Анализ динамики статистических данных перевозки пассажиров транспортом общего пользования

№56-2,

экономические науки

Статья посвящена рассмотрению статистических данных о различных видах общественного транспорта. В ней мы выбрали для рассмотрения несколько наиболее часто используемых видов и детально разобрав и изучив историю каждого из них, смогли дать свои предположения о изменениях, предложенных в статистических таблицах, смогли высказать преимущества и недостатки того или иного транспорта. Закончив работу, мы провели системный анализ статистики, описанной ранее лишь в таблицах, проанализировали динамику пассажирских перевозок общественным транспортом.

Похожие материалы

В современном мире активно развиваются различные виды транспорта. В статье приведем данные по транспорту общего пользования. Транспорт общего пользования- это транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения [1]. А именно, отметим перевозку пассажиров (Перевезено пассажиров – число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта и видам сообщения. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиропоездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково или по моменту приобретения билета, или по моменту отправления транспортного средства. Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется. Данные по перевозке пассажиров приведены с учетом пассажиров, пользующихся правом бесплатного и льготного проезда [1]) различными видами транспорта, такими как: железнодорожный, автобусный, троллейбусный, метрополитен и воздушный.

Начнем системно анализировать данные с железнодорожного вида транспорта (1992г-2372 млн человек (в дальнейшем млн ч), 2000г-1419 млн ч., 2005г-1339 млн ч., 2010г-947 млн ч., 2011г-993 млн ч., 2012г-1059 млн ч., 2013г-1080 млн ч., 2014г-1076 млн ч., 2015г-1025 млн ч.) [2]. В 1990-е годы практически не строилось новых железных дорог в России, ухудшилось состояние вокзалов, пригородных поездов и поездов дальнего следования, самих вагонов. Как мы видим на период с 1992 по 2010 идет спад в использовании железнодорожного транспорта, это может быть связано с развитием воздушного транспорта (1992г-63 млн ч., 2000г-23 млн ч., 2005г-37 млн ч., 2010г-59 млн ч., 2011г-66 млн ч., 2012г-76 млн ч., 2013г-86 млн ч., 2014г-95 млн ч., 2015г-94 млн ч.) [2].

Железными дорогами в России пользуются в основном для поездок в ближайшие города столицы (в Подмосковье) и очень редко для поездок в другие странны. Например, поезд Москва-Владивосток идет в среднем 6 дней, а расстояние между городами 6 416 км, поезд Москва-Берлин проводит в пути около 1 дня, а расстояние между городами 1 796 км, в то время как воздушный транспорт- самолет Москва-Владивосток идет 8 часов и Москва-Берлин 3 часа (без пересадок). По последним статистическим данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики на 2015 год протяженность путей сообщения железных дорог составляет 86 тыс. км. С 1992 по 2015 год, данные практически не изменялись, за исключением 1992 года они составляли 88 тыс. и 2005- 85 тыс. [3]. А если говорить о безопасности данного вида транспорта, то число происшествий начиная с 1994 года, где оно составляло 34 значительно уменьшилось на 2015 год, где составило 15, за этот период в 21 год было две точки минимума в 2010 и 2012 году, где число происшествий было равно единице [4].

Воздушный вид транспорта имеет подъем по предложенным данным на всем представленном периоде ведения статистики, это обуславливается тем, что крупнейший авиаузел России — Московский _ отправляет ежегодно около 15 млн пассажиров, тогда как главные авиаузлы Европы, США, Восточной Азии отправляют по 25–110 млн пассажиров в год. На рынке авиаперевозок действуют более 260 авиакомпаний, из них 85 — в государственной и муниципальной собственности; 150 авиакомпаний выполняют полёты на международных линиях [5].

Такой вид транспорта имеет ряд преимуществ, такие как высокая скорость, составляет порядка 800 км/ч, спрямление пути, что значительно уменьшает время в пути и возможность использования в таких районах, где отсутствует другой вид транспорта. Сейчас люди все чаще используют именно этот вид транспорта, совершая длинные поездки. Если говорить о воздушном виде транспорта, как о безопасном, то тут могут возникнуть трудности с ответом. По данным ФСГС (Федеральной службы государственной статистики) с 1994 по 2015 год число происшествий колебалось от 12 до 58 (1994г-59, 2000г-17, 2005г-12, 2010г-24, 2011г-38, 2012г-38, 2013г-30, 2014г-38, 2015г-41) [4]. Но мы видим, что все же, сравнивая с ж/д транспортом, этот является менее безопасным, но значительно быстрым.

Далее поговорим о трамвайном и троллейбусном видах транспорта. Статистические данные по ним, отличаются лишь на несколько сотен, а то и десятков из года в год. Для большей наглядности предлагаем рассмотреть точную статистику трамвайного вида транспорта: 1992г-8071 млн ч., 2000г-7421 млн ч., 2005г-4123 млн ч., 2010г-2079 млн ч., 2011г-2004 млн ч., 2012г-1928 млн ч., 2013г-1629 млн ч., 2014г-1551 млн ч., 2015г-1478 млн ч. [2]. Мы видим, что с каждым последующим периодом количество перевезенных пассажиров уменьшается. Рассмотрим троллейбусный транспорт: 1992г-8619 млн ч., 2000г-8759 млн ч., 2005г-4653 млн ч., 2010г-2206 млн ч., 2011г-2152 млн ч., 2012г-2051 млн ч., 2013г-1735 млн ч., 2014г-1803 млн ч., 2015г-1616 млн ч. [2].

Такой упадок в потребности данных видов транспорта может быть вызван неудобством проведения электропроводов и строительстве дорогостоящих трамвайной линии. Но и есть главное преимущество у таких видов транспорта - это сохранение воздуха, при отсутствии продуктов сгорания. Но все-таки в сравнении с автобусным или автомобильным транспортом, они имеют четкий неизменный маршрут по ходу следования линий электропередач.

Протяженность путей сообщения трамвайных путей из года в год уменьшалась, по итогу вышло, что с 1992 года (3,1 тыс. км) по 2015 год (2,5 тыс. км) изменение было равно 600 км. Чего нельзя сказать о троллейбусных линиях, их протяженность увеличилась с 4,6 тыс. км до 5, 3 тыс. км [3]. В статистике числа городов и поселков городского типа, имеющих внутригородское пассажирское сообщение можно проследить туже тенденцию, число городов, использующих трамвайный вид транспорта, уменьшилось с 70 до 62, а троллейбусный напротив увеличилось с 86 до 88, имея пик в 2005 году, составляющий 90 городов [6].

Выше упоминалось об автобусах. Приведем статистику функционирования этого вида транспорта. Она имеет вид: 1992г-24874 млн ч., 2000г-23001 млн ч., 2005г-16374 млн ч., 2010г-13434 млн ч., 2011г-13305 млн ч., 2012г-12766 млн ч., 2013г-11587 млн ч., 2014г-11554 млн ч., 2015г-11523 млн ч. [2]. Перевозки пассажиров автобусами уменьшается, это может быть связано с развитием рынка автомобилей, который в наши дни уже настолько огромен, что имеющий машину, редко пересаживается на общественный транспорт.

Также существует междугородний автобусный транспорт, который в основном следует в ближайшие населенные пункты или же в отдельные страны. У пассажиров появилась возможность за низкую цену с комфортом добраться до пункта назначения. Также преимуществом является возможность провоза багажа в специальном багажном отделении, чтобы он не мешал в салоне. Число городов и поселков, использующих автобусы в качестве общественного транспорта за последние 24 года увеличилось почти на 300 [6]. Протяженность путей сообщения автомобильных дорог увеличилась с 1992 года на 1 тыс. километров, это связано с развитием наземного транспорта, в особенности автомобильного [3].

Также хотелось бы обратить внимание на такси и привести анализ его использования. Рассмотрим статистические данные по легковому такси 1992г-266 млн ч., 2000г-16 млн ч., 2005г-6 млн ч., 2010г-30 млн ч., 2011г-27 млн ч., 2012г-29 млн ч., 2013г-31 млн ч., 2014г-22 млн ч., 2015г-27 млн ч.[2]. Мы можем заметить быстрый спад после 1992 года, предположительно это связано с началом пользования автомобилями. С наступлением 21 века у людей появилась возможность приобретать автомобили. Это послужило одной из причин спада использования такси. Но, тем не менее, такси имеет свою актуальность, так как в наше время в такси создаются максимально комфортные условия пользования. В наше время вызвать такси не составляет труда, можно даже отслеживать, насколько оно близко к той или иной точке, также можно четко создать маршрут и определить его стоимость.

Следующий вид транспорта, который будет рассмотрен в исследовании это метро. Статистика перевоза пассажиров гласит: 1992г-3567 млн ч., 2000г-4186 млн ч., 2005г-3574 млн ч., 2010г-3294 млн ч., 2011г-3351 млн ч., 2012г-3446 млн ч., 2013г-3491 млн ч., 2014г-3437 млн ч., 2015г-3336 млн ч. [2]. Общее количество за последние года не менялось белее чем 1 млн человек. Метрополитеном всегда пользовались, потому что этот вид транспорта один из самых рациональных, под землей нет пробок, благодаря этому можно более точно рассчитать время в пути, а также со временем строятся новые станции, которые увеличивают площадь затрагиваемых метро районов и увеличивают протяженность путей.

С 1992 года по конец 2015 года длина рельс под городами увеличилась с 367 тыс. км до 517 тыс. км, растя с годами в среднем на 10-30 тыс. [3]. Число городов с метро в России с 2005 года составляет 7, ранее было 6, последней присоединилась Казань, в список которых входят: Москва (с 1935г), Санкт-Петербург (с 1955г), Нижний Новгород (с 1985г), Новосибирск (с 1986г), Самара (с 1987г), Екатеринбург (с 1991г), Казань (с 2005г соответственно) [4].

А сейчас все исследуемые выше данные, которые мы подвергли анализу вставим в таблицу для более наглядного примера.

Транспорт

1992

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Железнодорожный

2372

1419

1339

947

993

1059

1080

1076

1025

Воздушный

63

23

37

59

66

76

86

95

94

Трамвайный

8071

7421

4123

2079

2004

1928

1629

1551

1478

Троллейбус

8619

8759

4653

2206

2152

2051

1735

1803

1616

Автобус

24874

23001

16374

13434

13305

12766

11587

11554

11523

Такси

266

16

6

30

27

29

31

22

27

Метрополитен

3567

4186

3574

3294

3351

3446

3491

3437

3336

Следовательно, анализируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что приоритетные виды транспорта меняются с развитием и появлением новых способов передвижения, развития логистики, ее структур, систем и элементов в мире [7-9] и России [10,11]. Каждый из них имеет свои специфические преимущества по сравнению с другими, но также имеют и ряд недостатков. Представленные для публикации результаты исследования получены в научной школе кафедры логистики в соответствии с ее тематикой и методологией научных исследований [12-16].

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики Россия в цифрах.2016 стр. 309 глава 19.0 [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/IssWWW.exe/Stg/d02/19-00.doc
  2. Федеральная служба государственной статистики Россия в цифрах.2016 глава 19.3 ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/IssWWW.exe/Stg/d02/19-03.doc
  3. Федеральная служба государственной статистики Россия в цифрах.2016 глава 19.6 ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тыс. километров) [Электронный ресурс]http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/IssWWW.exe/Stg/d02/19-06.doc
  4. Федеральная служба государственной статистики Россия в цифрах.2016 глава 19.7 ЧИСЛО ПРОИСШЕСТВИЙ И ЧИСЛЕННОСТЬ ПОСТРАДАВШИХ В ПРОИСШЕСТВИЯХ С ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/IssWWW.exe/Stg/d02/19-07.doc
  5. https://geographyofrussia.com/vozdushnyj-transport-rossii/
  6. Федеральная служба государственной статистики Россия в цифрах.2016 глава 19.4 ЧИСЛО ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА, ИМЕЮЩИХ ВНУТРИГОРОДСКОЕ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ, ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (на конец года) [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/IssWWW.exe/Stg/d02/19-04.doc
  7. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  8. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003.–316 с.
  9. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.
  10. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.
  11. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
  12. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71-75.
  13. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5-15.
  14. Лысенко Л.В., Шаталов В.К., Минаев А.Н., Лысенко А.Л., ГОРБУНОВ А.К., КОРЖАВЫЙ А.П. КАШИНСКИЙ В.И., ВОРОНОВ В.И., ГУЛЬКОВ А.Н., ПАНИЧЕВ А.М. Лысенко С.Л. Произведение науки: «Закон телепортации – единство транспортных и хронометрических (кинетических) процессов переноса вещества, энергии и момента импульса» Свидетельство № 13-461 Системы сертификации и оценки объектов интеллектуальной собственности и знак соответствия системы от 25 сентября 2013г.
  15. Воронов В.И., Сидоров В.П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c.
  16. Воронов В.И. Управляемые модели функционирования производственно-хозяйственных, транспортных и коммерческих структур. Учебное пособие. Владивосток: изд-во Дальневосточного университта,1996г. ISBN 5-7444-0689-1 Присвоен гриф ДВ РУМЦ(УМО) 176 с.