Рассмотрение некоторых аспектов управления в транспортно-логистической системе

№57-1,

технические науки

Методический подход основывается на принципах двух концептуальных моделей. Первой моделью является пространственно-временная модель процессов перемещения и накопления подвижных объектов в транспортно-логистической системе, объединяющих три типа процессов: бизнес-процессы, физические процессы передвижения грузов и процессы обработки данных. Вторая модель - это информационная модель объектов и процессов в транспортно-логистической системе, на основе которой осуществляется формализация пространственных отношений между объектами.

Похожие материалы

Главным назначением любой транспортно-логистической системы (ТЛС) является транспортировка грузов от поставщиков до производителей готовой продукции. Вместе с тем данный методический подход направлен на показатели, значения которых находятся в прямой либо косвенной зависимости от объемных и временных характеристик событий материально-грузовых потоков. Решение задачи анализа показателя завершается определением типов событий, информация о которых нужна для расчета значений показателя, в будущем использующихся для управления рисками. Задачей синтеза показателя является построение его структуры с ориентацией на заданные типы событий, фиксирующихся системой сбора данных.

Методический подход основывается на принципах двух концептуальных моделей. Первой моделью является пространственно-временная модель процессов перемещения и накопления подвижных объектов в транспортно-логистической системе, объединяющих три типа процессов: бизнес-процессы, физические процессы передвижения грузов и процессы обработки данных. Вторая модель - это информационная модель объектов и процессов в транспортно-логистической системе, на основе которой осуществляется формализация пространственных отношений между объектами. Данная модель использует понятие элементарного события материального потока в транспортно-логистической системе, играющим ведущую роль в процедуре анализа показателей функционирования системы.

В случае кардинальных изменений системы показателей существующей транспортно-логистической системы учитывается одна из двух причин (либо их комбинаций):

  1. устанавливаются новые показатели из-за изменений условий функционирования транспортно-логистических систем: внедряется новая система управления (к примеру, в соответствии с концепцией ERP) либо образуются новые кооперативные отношения между участниками процесса транспортировки (к примеру, в соответствии с концепцией SCM);
  2. внедряется для использования новая прогрессивная система идентификации транспортных средств, грузов и товаров (к примеру, в соответствии с технологией RFID), которая дает возможность вести фиксацию новых типов событий в транспортно-логистических системах и увеличивать оперативность управления бизнес-процессами [4].

Протоколы событий, включающие сведения о бизнес-процессах в транспортно-логистических системах, могут создаваться путем фиксации событий, как в реальных системах, так и в их имитационных моделях. Функционирование первого типа - бизнес-процессов (БП) - рассматривается как процесс взаимодействия объектов. Функционирование бизнес-процессов может быть представлено в виде трех типов взаимодействующих процессов.

3. Каждый процесс соответствует одному из трех типов (классов) объектов [2]:

  1. физические (материальные) объекты;
  2. абстрактные объекты;
  3. информационные объекты.

Физическими объектами в данном случае являются средства осуществления транспортно-складских операций, а также объекты логистики (грузы, товары и др.).

2. Абстрактные пространственные объекты (грузовые объекты, объекты среды передвижения и среды хранения) вносятся либо в виде произвольных комбинаций реальных физических объектов, либо как их фрагменты [1].

Большая часть информационных объектов формируется внутри системы обработки данных (СОД) в виде отображения соответствующих физических и абстрактных объектов. Любые изменения, которые случаются с физическими либо абстрактными объектами (возникновение либо уничтожение, смена местоположения), нужно вовремя отмечать в подходящих для этого информационных объектах.

К процессу общего вида может быть отнесен регламентируемый и слаженный по времени порядок событий, который можно наблюдать в выбранной области пространства транспортно-логистической системы чаще всего, в данном случае предполагается пространство, созданным ее статическими объектами. Это процесс является локальным в случае, если в нем отражены события, которые относятся лишь к некоторым конкретным объектам транспортно-логистической системы [5]. Материально-грузовой поток можно охарактеризовать как упорядоченный во времени порядок событий, каждое из которых состоящих в появлении на конкретной связи в структуре транспортно-логистической системы одного либо нескольких подвижных объектов параллельно. Вместе с тем объектами материального потока могут быть транспортные средства, а также и перемещаемые ими транспортные единицы (грузы, товары и др.) [6].

3. Управление функциями и соответствующими базовыми процессами составляют значительную часть информационных ресурсов транспортно-логистической системы. Данные вопросы чаще всего можно отнести к оперативной деятельности системы. Оперативная деятельность через функциональный цикл осуществления заказа по перевозке подразумевает информационную поддержку следующих процессов: принятие и обработка заказов, отгрузка, доставка грузов потребителю, координация заказов на закупку. Базовые функции транспортно-логистической системы должны обеспечивать следующие компоненты [7]:

  1. управление заказами;
  2. обработку заказов;
  3. распределение;
  4. транспортировку и грузопереработку;
  5. снабжение.

Интегрированный подход в управлении заказами создает такие элементы цикла заказов:

  1. получение и промежуточная обработка заказов;
  2. конфигурирование;
  3. передача заказов;
  4. установление источников выполнения заказов;
  5. планирование;
  6. мониторинг и контроль.

За счет информационной системы можно достичь взаимодействия грузовладельцев, перевозчиков и транспортно-экспедиторских компаний. В процессе перевозки грузов ее участники беспокоятся не только об уменьшении цен и тарифов, но также и доставке потребителю услуг в соответствующее оговоренное время и в соответствующее место. Своевременная и сохранная доставка грузов к пункту потребления с наименьшими транспортными расходами происходит благодаря использованию базовых процессов транспортно-логистической системы.

  1. Интегрированный подход к управлению процессами дает возможность вести рассмотрение процесса транспортировки как некой части процесса поставки [3]. Следующие базовые процессы входят в функциональный логистический цикл:
    • инициализация логистического цикла;
    • управление единицами транспортируемого груза (ЕТГ);
    • выбор схемы транспортировки;
    • объединение (консолидация) по пути следования груза;
    • расчет счетов-фактур, которые были получены от внешних исполнителей;
    • для исполнителей необходимо разрабатывать досье-инструкций;
    • выявление профилей событий для контроля процесса доставки.
  2. Управление процессами ТЛС включает 2 уровня объединения (консолидации) грузов, что делает информационное обеспечение БП высокоэффективным. Вся технологическая часть между операциями предполагает классификацию функциональных модулей по двум признакам: операционным функциям (процессам - «Frontoffice») и опорным функциям (процессам - «Backoffice») [8].

С помощью эффективного управления функциональным логистическим циклом отслеживается выполнение базовых процессов в ТЛС. Благодаря модульной концепции архитектуры системы можно вводить информационную систему, исходя из практических задач организации.

Список литературы

  1. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки “Экономика” / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2011. – 481 с.
  2. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев; СПб.: СПбГАСУ, 2010. – 214 с.
  3. Грязнова О.С. Интегрированные логистические технологии поддержки производства в цепях поставок // Логистика сегодня. – 2010.-№6. – 336 с.
  4. Корепин В.Н. Технология RFID в логистике // Логистика сегодня. – 2010- №4. – С. 246
  5. Мочалин С.М. Развитие теории грузовых автомобильных перевозок по радиальным маршрутам//диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук/Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия. Омск, 2004
  6. Мочалин С.М. Развитие теории грузовых автомобильных перевозок по радиальным маршрутам//автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук/Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2004
  7. Николайчук В.Е. Логистический менеджмент. Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2008. – 980 с.
  8. Управление процессами в транспортных логистических системах: учеб. пособие/В.М. Беляев, Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов, А.К. Покровский; под общ. ред. А.Г. Некрасова; МАДИ.-М.,2011.- 127 с.