Единое информационное пространство как один из способов государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

NovaInfo 57, с.312-316, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается возможность создания единого информационного пространства для субъектов малого и среднего бизнеса с целью повышения эффективности государственной поддержки.

Ключевые слова

МАЛЫЙ БИЗНЕС, МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, СУБЪЕКТЫ, СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ЕДИНЫЙ РЕЕСТР, ПРЕДПРИЯТИЕ, ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Текст научной работы

Малый бизнес является опорой любой развитой страны. Больше 60 % ВВП развитых стран, таких как страны-члены Евросоюза, Соединённых Штатов Америки приходиться на долю малых предприятий. Малость компаний в размерах, по масштабам своей деятельности, ничуть не уступает крупному бизнесу. Такие параметры достигаются за счет высокой мобильности предприятий, снижению социальной напряженности за счет самозанятости населения и возможности быстро адаптироваться к новым условиям функционирования при достаточно небольших объемах финансовых затрат.

В Российское Федерации становление малого бизнеса не имеет под собой многолетней исторической основы. Малые предприятия вышли на рынок после смены плановой экономики на рыночную. В условиях сложной конкурентной среды, регулярных цикличных экономических кризисов малое предпринимательство представляет собой феномен, способный заниматься коммерческой деятельность в условиях постоянного недостатка финансовых, трудовых, информационных ресурсов. Поэтому данной группе предприятий для успешного функционирования необходима поддержка.

Поддержка предпринимательства государством в Российской Федерации проводиться как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», дочерняя организации ГК «Внешэкономбанк» АО «МСП Банк», осуществляющая кредитное финансирование сектора малых предприятий [3,4]. Также создается инновационная инфраструктура состоящая из центра кластерного развития, инжинирингового центра, центра прототипирования и центра сертификации, стандартизации и испытаний. C 01 июля 2016 года вступила в силу статья 4.1 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», регулирующая вопросы ведения Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса [1]. В данный реестр с 01 августа 2016 года заносятся данные о субъектах малого и среднего предпринимательства, отвечающие критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [2]. Появление предприятия в данном реестре предполагает получение льгот, таких как, ведения упрощенного бухгалтерского учета, предоставления в Федеральную налоговую службу меньшего комплекта документов, возможность избежать неналоговых проверок [5]. Однако, в связи с тем, что учет количества предприятий малого бизнеса ведет также Федеральная служба государственной статистики, в 2016 году возникла неопределенность касательно числа субъектов малого предпринимательства [6]. Федеральная служба государственной статистики по результатам наблюдения за малыми предприятиями (не включая микропредпрития) за первое полугодие 2016 года отметила сокращение их числа с 242661 тыс. до 172830 тыс. Федеральная налоговая служба по состоянию на 10 августа 2016 года показывает 267749 тыс. функционирующих малых предприятий, что отражает устойчивый рост количества предприятий этого сектора, а не сокращение. В связи с чем, появляется необходимость в создании единого информационного пространства для предприятий малого и среднего бизнеса, с целью анализа точной картины отражающей действительность. Предоставление отчетности в различные государственные организации и центры приводит к недостоверности получаемых данных, что в целом негативно сказывается на существующий государственной поддержке малых предприятий.

Единая информационная система может быть создана на базе различных государственных структур. Необходимо продолжить взаимодействие с ней на базе Федеральной налоговой службы, осуществляющей проверки, относительно соответствия предприятий субъектам малого и среднего бизнеса, но также необходимо создать единое информационное поле на базе ведомства Министерства экономического развития Российской Федерации или на базе АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» для осуществления централизованного надзора и контроля за реализацией Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Необходимо проработать механизм подключения субъектов малого предпринимательства к этой системе, унифицировать документацию, предоставляемую в систему, которая сможет продемонстрировать уровень развития предпринимательства как в целом по Российской Федерации, так и по каждому субъекту Федерации в отдельности.

Малые предприятия имеют возможность пользоваться консультационно-информационными услугами в Многофункциональных центрах, отделениях банков, сотрудничающих с АО «МСП Банк». Однако, большая отдаленность данных структур в регионах и необходимость предоставления обширного пакета документов, полностью сводит на нет все положительные стороны государственных программ поддержки малого предпринимательства.

Единая информационная пространство для малого и среднего бизнеса должно включать в себя:

  • полный спектр доступных программ по кредитованию или предоставлению гарантий предприятиям с анализом реально действующих процентных ставок;
  • единую базу государственных и муниципальных заказов, для реализации которых могут быть привлечены малые предприятия;
  • необходимое программное обеспечение, позволяющие осуществить предоставление данных по средствам сети интернет;
  • единую аналитическую базу данных с бесплатным доступом к исследованиям.

К сожалению, на данный момент все эти данные, хотя и имеются в открытом доступе, хранятся на многочисленных сайтах компаний и не позволяют в полной мере оценить эффективность осуществления бизнеса в соответствии с особенностями развития регионов Российской Федерации. Очень часто на региональном уровне вообще отсутствует открытая информация относительно действующих программ и результатов деятельности. Также все данные предоставляются путем перенаправления с одного информационного сайта на другой, где разные компании занимаются изучением и мониторингом проблем малых предпринимателей. Созданный АО «Корпорация «МСП»» портал информационных ресурсов для просмотра аналитики для малого бизнеса перенаправляет на ТАСС Бизнес, который занимается исследованиями, но при этом АО «МСП Банк» и Ресурсный центр малого предпринимательства также занимаются постоянным мониторингом и осуществлением работы с малыми предприятиями []. При этом, для проведения исследований выделяются федеральные средства, которые расходуются не эффективно в связи с осуществлением дублирования деятельности. Также на различных сайтах можно найти информации о программах, закупках и тендерах, проводимых в Российской Федерации. Но не все регионы осуществляют предоставление и своевременное наполнение информацией региональных сайтов, хотя финансирование программ поддержки малого бизнеса в регионах осуществляется с привлечением федеральных бюджетных средств. Единое информационное пространство должно аккумулировать предоставленные данные с осуществлением в режиме реального времени детального анализа эффективности программ и выделяемых ресурсов не только на федеральном, но и на региональном уровне. Необходимо создать «единое окно» отражающее все 85 субъектов Российской Федерации с централизованным управлением. Это позволит осуществлять постоянный анализ количества предприятий, воспользовавшихся той или иной формой поддержки, основных видов деятельности, и возможность формирования малых предприятий с учетом необходимых для развития территорий регионов, чтобы в условиях жесткой экономии средств федерального бюджета дотировать наиболее нуждающиеся и необходимые программы. Также, малые предприятия должны отчитываться через единое информационное пространство о результатах своей деятельности для подтверждения использования выделенных для целевого финансирования средств и предоставленных гарантий по назначению.

Организация единого информационного пространства предприятий малого и среднего бизнеса не только позволит отследить реальную ситуацию в этом секторе, но и планомерно предоставит необходимые аналитические данные для осуществления различных исследований. Средства, выделяемые различным структурам, для осуществления разработки информационных систем поддержки малого бизнеса, целесообразно направить для создания одной единой информационной базы, которая послужит толчком к увеличению темпов деятельности предприятий малого бизнеса, за счет прозрачности и доступности к информации и возможности снижения дальнейшей нагрузки с государства по финансированию малых предприятий на предоставление различных нематериальных видов стимулирования деятельности.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ [Электронный ресурс] /Дата обращения: 16.12.2016 год /Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  2. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] /Дата обращения: 16.12.2016 год /Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71370186/paragraph/7:2
  3. Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] /Дата обращения: 16.12.2016 год / Режим доступа: http://www.mspbank.ru/.
  4. Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса» [Электронный ресурс] /Дата обращения: 16.12.2016 год / Режим доступа: http://corpmsp.ru/
  5. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] /Дата обращения: 16.12.2016 год / Режим доступа: http: //rmsp.nalog.ru/index.html
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] /Дата обращения: 16.12.2016 год /Режим доступа: http:www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/

Цитировать

Зеленина, Д.В. Единое информационное пространство как один из способов государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации / Д.В. Зеленина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 312-316. — URL: https://novainfo.ru/article/9772 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться