Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире

NovaInfo 57, с.153-158, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме возмещения ущерба, принесенного автомобилями дорогам. В ней были рассмотрены различные пути решения данной проблемы в разных странах, преимущественно в России. Также был проведен сравнительный анализ данных в России и других странах. В статье можно ознакомиться с размером ущерба в различных странах, а также с особыми требованиями, которые необходимо учитывать при возмещении этого ущерба.

Ключевые слова

ПЛАТА ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, СТАТИСТИКА, ЛОГИСТИКА, ТРАНСПОРТ, ДОРОГИ, ЭКОНОМИКА, ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА

Текст научной работы

В современном мире логистика играет огромную роль и невозможно не заметить, что эта наука имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности. Например, транспортная логистика предполагает доставку груза с наименьшими затратами. Соответственно, для перемещения того или иного товара выбирается наиболее оптимальный путь. Транспорт – это важнейший фактор эффективного развития экономики. Все факторы, усиливающие развитие и становление транспорта должны максимально учитываться и всячески поддерживаться. Стоит отметить, что в транспортной логистике большое значение отводится именно дорогам. Они выступают неотъемлемой частью транспортной логистики. Ведь именно дороги способствуют быстрому, безопасному и оптимальному перевозу нужного груза. Но они тоже имеют определенный срок эксплуатации, учитывая то, что большое количество автомобилей наносит значимый ущерб дорогам. Существует множество требований и к дорогам и к автомобилям для того, чтобы и первые и вторые прослужили дольше. Для более наглядного примера обратимся к таблице ниже, на которой представлена допустимая скорость на трудных участках местности.

Категория дороги

Расчетные скорости, км/ч

Основные

Допускаемые на трудных участках местности

пересеченной

горной

IA

150

120

80

120

100

60

IB

100

80

60

II

120

100

60

III

100

80

50

IV

80

60

40

V

60

40

30

Например, на дороге, относящейся к категории IA, автомобили в пересеченной местности должны ехать не более 120 км/ч, в то время как в горной местности допускаемая скорость равняется 80 км/ч. Это объясняется тем, что в случае нарушения указанной скорости автомобиль может не справиться с управлением при крутом повороте и резко затормозить, в худшем случае это грозит автомобильной катастрофой, а в лучше - принесение вреда самой дорожной полосе. Данный пример был приведен для того, чтобы можно было в полной мере оценить, насколько важно заботиться о дорогах.

Дорожно-транспортный комплекс России – одно из крупнейших звеньев ее экономики. Грузооборот транспорта общего пользования составил в 2009 году 3146 млрд. человек в год. Непроизводительные транспортные издержки России от несовершенства транспортной отрасли очень велики. Только от ДТП общий ущерб в 2008 году за счет гибели и ранения людей составил около 100 млрд. руб. (в ценах 2009 г.), что соответствует потере 5 % валового национального продукта. Необходимо уделять особое внимание опережающему развитию транспортному комплексу как фактору, играющему ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции. В программу по реализации государственной дорожной логистике входит приоритетное финансирование совершенствования и модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержание дорог.

В соответствии с данной проблемой было принято постановление №934, в котором подробным образом расписан порядок возмещения ущерба, принесенного дорогам автомобилям.

Ниже представлена таблица, параметры которой предназначены для автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Исходное значение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, при превышении допустимых осевых нагрузок для автомобильной дороги на 5 процентов, и постоянные коэффициенты для региональных или межмуниципальных и муниципальных автомобильных дорог устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно.

Нормативная (расчетная) осевая нагрузка, тонн/ось

руб./100 км

Постоянные коэффициенты

a

b

c

d

1.

6

8500

7,3

0,27

7365

123,4

2.

10

1840

37,7

2,4

7365

123,4

3.

11,5

840

39,5

2,7

7365

123,4

с 15 ноября 2015 г. действие системы взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн (система «Платон») распространяется по всей протяженности федеральных дорог России (за исключением платных трасс). В проекте успешно прошли регистрацию уже более 450 000 транспортных средств отечественных грузоперевозчиков и иностранных логистических компаний, работающих на территории нашей страны. В том числе все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей.

Распоряжением Правительства РФ от 29.08.2014 N 1662-р концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, заключено с обществом с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое является оператором.

В Европе существует три следующие основные системы взимания дорожных сборов.

Временные системы (user charge — «евровиньетки») используются в Нидерландах, Бельгии, Швеции, Дании и Люксембурге еще с 1995 года. «Евровиньетки» представляют собой специальные наклейки на лобовое стекло. Они позволяют пользоваться автомагистралями на территории всех стран, заключивших это соглашение, в течение определенного срока (от одного дня до года). С 2012 года минимальный тоннаж автомобилей, с которых взимается сбор, был снижен с 12-ти до 3,5 тонны. Дифференциация платежей также зависит от количества осей и экологического класса автомобиля.

Дистанционная матричная система. При въезде/съезде на каждый платный участок дороги установлены шлагбаум и касса, которая принимает оплату. Матричная система оплаты используется во Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции. Сети автомагистралей этих стран были переданы в управление частным компаниям, взимающим сборы, еще несколько десятилетий назад. В их числе – компании ASF, SAPRR (Франция), Autostrade per l'Italia SpA (Италия), Abertis (Испания) и др.
Тарифы определяются контрактами, заключенными между операторами и государством, и отличаются на разных магистралях. Эта система охватывает все транспортные средства, включая мотоциклы. Дифференциация по классам выбросов здесь не применяется.

Система, основанная на пройденном расстоянии (toll). Такая система оплаты дорог используется в Германии, Австрии и Швейцарии, она применяется к грузовикам массой свыше 3,5 т. При этом в Германии и Швейцарии плата также зависит и от экологического класса автомобилей. По аналогии с этой методикой создавалась и российская система «Платон».
Введение данной системы привело к сокращению пробега тяжелых грузовиков, который непрерывно рос в течение трех предшествующих десятилетий. Логистические и транспортные компании предприняли дополнительные усилия по повышению эффективности своей работы: сократились холостые пробеги, началось улучшение экологических характеристик используемых автомобилей. Кроме того, произошло перенаправление потоков в пользу дорог, плата на которых не взимается, что разгрузило основные магистрали.

Часть европейских государств пока не ввела дорожные сборы.

Тем не менее вернемся к России. Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 N 1191 к размеру платы в счет возмещения вреда введены коэффициенты:

  • до 29 февраля 2016 г. включительно — 0,41;
  • с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно — 0,82.

Кроме того, внесен ряд изменений в Правила взимания данной платы.

Таким образом, в период с 15 ноября 2015 г. по 29 февраля 2016 г. плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,5293 руб/км. В дальнейшем с 1 марта 2016 г. до 31 декабря 2018 г. тариф будет увеличен до 3,06 руб/км.

По заявлению Росавтодора, это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до 0,49 долл. США, в Белоруссии — 0,16 долл. США. Российский тариф по сегодняшнему курсу — 0,025 долл. США, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии.

Несмотря на то, что Россия обладает достаточно внушительным километражем дорог, что наглядно представлено ниже, плата за нанесенный ущерб дорогам ниже, чем во многих других странах. В таблице , представленной ниже, можно заметить данную закономерность.

Страна

Все
дороги (км)

Автомаги-
страли (км)

Год

Площадь страны (км²)

Мир

64 285 000

2013

1

США

6 586 610

77 017

2013

9 519 431

2

Индия

4 865 000

1324

2014

3 287 590

3

КНР

4 460 000

123 000

2015

9 598 962

4

Бразилия

1 751 868

11 000

2013

8 514 877

5

Россия

1 396 000

806

2016

17 125 191

6

Япония

1 215 000

8050

2012

377 835

7

Канада

1 042 300

6350

2013

9 984 670

8

Франция

1 028 446

11 882

2013

547 030

9

Австралия

823 217

3132

2011

7 686 850

10

Испания

681 298

16 583

2013

504 782

Таким образом, дороги являются одни из определяющих условий экономической стабильности. Благодаря дорогам развивается не только логистика, но и туризм, и многие другие сферы жизнедеятельности. Россия уже ввела программу «Платон», по которой производится возмещение ущерба, принесенного автомобилями дорогам, но, к сожалению, несмотря на свои внушительные размеры, данное возмещении преимущественно ниже, нежели в других странах. Улучшение дорог, безусловно, всегда будет актуально и необходимо.

Читайте также

Список литературы

  1. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85
  2. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. – 316 с.
  4. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
  5. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  6. Воронов В.И., Воронов А.В., Лазарев В.А., Степанов В.Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 168 с.
  7. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.
  8. Смехов А.А. Основы транспортной логистики / Учеб. Для вузов ж.-д. трансп. – М.: Транспорт, 2005
  9. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009
  10. Постановление от 16 ноября 2009 года N 934 О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации (с изменениями на 27 декабря 2014 года)
  11. Электронный ресурс http://platon.ru.
  12. Электронный ресурс http://www.vdnk.ru/site/ru/transport-articles/toll-roads.
  13. Всемирный справочник ЦРУ
  14. Привалова Е.А., Шегай Д.В. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 56; URL: http://novainfo.ru/article/9185
  15. Привалова Е. А., Шегай Д. В. Влияние потенциала трудовых ресурсов на появление проблем в различных видах логистики.Экономическая наука сегодня: теория и практика. ЦНС «Интерактив плюс», г. Чебоксары,2016.
  16. Привалова Е. А., Шегай Д. В. Анализ динамики статистических данных перевозки пассажиров транспортом общего пользования. Современный проблемы науки и пути их решения (СБ-28), МЦИИ "Омега Сайнс", г. Уфа, 2016.

Цитировать

Шегай, Д.В. Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире / Д.В. Шегай. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 153-158. — URL: https://novainfo.ru/article/9640 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться