Методология системного исследования процесса топливоподачи дизелей

NovaInfo 58, с.180-183, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Производство топливной аппаратуры дизелей отличается массовостью и высокой точностью изготовления элементов. В условиях массового производства неоднородность сырья, способов обработки, контроля вызывает нестабильность параметров элементов, которая усугубляется в эксплуатации.

Ключевые слова

ТОПЛИВОПОДАЧА, ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА, МОЩНОСТЬ, ПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС, ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Текст научной работы

Производство топливной аппаратуры (Т.А.) дизелей отличается массовостью и высокой точностью изготовления элементов. Это обусловило, то, что методы исследования топливоподачи в основе своей являются выборочными, статистическими, к которым предъявляется требование репрезентативности (представительности), то есть, чтобы пропорции выборки могли представлять пропорции генеральной совокупности.

В условиях массового производства неоднородность сырья, способов обработки, контроля вызывает нестабильность параметров элементов Т.А., которая усугубляется в эксплуатации.[1]

Так, в результате расчетного анализа влияния технологических отклонений для системы топливоподачи, состоящей из топливного насоса УТН – 5 и форсунки ФД – 22, был установлен диапазон изменения:

  • объемов надплунжерного пространства 21% (- 3,8 ¸ +17),
  • объемов форсунки 31% (- 8,4 ¸ + 23),
  • площадей проходных сечений насоса 20% (- 4 ¸ + 16,2),
  • площадей проходных сечений форсунки 41 % (- 14,4 ¸ + 26,6),
  • скоростей плунжера при п = 1200 мин-1 3,3% (- 1,1 ¸ + 2,2).

Изменение технического состояния элементов Т.А. обуславливает «нормируемую» стабильность показателей топливоподачи от элемента к элементу, реальная стабильность обеспечивается стабильностью технического состояния элементов топливоподачи.

В условиях системного подхода, при котором каждое изделие рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности с остальными, с учетом «нормированных» отклонений технического состояния, можно сделать вывод о том, что показатели топливоподачи носят двойственный характер - детерминированный с точки зрения конкретного элемента Т.А., вероятностный – с точки зрения совокупности элементов. Детерминированность конкретного элемента определяется конструкцией (структурой) и технологическими отклонениями данного элемента, вероятность - тем, что в заданном диапазоне изменения величины отклонений может быть какой угодно.[2]

К основным показателям, характеризующим состояние топливной аппаратуры, относятся следующие:

  • производительность подкачивающего насоса;
  • пропускная способность фильтрующих элементов тонкой очистки топлива;
  • производительность насосных элементов;
  • степень неравномерности подачи топлива насосными элементами;
  • угол опережения подачи или впрыска топлива в цилиндры двигателя;
  • степень изношенности прецизионных пар;
  • частота вращения кулачкового вала топливного насоса (коленчатого вала двигателя), соответствующая началу действия регулятора или 100%-ной загрузке двигателя по мощности;
  • степень неравномерности регулятора;
  • степень нечувствительности регулятора;
  • давление впрыска и качество распыливания топлива форсунками.

При регулировке топливной аппаратуры после ее изготовления или ремонта эти показатели должны быть оптимальными, обеспечивающими необходимую мощность и экономичность двигателя. Однако в процессе эксплуатации они изменяются, что обусловлено изнашиванием деталей, их деформацией, изменением качественных характеристик материалов, из которых они изготовлены, накоплением в аппаратуре продуктов износа и загрязнений и др. Интенсивность изменения первоначальных показателей работы топливной аппаратуры зависит от условий ее эксплуатации, качества изготовления и ремонта деталей, величины зазоров в сопряжениях, качества смазки, наличия на трущихся поверхностях продуктов загрязнений и износа.

Чтобы поддерживать показатели работы топливной аппаратуры в допустимых пределах в течение межремонтного периода, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и устранять неисправности. Это позволяет создавать наиболее благоприятные условия для работы сопряженных деталей, снижать до минимума их износ и тем самым обеспечивать необходимую стабильность значений параметров технического состояния топливной аппаратуры. [3]

Признаками неудовлетворительной работы топливной аппаратуры могут быть трудный запуск дизеля, неустойчивая работа, дымный выпуск, пониженная мощность и экономичность.

Наиболее частые причины трудного запуска дизеля — наличие воздуха или воды в системе топливоподачи, неправильная установка топливного насоса на двигатель и неудовлетворительное состояние форсунок.

Для выявления причин трудного запуска сначала проверяют, нет ли воздуха в системе топливоподачи, путем прокачки системы. Затем определяют, нет ли воды в топливе, вывернув спускную пробку топливного фильтра и спустив из корпуса фильтра отстой в приготовленную емкость. Вода будет заметна на дне емкости. Если и после этого двигатель не запускается, проверяют и при необходимости регулируют момент начала впрыска или подачи топлива. После этого проверяют давление впрыска и качество распыливания топлива форсунками.

В условиях системного подхода к исследованию топливоподачи в дизелях, когда каждая система рассматривается не изолированно от других, а во взаимосвязи и взаимообусловленности с ними, с учетом двойственного характера показателей топливоподачи, можно сформулировать основные положения методов исследования топливоподачи:

  • топливоподача представляет собой совокупность связанных общностью функционирования элементов;
  • элемент в системе топливоподачи оказывает влияние на систему в целом, в то же время сам подвержен ее влиянию;
  • связи элементов в системах не являются равноценными, параметры -однозначными.[4]

С изложенных позиций авторами на кафедре «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК» Кабардино-Балкарской государственной ГАУ проводятся работы по решению проблемы назначения оптимальных, с точки зрения стабильности, полей допусков элементов системы топливоподачи в эксплуатации.

Читайте также

Список литературы

  1. Батыров В.И., Койчев В.С., Болотоков А.Л. Влияние состояния топливной системы низкого давления на работоспособность топливных насосов распределительного типа // В сборнике: Научно-технический прогресс в АПК: проблемы и перспективы Международная научно-практическая конференция, в рамках XVIII Международной агропромышленной выставки "Агроуниверсал - 2016" . 2016. С. 247-252.
  2. Батыров В.И., Койчев В.С., Болотоков А.Л. Зависимость параметров топливоподачи от давления в полости питания ТНВД // В сборнике: Научно-технический прогресс в АПК: проблемы и перспективы Международная научно-практическая конференция, в рамках XVIII Международной агропромышленной выставки "Агроуниверсал - 2016". 2016. С. 252-256.
  3. Батыров В.И., Койчев В.С., Болотоков А.Л. Мощностные и экологические показатели дизеля, работающего на смесевых и композиционных биотопливах // В сборнике: Актуальные проблемы научно-технического прогресса в АПК Сборник научных статей XII Международной научно-практической конференции, в рамках XVIII Международной агропромышленной выставки "Агроуниверсал - 2016". 2016. С. 260-267.
  4. Габаев А.Х., Болотоков А.Л. Влияние конструкции и состояние форсунки на экологические показатели дизеля // В сборнике: XII неделя науки МГТУ 2006. С. 49-50.

Цитировать

Искаков, С.С. Методология системного исследования процесса топливоподачи дизелей / С.С. Искаков, К.Х. Карданов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 58. — С. 180-183. — URL: https://novainfo.ru/article/9973 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться