Рассмотрение качества в системе «Человек-машина»

№51-1,

технические науки

Под качеством в современной науке понимается совокупность свойств и характеристик объекта (продукции, технического устройства и пр.), которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.

Похожие материалы

Под качеством в современной науке понимается совокупность свойств и характеристик объекта (продукции, технического устройства и пр.), которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя [14]. Данные качества определяются на стадии проектирования и корректируются на этапах изготовления и эксплуатации объекта – технического устройства.

Специфика и качество систем «человек-машина» определяют назначение эксплуатируемого устройства и особенности взаимодействия оператора и технического устройства. Следовательно, данные показатели также определяют показатели качества данных систем [3, 4, 5, 6].

Показателями качества в системах «человек-машина» являются следующие количественные показатели:

  • быстродействие;
  • надежность;
  • точность работы оператора;
  • своевременность решения человеко-машинной системы;
  • безопасность;
  • степень автоматизации;
  • экономические показатели [15].

Быстродействие в системах «человек-машина» определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру «оператор – техническое устройство». Данный показатель в значительной степени зависит не только от показателей быстродействия технической системы, но индивидуальных особенностей оператора данного устройства и его функционального состояния [15].

Технические устройства имеют больший объем оперативной памяти, могут длительное время работать, выполняя рутинные операции по сравнению с человеком. Но человек в отличии от технических устройств способен анализировать и менять стратегию и тактику при изменении внешних условий, решать нестандартные слабоструктурированные задачи. Это необходимо учитывать при проектировании технических устройств с целью повышения быстродействия систем «человек-машина» [7, 8, 9, 10].

Надежность системы «человек-машина» – это свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования [2]. Надежность в системах «человек-машина» один из важных показателей, определяющих качество эксплуатации технических систем и эффективность взаимодействия оператора и технического устройства. Моделирование надежности может осуществляться с применением методов дискретно-событийного моделирования, в частности марковских процессов.

Точность работы оператора также является одним из важных показателей качества эксплуатации технических устройств, управляемых операторами. Точность работы оператора в системах «человек-машина» определяется погрешностями и ошибками. Не каждая погрешность является ошибкой, если она не выходит за диапазон допустимых значений. Анализировать случайную погрешность необходимо в случае, если оцениваемый параметр представляет собой непрерывную величину [11, 13].

В деятельности оператора выделяют случайные и систематические погрешности [16]. Случайные погрешности оцениваются величиной среднеквадратического отклонения каждой погрешности. Систематические погрешности определяются с применением значений математического ожидания, которое может иметь положительное или отрицательное значение [16].

Систематические погрешности возникают под влиянием постоянно действующих факторов и, следовательно, могут быть учтены при работе операторов в системах «человек-машина» и при настройке систем управления в технических системах. Случайные погрешности возникают при воздействии значительного числа непостоянно действующих факторов объективного и субъективного характера. Случайные погрешности сложно диагностируемы и прогнозируемы.

Своевременность решения человеко-машинной системы определяется точностью и обоснованностью во времени реализации решений, принимаемых в системах «человек-машина». Своевременность решений зависит функционального состояния оператора, его индивидуальных особенностей и закономерности взаимодействия его с техническим устройством [12].

Безопасность в системах «человек-машина» представляет собой совокупность условий, в которых находится данная система или ее элементы, при которых воздействие внешних и внутренних факторов не несет отрицательных воздействий [1]. Система функционирует безопасно, если условия внешней и внутренней среды не ведут к ухудшению функционирования технического устройства и его оператора. Основными принципами обеспечения безопасности в системах «человек-машина» являются:

  • прогнозирование и планирование рисков и угроз;
  • разработка мероприятий по профилактике и снижению рисков;
  • оценка функционального состояния операторов и отстранение их управления техническим устройством при возникновении отклонений в здоровье или психическом состоянии.
  • профилактический ремонт и устранение технических неисправностей в технических устройств.

Степень автоматизации в значительной степени влияет на качество эксплуатации технических устройств. По критерию автоматизации все машины делятся на

  • машины с ручным управлением;
  • полуавтоматизированная (функции машины частично автоматизированы);
  • автоматы.

Чем выше уровень автоматизации технического устройства, тем выше должен быть уровень подготовки оператора.

Экономические показатели определяют эффективность эксплуатации технических устройств. К экономическим показателям относят показатели KPI технических систем.

Проектирование и эксплуатация технических систем с учетом показателей качества позволит повысить эффективность применения систем «человек-машина».

Список литературы

  1. Безопасность // Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности. – Режим доступа : http://www.obzh.ru/. (Дата обращения к ресурсу : 15.04.2016).
  2. ГОСТ 27.002 – 89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения – Москва: Изд-во стандартов, 1989. – 26 с.
  3. Казаковцев В.П., Куликова О.М., Овсянников Н.В. Стратегическое управление и разработка инвестиционных проектов в системе здравоохранения // Российская оториноларингология. 2014. № 2 (69). С. 39-43.
  4. Казаковцев В.П., Куликова О.М., Ляпин В.А. Оценка влияния факторов на хроническую заболеваемость лор-органов в крупном промышленном городе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 59.
  5. Куликова О.М. Алгоритм поддержки принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности для экономических симуляторов // В сборнике: Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг // Научно-практическая конференция под общей редакцией Д. П. Маевского. 2013. С. 88-90
  6. Куликова О.М., Овсянников Н.В., Ляпин В.А. Имитационное моделирование деятельности медицинских учреждений на примере Омска // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 219-225.
  7. Куликова О.М. Алгоритм поддержки принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 1 (11). С. 256-260.
  8. Ляпин В.А., Овсянников Н.В., Казаковцев В.П. Анализ показателей хронической заболеваемости болезнями органов дыхания трудоспособного населения омской области // В сборнике: 20 лет системе обязательного медицинского страхования Омской области: достижения и перспективы Сборник статей. Омск, 2013. С. 86-90.
  9. Ляпин В.А., Овсянников Н.В. Бронхиальная астма у спортсменов высокой квалификации // В сборнике: Современная система спортивной подготовки в биатлоне материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор: В.А. Аикин. 2011. С. 170-178.
  10. Машин В.А. К вопросу классификации функциональных состояний человека / В.А. Машин // Экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - № 1. - С. 40-57.
  11. Овсянников Н.В., Ляпин В.А., Шукиль Л.В. экономическая эффективность внедрения порядка оказания помощи больным бронхиальной астмой в Омской области // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 32. С. 14.
  12. Овсянников Н.В., Антонов Н.С., Ляпин В.А., Шукиль Л.В. Бронхиальная астма в промышленном регионе: фармакоэпидемиологические аспекты // Фармация. 2012. № 6. С. 31-34.
  13. Овсянников Н.В., Ляпин В.А. Бронхиальная астма в крупном промышленном центре западной Сибири // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; Учреждение Российской академии медицинских наук "Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний", Сибирское отделение. Омск, 2010.
  14. Ребрин И.Ю. Управление качеством: учеб. пособ. / И.Ю. Ребрин. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 368 с.
  15. Таранова Е.В. Лекции «человек-машина» // Балаковский институт техники, технологии и управления. – Режим доступа : - http://bittu.org.ru/umkd/sites/default/files/%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%202.%20%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20-%20%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0_5.pdf. (дата обращения к ресурсу : 15.04.2016).
  16. Точность работы оператора // Национальная энциклопедическая служба. – Режим доступа : http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/tochnost-raboty-operatora. (Дата обращения к ресурсу : 15.04.2016).