Контейнерные перевозки грузов успешно применяются как на международных, так и на внутренних транспортных системах. Лидерское положение данный вид перевозок занимает благодаря использованию контейнеров.[1]
Контейнеризация — одно из направлений технического прогресса в организации перевозок, складировании и хранении грузов. Контейнеризация является одним из самых прогрессивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов. Контейнерные перевозки позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упаковки и маркировки, снижают затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы при смешанном сообщении. Очевидно, контейнерные перевозки один из самых экономичный видов транспортировки грузов. При использовании контейнеров затраты на тонну перевозимого груза снижаются на 20 — 40%, а простои под грузовыми операциями сокращаются в 2 — 3 раза. [2]
Важнейшей задачей успешной перевозки грузов является обеспечение сохранности перевозимых грузов путем соблюдения оптимальных режимов перегрузочных работ, рационального размещения в грузовых помещениях и создания условий сохранения качества грузов в процессе перевозки. Важным направлением в технологии и организации перевозки грузов является контейнеризация перевозочного процесса.[3,4] Сущность системы контейнерных перевозок грузов заключается в том, что груз перевозится с начального до конечного пункта в единой грузовой емкости контейнере, который в пунктах перевалки передается с одного вида транспорта на другой. Представляя собой как бы съемный кузов автомобиля или вагона, контейнер одновременно выполняет функцию внешней тары и временного склада для хранения груза. Контейнерные перевозки позволяют использовать морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт.
В 2015 году большое влияние на рынок транспортных услуг, в который входят контейнерные перевозки, оказали многочисленные изменения в мировой политике и экономике.[2] Снижение роста развитых экономик стало причиной уменьшения темпов развития перевозок. Нельзя не отметить значительное влияние увеличение цен на топливо.
Непосредственно для 2015 года было характерен рост, осуществляющийся низкими темпами. По сравнению с 2014 годом контейнерооборот увеличился только на 4%.[5] Также можно отследить динамику контейнерооборота по регионам.

Следует отметить снижение контейнерооборота в 2015 году по большинству регионов и в частности в Западной Европе.

Предложение сильно превышает спрос. Выявлена разбалансированность между спросом и предложением на контейнерном рынке и за минувшие годы этот разрыв из-за крупномасштабных поставок нового тоннажа высокой вместимости так и не был преодолен.[6,7]
Следует рассмотреть систему контейнерных перевозок в России и выявить основные проблемы.
Основным препятствием для развития контейнеризации грузов в России в настоящее время является отсутствие внутренней инфраструктуры для транспортировки, обработки контейнеров, соответствующей развитию транспортных мощностей.[8]
К факторам, сдерживающим рост контейнеризации отечественных грузоперевозок и привлечение дополнительного объема транзитных контейнерных потоков, относятся: низкая скорость перевозки контейнеров, низкая конкурентоспособность, значительные инфраструктурные ограничения (низкая пропускная способность отдельных участков сети ОАО «РЖД»), неразвитость сервиса «от двери до двери», недостаточная техническая оснащенность терминалов, несовершенство нормативной базы, в том числе таможенного законодательства, недостаточная степень интеграции со смежными видами транспорта, дефицит парка контейнеров, существенные инфраструктурные ограничения и пр. Выделенные факторы имеют негативный характер, усложняют достижение поставленных целей. [9]
К программным мероприятиям, способным устранить выявленные недостатки, Министерством транспорта и Министерством экономического развития отнесены [10,11]:
- оптимизация количества и размещения пунктов пропуска на коммуникациях различных видов транспорта;
- модернизация и увеличение пропускной способности наиболее загруженных и ликвидация малодеятельных пунктов пропуска;
- гармонизация транспортного законодательства;
- совершенствование финансирования и инвестиционной деятельности;
- развитие логистических технологий, информационных систем;
- стимулирование создания в России национальных контейнерных операторов и пр. Основой формирования единой транспортно-логистической системы страны должна стать стабильно развивающаяся транспортная система регионов и крупнейших предприятий государства.
В заключении следует отметить, что контейнерные перевозки один из наиболее экономичных видов транспортировки грузов. Основной проблемой их развития в России являются: низкий уровень контейнеризации грузов, отсутствие инфраструктуры и недостаточный уровень развития транспортных мощностей. Новый уровень качества перевозочных услуг, который неизменно будет достигнут, благодаря контейнеризации, позволит повысить конкурентоспособность всей транспортной системы страны на международном уровне. Для устранения проблем в сфере международных контейнерных перевозок потребуются вложения в развитие научно-исследовательской и нормативно-правовой базы.