Ценностные ориентации студентов педагогического института

№66-1,

психологические науки

В данной статье рассказывается про ценности и ценностные ориентации студентов педагогических вузов. Было проведено анкетирование, которое помогло понять что же считают ценным будущие педагоги. Результаты, как и саму анкету, можно наблюдать в этой статье.

Похожие материалы

Потребности лежат в основе формирования ценностей и ценностных ориентаций. Ценность — это значимость, важность чего-либо для человека, социальной группы, общества в целом.

Ценности бывают: материальные, социальные, духовные, культурные, политические. Основополагающими человеческими ценностями являются: здоровье, материнство, богатство, власть, статус, уважение, справедливость и др. Ценности могут соответствовать содержанию потребностей, интересов, но могут и не соответствовать. Возможные совпадения, единство потребностей, интересов и ценностей или их противоречия связаны с тем, что сознание человека обладает относительной самостоятельностью. Специфическая активность сознания, его самостоятельность приводят к тому, что ценности — это не копирование потребностей и интересов, а идеальные представления, которые не всегда им соответствуют.

Для разных социальных групп работников, отличающихся условиями и содержанием труда, профессией, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для одних главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других — важнее содержание труда, его творческая насыщенность, для третьих — возможность общения и др.

Ценностные ориентации — это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.

С.Л. Рубинштейн говорил, что «ценности — это не то, за что платим, а то, ради чего живем». По его определению ценность — это значимость для человека, которая способна выполнять функцию ориентира поведения. Формирование ценностной структуры человека выступает фактором процесса социализации. На протяжении всей жизни идет постоянная переоценка ценностей, что является естественным, так как человек меняется, а вместе с ним меняется и его отношение к окружающему миру.

На становление личностных ценностей студента влияет все, и немалую роль в этом становлении играет выбор профессии.

Как известно, педагоги играют большую роль в жизни каждого человека, взятого в отдельности, и не очень большую, но все же роль в определении будущего всей страны. Поэтому очень важно то, какие ценностные ориентиры преобладают у будущих педагогов, то есть студентов педагогических вузов.

Для изучения ценностных ориентаций студентов была составлена и использована анкета из 5 вопросов, при этом вопрос задается постоянно один и тот же, но каждый раз предлагаются другие два варианта ответа. Анкета представлена ниже.

  1. Что для Вас важнее?
    1. Получать удовольствие от своей работы, любить ее
    2. Высокая зарплата и престиж
  2. Что для Вас важнее?
    1. Поступать в соответствии со своими желаниями и принципами
    2. Общественное мнение
  3. Что для Вас важнее?
    1. Получить высшее образование, чтобы стать хорошим специалистом и работать по своей профессии в дальнейшем
    2. Получить высшее образование ради диплома
  4. Что для Вас важнее?
    1. Такие качества в окружающих, как справедливость, честность, смелость, доброта, ум, трудолюбие и тд.
    2. Такие качества в окружающих, как ловкость, предприимчивость, гибкость взглядов и тд.
  5. Что для Вас важнее?
    1. Научить детей кодексу чести и совести. Быть интеллигентным, культурным, развить научное и творческое мировоззрение.
    2. Научить детей выживать в этом жестоком мире. Зарабатывать для себя и семьи, заслужить уважение в обществе.

В опросе принимало участие 50 студентов Пензенского педагогического института им. В.Г.Белинского. Участники были с разных направлений и разных курсов. Им гарантировалась полная анонимность. Участники сами пожелали принять участите в опросе.

Подводя итоги мы увидели, что большинство будущих педагогов выбирали свою профессию по зову души и сердца. В первом вопросе 34 участника посчитали более важным любовь к профессии, а 16 выбрали престиж и высокую заработную плату. Второй вопрос помог определить, насколько сильно влияние окружающих на участников. 23 участника посчитали свои желание и принципы значимее общественного мнения, а 29 решили , что общественное мнение играет важную роль в их жизни. Третий вопрос нам показал, что студенты педагогического вуза считают, что образованность и профессионализм важнее «корки». 42 участника выбрали первый вариант ответа, остальные 8 — второй. Четвертый вопрос показал, что 33 участников ценят в людях нравственные начала и качества, а 17 ценят качества, которые помогут «пробиться» в жизни , пусть и не совсем красивым и честным путем. Ответы на пятый вопрос свидетельствуют о том, что для будущих педагогов более важным является научить детей кодексу чести и совести, быть интеллигентным, культурным, развить научное и творческое мировоззрение. 44 участника опроса выбрали именно этот вариант ответа. 6 участников посчитали, что детям больше понадобятся другие навыки и умения.

Конечно, данный опрос дает нам только частичное представление об ценностных ориентациях студентов педагогического института. Чтобы иметь более полные и точные сведения, нужно проводить подобные опросы среди большего количества участников, при этом, желательно, чтобы студенты были из вузов разных городов. Однако и этого будет не достаточно, так как всем должно быть известно , что такой метод как анкетирование не всегда достаточно достоверен, так как на итоги подобных «самоотчетов» влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.