Психология в системе наук

№57-3,

психологические науки

Автор рассматривает место психологии в современной системе наук.

Похожие материалы

В программных документах по реформированию системы образования Узбекистана поставлена цель – образование в республике должно достичь такого уровня, при котором оно будет в состоянии обеспечивать опережающую подготовку конкурентоспособных кадров.

Особо важное значение в решении задач коренного реформирования сферы образования принадлежит высшему образованию. Как отмечено во «Всемирной декларации о высшем образовании для 21 века: подходя и практические меры» (ЮНЕСКО, Париж, 1998) необходимо: «… рассматривать в качестве катализатора всей системы образования… Высшее образование должно вносить активный вклад в развитие всей системы образования, в частности, путем совершенствования педагогического образования…».

Во все времена науку интересует конкретный человек, его внутренний мир, причины и закономерности возникновения тех или иных его поступков, поведение человека в обществе.

Всем этим занимается психология, которая с момента своего возникновения пытается ответить на эти и другие вопросы.

В нашей обыденной жизни мы часто и достаточно широко используем слова «психология», «психолог», «психологический» и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием. «Это – хороший психолог»,- говорим мы о том, кто умеет наладить контакт с людьми. Какой художник, и какой психолог! - сказала Ж. Санд о Льве Толстом, имея в виду его способность, передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души.

Как-то еще в 1927 году Жан Пиаже рассказывал Альберту Эйнштейну о развитии детского восприятия пространства. Великий физик слушал с большим вниманием, а потом сказал; «Как это сложно! Насколько психология сложнее физики!»

«Такая уж у него (у меня) психология», - говорим мы иногда не вполне, впрочем, грамотно, - пытаясь объяснить неожиданные порывы и поступки или констатируя особенности собственной или чьей-то личности. Иногда мы говорим фразу типа «Ну, он психический», означающую, что некто, по мнению говорящего, является неполноценным или больным.

Подобная вольность в использовании слова вполне естественная для разговорной речи и только. Но она может смущать входящего в мир психологии, затруднять первые шаги в этой не вполне обычной дисциплине.

Сложности начинаются уже при переводе на русский язык с греческого самого слова «психология». Между тем слово «психология», возникшее в 18 веке (его создателем был знаменитый немецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смысле означает «учение о душе». Именно душу древние греки называли «Псюхе», или Психеей, изображали ее среди своих божеств в виде прекрасной девушки.

Рассказать о том, как понимали психику древние греки, значительно проще, чем дать понятие о психической деятельности на современном уровне развития науки. И все же дать такой анализ необходимо – иначе многие факты, свидетельствующие о возможностях психического развития человека, останутся такими же таинственными, какими они были во времена Древней Греции.

Нельзя понять закономерности психического развития человека, возможности, пути и методы этого развития, не зная, хотя бы в самой в общей форме, что из себя представляет психическая деятельность.

Задача рассказа о психике как объекте современной науки, однако, облегчается тем обстоятельством, что все взрослые люди, даже если они не сталкивались никогда с психологией, знают о том, что душевная жизнь человека совершенно определенным образом связаны с работой мозга. Учение И.П. Павлова и И.М. Сеченова о мозговых рефлексах (ответах на раздражители внешнего мира), факты и закономерности работы мозга не только были открыты, но и получили широкое распространение.

Каждый из нас чувствует, что образы, которые возникают в голове, когда мы смотрим на тот или иной предмет, или когда вспоминаем об этом предмете, т. е. вся своеобразная картинная галерея наших внутренних образов сильно отличается от самих предметов, окружающих человека. В чем же природа этих внутренних рисунков, какую роль играют они в ряду явлений мира, который предстоит перед нами в виде осязаемых, протяженных вещей?

Как же теперь можно представить себе предмет психологической науки?

Термин «психология» возник ещё в XVI веке и насчитывает 500 лет, но широком научном употреблении лишь в середине 19 века. Первоначально он относился к науке, которая занималась изучением душевных или психических явлений, связанных сознанием, то есть таких явлений, которые каждый человек легко обнаруживает у себя в результате самонаблюдения. В последствии уже в начале 20 века сфера исследований психологов значительно расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы и деятельность человека. Эти исследования вышли далеко за рамки собственно субъективных психических явлений.

Психология – то наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер.

Что же является объектом и предметом психологии? Казалось бы, с ответом на этот вопрос сложностей быть не должно, однако, это не так. Вспомним: в дословном переводе психология – наука о душе. Если душа - объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем. Во-первых: что такое душа? «Почему человек мыслит?»- задаемся мы вопросом и отвечаем: «Потому что у него есть душа»; а могли бы сказать: «так захотела природа». То есть в этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип, но не как объект науки. С другой стороны, зададимся вопросом: а существует ли душа как реальность? Ведь лишь признание ее объективности может сделать ее объектом науки. Ответа на этот вопрос, как вы понимаете, нет. Существование души несомненно для одних и условно для других. Скажем так: если душа существует, то непосредственно увидеть, «ухватить», измерить ее невозможно; невозможно и экспериментировать с ней. В этом - одна из специфических особенностей психологии как науки.

Если вместо «душа» мы будем говорить «психика» (имея в виду особую форму отражения мира, присущую высокоорганизованным существам), то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать ее существование как самостоятельной реальности так же сложно.

Казалось бы, вывод неутешителен. Означает ли сказанное, что у психологии нет объекта, или же, что почти то же самое, этот объект предельно неопределен? По-видимому, не совсем так. Ведь для нас несомненно, что в нас живут образы, чувства, переживания, что есть некоторая особенная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю. Есть солнце- это моя мысль о солнце; есть переживание радости при появлении солнца; да и то, как я вижу солнце – образ солнца во мне – это ведь не само солнце, а нечто особенное; есть я, человек, и есть мое представление о самом себе, мое отношение к самому себе. Во мне живут желания, чувства, эмоции, побуждающие меня к деятельности; я могу представить то, что я никогда не видел; но я могу вспомнить то, что давно уже исчезло из моей жизни. Иными словами, есть мир (и другие люди, и я сам), и есть то, как этот мир живет во мне и в других людях – в образах, мыслях, отношениях, то есть мир психических явлений – субъективная реальность. Она у каждого своя, но если предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, то есть открыть закономерности, которым следует ее развитие и существование. Быть может, для анализа этой реальности достаточно взгляда «внутрь себя?». Одно время психологи примерно так и полагали, пытаясь объяснить и понять психические явления через самонаблюдение (интроспекция) и отчеты о его результатах. Но это недостаточно –ведь в самом себе наблюдать и оценивать можно лишь о, что осознается (да и это нелегко –нельзя одновременно думать и думать о том, как думаешь?). Между тем, было показано, что в нас живет и неосознаваемое – установки, скрытые желания, привычки, стереотипы, которые могут «прятаться» за тем, что мы воспринимаем в себе, как очевидное искажать нашу оценку, заставлять нас бессознательно избегать осознания определенных переживаний, забывать события и т. д. Таким образом, в самонаблюдении психика проявляется лишь определенной стороной, искаженно и фрагментарно.

Особенностью психологии является то, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования, ей приходится для этого искать другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Выбор такого «вторичного объекта» (например, поведения, деятельности) зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, то есть того объяснительного принципа, который предлагается той или иной научной школой.

Как мы поняли, окончательного ответа на вопросы типа «что такое душа?» или «что такое психика?» не существует, хотя различные направления иногда рискуют давать определения.

Пока же зафиксируем следующее: объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Гамезо М.В., И.А. Домашенко. Атлас по психологии – М.: Просвещение, 2003
  3. Годфруа Ж. Что такое психология?: В двух томах. - М.: Мир, 1992.
  4. Ғозиев Э.Ғ. Умумий психология. –Т.: Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти. 2010. -488б.
  5. Давлетшин М.Г., Тўйчиева С.М. Умумий психология.  Т.: ТДПУ, 2002. 202 б.
  6. Даминов К., Отавалиева У. Психологиядан семинар ва лаборатория машғулотлари. – Т.: Ўқитувчи, 1994. – 96 бет.
  7. Иванов П.И., Зуфарова М.Е. “Умумий психология” Т.: Ўзбекистон файласуфлари миллий жамияти, 2008.  480 б.
  8. Каменская Е.Н Основы психологии. Конспект лекций.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. 224с
  9. Каримова В.М. Психология.  Т.: Шарқ, 2000.  256 б.
  10. Корниенко А.Ф. Наукой, о чем является психология? // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. №1. С. 59-64.
  11. Костригин А.А., Чупров Л.Ф. Место психологии в системе философских наук в трудах русских богословов XIX в // Наука. Мысль. 2015. №2. С. 30-34.
  12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  13. Мазилов В.А. Фундаментальная наука о психике: 500 лет под именем психология // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. №3-4. С. 53-70.
  14. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.- 304 с.
  15. Ҳайдаров Ф.И., Халилова Н.И. Умумий психология. –Т.: ТДПУ, 2010.  400б.