями или судьями суда ординарной юрисдикции, секретарь совета муниципалитета, лица, замещающие должности местного самоуправления, которые избираются на 7 лет [3].

Избирательный комитет состоит из трёх или пяти членов, назначаетсч избирательной комиссией муниципалитета и назначается самое позднее за 30 дней до выборов [3].

В Брчко существует избирательная комиссия дистрикта и избирательные комитеты [3].

Можно рассмотреть формирование нескольких выборных органов власти.

Президиум Боснии и Герцеговины- коллективный орган власти, который состоит из трёх членов, так, чтобы каждый из них был какой-либо конституционной национальности, соответственно одного хорвата, одного бошняка и одного серба, которые непосредственно выбираются с территории ФбиГ и РС. Так бошнячкого и хорватского членов Президиума избирают те, кто вписаны в центральный избирательный список из ФбиГ, но они могут голосовать либо за бошняка, либо за хорвата, а не за обоих, избранными считабтся те кандидаты, которые набрали наибольшее количество голосов между кандидатами из того же конституционного народа. Серба же выбирают те, кто вписан в центральный избирательный список от Республики Сербской, а избранным считается тот, кто набрал наибольшее количество голосов. Мандат членов Президиума длится 4 года, а Председатель, который фактически возглавляет государство, меняется каждые 8 месяцев [4].

Палата представителей парламентской ассамблеи Боснии и Герцеговины состоит из 42 посланников, которые избираются непосредственно гражданами с территории ФбиХ и РС [3].

28 из них выбираются непосредственно с территории ФБиХ теми, кто вписан в Центральный избирательный список для голосования в этом энтитете, а 14 выбираются так же с территории Республики Сербской [4].

Из вышеперечисленного можно увидеть, как много национальность значит в избирательной системе Боснии и Герцеговины. Это может приводить к дискриминации по национальному признаку, вспомнить хотя бы широко известный пример Илияза Пилава, которому отказали в регистрации его в качестве избирателя из-за того, что он был бошняком с территории Респбулики Сербской. Только в сентябре 2016 г. Суд по правам человека в Стразбурге признал, что Босния и Герцеговина нарушила его права [5].

Национализированность всего и вся (не только избирательной системы) в государстве и есть главная проблема законодательства в Боснии и Герцеговине. Стремление избежать дискриминации само становится дисриминацией. На определённом этапе без таких правовых норм было не обойтись, но неужели спустя более двух десятков лет после окончания страшной войны прекрасная Босна не может оставить эти страницы позади?

Список литературы

  1. Dayton Agreement [электронный ресурс]// United Nations peacemaker. URL: http://peacemaker.un.org/sites/peacemaker.un.org/files/BA_951121_DaytonAgreement.pdf (дата обращения: 11.12.2017);
  2. Constitution of Bosnia and Herzegovina [электронный ресурс]// Ustavni sud Bosne i Herzegovini. URL: http://www.ccbh.ba/public/down/USTAV_BOSNE_I_HERCEGOVINE_engl.pdf (дата обращения: 26.06.2016);
  3. Izborni zakon Bosne I Herzegovine [электронный ресурс]//Centralna izborna komissija Bosne I Herzegovine. URL: https://www.izbori.ba/Documents/documents/ZAKONI/Izborni_zakon_PRECISCENI_TEKST-bos.pdf (дата обращения: 26.06.2016);
  4. Država, politika i društvo u Bosni i Hercegovini – Analiza postdejtonskog političkog sistema. Izbori i izborni sistem Bosne i Hercegovine. – Sarajevo. : University Press - magistrat izdanja, 2011. – С.397-430.
  5. Митин Г. Н. Лицо другой национальности: дискриминационный ценз на выборах Президиума Боснии и Герцеговины // Государственное и муниципальное право. – 2010. -№9 с. 73-76.
  6. Шорохова А. А., Хизбуллина Т. З. Лсовершенствование правового обеспечения муниципального управления // Экономика и социум. – 2014. -№4-1 (13) с. 661-664.