Запасы предприятия: понятие и причины создания

NovaInfo 76, с.114-117, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В приведённой ниже статье определена цель и причины создания запасов, их основные функции и роль в процессе производства.

Ключевые слова

СЕЗОННЫЕ КОЛЕБАНИЯ, ПОТРЕБИТЕЛИ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОИЗВОДСТВО, ПРИБЫЛЬ, ДЕФИЦИТ, ЗАПАСЫ, ПРЕДПРИЯТИЕ

Текст научной работы

В приведённой ниже статье определена цель и причины создания запасов, их основные функции и роль в процессе производства: на что обратить внимание, а что лучше избежать.

В условиях совершенной конкуренции организации и предприятия направлены на повышение своей эффективности и прибыли. Различные спады спроса, кризисы, инфляции, повышение курса валюты многие другие факторы, которые нельзя предугадать на 100% приводят к тому, что руководители создают или находят различные способы по преодолению трудностей установлению себя на более стабильное место в условиях рыночных отношений. А наличие и создание запасов на предприятии обретает все большую ценность.

Цель данного исследования: обозначить, что такое «запасы” и выявить основные причины создания и их функции.

Активы в бухгалтерском учёте используют как материально-производственные запасы:

  • которые находят свою применение как сырье и материалы во время производства продукции, направленной на продажу;
  • которые применяются для продажи, а также готовая продукция и товары;
  • которые применятся для управленческих функций.

Как известно, при производстве, эксплуатация материально-производственных запасов может быть произведена несколькими способами: полная переработка и создание новых или деформация форм и размеров или они становятся частью (или входят в состав) без внешних изменений или только участвуют в изготовление основного продукта, не входя в их вес и химический состав. В себестоимости готовой продукции материально-производственные затраты составляют большую часть (в промышленности запасы — это 70% от всех затрат на производство, а в лёгкой и пищевой отраслях — это целых 90%).

Запасы на предприятии — это то звено, которое входит в материальный поток на всех стадиях технологической переработки.

Управление запасами — это одно из важнейших слагаемых главной политики управления оборотными активами производства, основная задача состоит в том, чтобы организовать беспрерывный процесс производства и реализации продукции, используя при этом метод минимизации совокупных затрат и обслуживанию запасов.

Надо учитывать, что при управлении оборотными активами, к производственным запасам относят как сырье и материалы, способствующие производственному процессу, так и товары для перепродажи, незавершённое производство и готовую продукцию.

Существует ряд основных причин, которые характеризуют наличие запасов на предприятии:

  • повышение эффективности производства: запасы дают возможность снизить или полностью исключить простои технологического оборудования, максимально использовать ресурс времени процесса производства и работы оборудования, сократить издержки производства, связанные с дополнением производственных мощностей и т.д.;
  • создание беспрерывного обслуживания клиентов и потребителей: запасы дают возможность уравновешивать сезонные и случайные колебания спроса, избегать допустимых сбоев в поставках;
  • снижение уровня издержек, которые соприкасаются с закупками материальных ценностей и их транспортировкой (прямо-пропорциональная зависимость объёма груза и использование грузоподъёмности подвижного состава и количества поездок транспортного средства);
  • извлечение экономической выгоды при формировании запасов в условиях инфляции, дефицита, высокого спроса и т.д.;
  • сезонные колебания (чаще всего связано с продуктами сельского хозяйства);
  • скидки, акции, выгодные предложения при приобретении крупных масштабных партий;
  • спекуляция. Цена может резко увеличиться на некоторые категории товаров и предприятие, которое смогло спрогнозировать этот рост, делают большие запасы для получения прибыли за счёт повышения рыночной цены.
  • вероятность эффективного и незамедлительно обслуживания клиентов. Осуществить свой заказ потребитель может несколькими способами:
    • изготовить выбранные товар;
    • закупить выбранные товар;
    • выдать выбранные товар из имеющегося запаса товаров.

Последний способ, надо сказать, является самым дорогим, так как требует большие средства на содержание и хранение запасов. Несмотря на это, он может стать главным фактором в борьбе за покупателя в условиях конкуренции.

Стоит учитывать один важный момент: расчёт необходимого количества запасов при их формировании, которое создаётся и используется предприятиями для непредвиденных сбоев в поставке и сезонных изменений спроса потребителей. Заморозка средств в запасах несут как минусы, так и плюсы. К первым относится снижение финансовых результатов производственной деятельности, а ко вторым — предприятие обретает устойчивость и ликвидность.

Дефицит запасов может стать следствием остановки производства, снижение объёмов реализации, а также резкую необходимость закупать по высоким ценам сырье и материалы, и, как следствие, получение планируемой прибыли в неполном объёме. Учитывая то, что запасы — это ликвидные активы, их сокращение ухудшает показатель текущей ликвидности.

Избыток запасов — это всегда как повышение уровня затрат на хранение и содержание, так и увеличение налога на имущество и получение планируемой прибыли не в полном объёме, что является следствием остановки финансовых ресурсов в запасах и потеря в результате нанесения вреда и изнашиванию запасов.

В качестве примера, характеризующего одну из функций запасов, приведу случай, который произошел на производстве изделий из кожи меха в 2008 году во время кризиса. На предприятии осталось много нереализованной пушнины, которая закупалась на аукционах в долларовом и евровом эквиваленте, мировой рынок не уступил в цене (то есть, цены на мировых аукционах осталась прежней), поэтому стоимость закупленного сырья не упала, а на фоне резкого повышения курса валют значительно поднялась в рублевом эквиваленте. В 2010 году появился спрос и если другие предприятия не смогли закупить новое сырье из-за дороговизны, то это очень хорошо сработало, предоставив и ассортимент и приемлемые цены.

Как уже было сказано выше, несмотря на дороговизну содержания и хранения запасов, это может стать выгодной инвестицией, которая в будущем принесет большую прибыль и сможет наладить, например, скорость изготовления, ведь это один из способов на долгое время забыть о дефиците того или иного материала.

Читайте также

Список литературы

  1. Екимова, К. В. Финансовый менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 381 с. — (Серия : Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-9916-3567-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E7E1DF80-88EF-459E-BE6F-61F48D06C789.
  2. Финансовый менеджмент : учебник / Г. Б. Поляк [и др.] ; под ред. Г. Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 456 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-9916-4395-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/E3222ED3-6A7B-4E2F-8FB0-B370A979A479.

Цитировать

Вавилова, С.А. Запасы предприятия: понятие и причины создания / С.А. Вавилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 76. — С. 114-117. — URL: https://novainfo.ru/article/14421 (дата обращения: 21.03.2023).

Поделиться