Модель оценки экономической результативности областного (регионального) аналитического центра

NovaInfo 57, с.325-328, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о экономической эффективности создания и функционирования аналитического центра, который необходим для информационной поддержки участников перевозочного процесса. Описаны основные затраты, определены основные условия эффективной работы центра.

Ключевые слова

ЗАТРАТЫ, ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Текст научной работы

В Омске создана рабочая группа по разработке единой стратегии развития муниципальных пассажирских предприятий (МПП), в состав которой вошли ученые Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ) — специалисты в области организации перевозок и экономики и управления предприятий на транспорте.

Предлагается на базе каждого пассажирского предприятия МПП создать аналитические группы. Цель деятельности аналитических групп — разработка мероприятий, действий направленных на эффективную реализацию мер направленных на повышение качества перевозок, на выявление и предотвращение объективных причин негативно влияющих на эффективность деятельности, а также субъективных действий, способных привести к нанесению ущерба экономическим интересам их деятельности. Успешное развитие предприятия, в частности МПП, — это успешная деятельность в будущем. Любое развитие тесно связано с программами развития (ПР) МПП, решающими различные проблемы. Для планомерного и сбалансированного развития любого МПП необходима реализация новых программ в различные сферы деятельности предприятия, в том числе технологические и технические новшества, информационные и телекоммуникационные технологии, новые управленческие решения и финансово-экономические инструменты и т. д. [1,4].

Под ПР следует понимать комплекс действий или мероприятий усовершенствования возможностей МПП решать различные проблемы и иметь способность к обновлению. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук [1].

Аналитические группы рекомендуется объединить в Областной (региональный) аналитический центр. Который необходим для информационной поддержки не только участников перевозочного процесса, и для выполнения работ по сбору ПР, хранению, анализу информации, но и для инвесторов, собственников, федеральных служб, для оперативного и достоверного контроля деятельности.

Основными суммарными показателями, характеризующими деятельность МПП области (региона), является [1,2]:

С — стоимость автотранспортных услуг (АТУ), объем производства АТУ в стоимостном выражении по действующим тарифам.

C= \sum_{i=1}^{n}{C_i}

Z — текущие годовые затраты на производство АТУ: заработная плата, отчисления в государственный внебюджетные фонды, автомобильное топливо, смазочные и эксплуатационный материалы, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт, износ и ремонт автомобильной резины, амортизация подвижного состава, общехозяйственные расходы.

Z= \sum_{i=1}^{n}{Z_i}

Ф — стоимость основных производственных фондов.

\Phi= \sum_{i=1}^{n}{\Phi_i}

Вj — время (нормативное) окупаемости капитальных вложений j — ой программы развития ПР.

Сj, Zj, Фj — соответственно годовые значения стоимости АТУ, текущих затрат и основных фондов по j — ой программе развития ПР.

Годовая прибыль МПП области (региона) рассчитывается по формуле:

\Pi = \sum_{i=1}^{n}{C_i}-\sum_{j=1}^{n}{Z_j}

Пу — условная величина, равная уменьшенной годовой прибыли, приходящейся на один год окупаемости капитальных вложений, за счет доли основных фондов.

\Pi_{y} = \sum_{j=1}^{n}{C_j}-\sum_{j=1}^{n}{Z_j}-\sum_{j=1}^{n}{\frac{\Phi_j}{B_j}}

В качестве показателя эффективности областного (регионального) аналитического центра предлагается использовать приращение ∆ПУ — количественный показатель улучшения деятельности МПП области (региона) в результате функционирования аналитического центра.

\Delta \Pi_{y} = \sum_{j=1}^{n}{\Delta C_j}-\sum_{j=1}^{n}{\Delta Z_j}-\sum_{j=1}^{n}{\frac{\Delta \Phi_j}{B_j}}\rightarrow max

где ∆Сj, ∆Zj, ∆Фj — соответственно годовые приращения объема производства АТУ, текущих затрат и основных фондов в результате функционирования аналитического центра при прочих равных условиях.

Приращение ∆Z может быть отрицательным, если, например, по условиям рынка приращение объема производства АТУ (∆Сj) стремится к нулю. В этих случаях влияние аналитического центра на j — ю программу развития заключается главным образом в уменьшении текущих затрат. Если эффект аналитического центра выражается в увеличении объема производства (∆Сj), то приращение текущих затрат положительно (∆Zj > 0), так как дополнительный объем производства АТУ требует увеличения фонда заработной платы, расхода материалов, ГСМ. Тогда функционирование аналитического центра сдерживает рост текущих затрат, куда входят, в частности, и затраты на содержание аналитического центра [5].

В приращении стоимости основных фондов учитываются затраты на создание аналитического центра. Если по условиям использования всех возможностей, предоставляемых аналитическим центром, оказывается целесообразным увеличить основные производственные фонды и этим увеличить объем производства товаров и услуг, то приращение ∆Фj получается еще большим, что уменьшает эффект от увеличения приращения ∆Сj. [1,6].

Перед рассмотрением ПР МПП аналитический центр получает от предприятий проекты программ. Суммирование показателей, рассчитанных аналитическими группами МПП для каждого года планируемого периода, дает объем услуг (Cj1), текущие затраты (Zj1) и потребные фонды (Фj1). Затем по одинаковым исходным данным осуществляется решение задачи оптимизации программ развития в рамках области (региона). Результатом будут величины Сj2, Zj2 и Фj2. Разности Сj=Сj2 — Сj1, ∆Zj = Zj2 — Zj1, ∆Фj = Фj2 — Фj1 являются исходными данным для расчета показателя эффективности ∆ПУ.[1,3].

Таким образом, оценка эффективности ПУ сводится к расчету приращений объема АТУ (∆Сj), текущих затрат (∆Zj) и производственных фондов (∆Фj), образовавшихся в результате функционирования аналитического центра в течение года. Реализация каждой программы развития и управленческие решения руководства МПП оказывают непосредственное или опосредствованное влияние на величины этих приращений [3].

Дальнейшее исследования направлены на поэлементное определение затрат и изучение вопросов создания областного (регионального) аналитического центра [1,6].

Читайте также

Список литературы

  1. Эйхлер, Л.В. Сухарева, С.В. Управление реализацией программ развития грузовых автотранспортных предприятий [Текст] : монография / Л. В. Эйхлер, С. В.Сухарева; СибАДИ. - Омск : СибАДИ, 2008. - 100 с.
  2. Сухарева, С. В. Бизнес-процессы автотранспортных предприятий [Электронный ресурс] / С. В. Сухарева // NovaInfo. - 2016. - № 50. - С. 146-148. - URL: http://novainfo.ru/article/7578 (дата обращения 10.12.2016).
  3. Эйхлер, Л.В. Особенности формирования финансовых результатов деятельности автотранспортного предприятия./Л.В. Эйхлер// Проблемы экономики и менеджмента.- 2016.- №6 (58) с. 90-93
  4. Эйхлер, И.А. Частно-государственное партнерство как инструмент создания инновационного бизнес-процесса // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – с. 864-868.
  5. Черникова А.Е. Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие / А.Е. Черникова, О.В. Ренгольд // Динамика систем, механизмов и машин. – 2016. – Т. 4. – № 1. – С. 237-239.
  6. Автотранспортные предприятия в конкурентной среде: факторы и механизмы развития [Электронный ресурс] : Монография / В.В. Бирюков, В.Ю. Кирничный, Е.Б. Лерман, С.А. Теслова. – Омск: СибАДИ, 2016. – 1 электрон. опт. Диск (DVD-R). – Загл. с этикетки диска.

Цитировать

Тихонова, М.С. Модель оценки экономической результативности областного (регионального) аналитического центра / М.С. Тихонова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 325-328. — URL: https://novainfo.ru/article/9792 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться