В современных условиях перехода к уровневой структуре высшего профессионального образования стратегические ориентиры модернизации отечественного образования направлены на результат подготовки выпускников, в качестве которого выступает сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций.
Решение этой задачи требует поиска путей совершенствования качества подготовки специалистов и служит основанием для развития инновационных процессов в профессиональном образовании, которые охватывают разработку новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения, богатейшие возможности которых открываются благодаря научно-техническому прогрессу, и прежде всего информационным и коммуникационным технологиям.
В значительной степени сказанное касается математической подготовки студентов экономических специальностей, в рамках которой информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в силу своеобразия взаимодействия учебного математического содержания и экономической реальности могут служить важным средством усиления профессиональной направленности обучения, необходимым инст- рументарием, во многом определяющим весь будущий характер этой деятельности.
В рамках компетентностного подхода целью математической подготовки бакалавров экономических специальностей является формирование математической компетентности экономиста, под которой подразумевается сложный феномен, выражающийся в способности/готовности выпускника к адекватному применению математических методов в профессиональной деятельности с целью эффективного ее осуществления.
Математическая компетентность экономиста включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный, эмоционально-волевой.
Мотивационно-ценностный компонент включает в себя:
- интерес учащихся к математической подготовке и осознание ее значимости для будущей карьеры;
- понимание ими необходимости использования математического аппарата для эффективного функционирования в различных ситуациях профессиональной деятельности;
- интерес учащихся к различным видам деятельности на занятиях по математике.
Кроме того, показателями ценностно-мотивационного компонента могут выступать сформированные навыки продуктивной работы в интеллектуальных средах: проблемных группах по решению различных математических задач, целеустремленность, эрудиция, ответственность, трудолюбие, организованность.
Когнитивно-деятельностный компонент математической подготовки включает знание и понимание основ математической науки на фундаменте среднего образования; способность находить и интерпретировать нужную математическую информацию для решения конкретных задач, в том числе и профессиональных; знание методов научного исследования; умение логически мыслить, проводить доказательства основных утверждений, устанавливать логические связи между понятиями.
Эмоционально-волевой компонент математической подготовки, связанный с адекватной оценкой учащимися своих способностей и вы- работкой чувства собственной ответственности за успехи в учебной и будущей профессиональной деятельности, включает в себе:
- самооценку подготовленности студентов к применению математических знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности;
- уверенность студентов в необходимости изучения математики;
- осознание своих текущих и будущих потребностей в образовании;
- удовлетворение от использования дополнительных ресурсов в процессе математической подготовки;
- возможность управлять процессом своего обучения.
Наиболее эффективное формирование указанных компонентов математической компетентности может быть обеспечено целенаправ- ленным внедрением в учебный процесс компьютерно-ориентированных методических подходов, основывающихся на использовании соот- ветствующих электронных средств образовательного назначения, и их рациональным сочетанием с традиционными методами обучения.
В обобщенном виде особенности работы по обеспечению рационального сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов можно представить в виде соответствующей модели, состоящей из целевого, процессуально-содержательного и оценочно- результативного компонентов. В основе функционирования модели лежит совместная деятельность преподавателя и студентов, основанная на целесообразном комплексном использовании традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов, приемлемых в данной конкретной учебной ситуации.
Процессуально-содержательный компонент математической подготовки бакалавров экономических специальностей соответствует гос- стандартам и учебным программам и включает в себя разделы алгебры, математического анализа, аналитической геометрии на плоскости и в пространстве. В рассматриваемом контексте характер усваиваемого математического содержания тесно связан, с одной стороны, с возможностью его экономической интерпретации, а с другой – с теми методическими подходами, которые в наибольшей степени актуализируют его профессиональный и развивающий потенциал.
Оптимальное, с рассматриваемой точки зрения, развертывание математического содержания предполагает, с одной стороны, возможность соотнесения его с имеющимися представлениями студентов о тех или иных экономических феноменах, а с другой – обеспечение понимания ими сущности использования математического аппарата при их исследовании на основе рационального сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов.
Формирование математической компетенции бакалавров экономических специальностей предполагает использование различных информационных и коммуникационных технологий в различных формах организации учебной деятельности, таких как диагностические, обучающие, тестовые программы; электронные учебники; программные средства Microsoft: MS Word, MS Excel, MS Power Point; профессионально направленные мультимедийные обучающие программы; информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей; интерактивные ресурсы Интернета; интерактивная доска для презентаций в рамках «кейсстади»; технологии Веб 2.0, Вики; системы управления обучением и др. При увеличении используемых средств информационных и коммуникационных технологий и форм организации учебного процесса повышается уровень математической подготовки студентов.