Выполнение должностных обязанностей сотрудниками исправительных учреждений: психологические особенности

№57-3,

Психологические науки

В статье рассмотрена проблема психологической готовности сотрудников исправительных учреждений к выполнению служебных обязанностей.

Похожие материалы

В современном мире очень нестабильная обстановка. Многие осужденные за терроризм, пытаются вести агентурную работу в местах лишения свободы и пытаются вовлекать осужденных к проведению псевдорелигиозного экстремизма. Все это требует высокой готовности сотрудников исправительных учреждений к противодействию прозелитизму и вербовке адептов неоязычества, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма и его крайнего проявления в социальной жизни исправительного учреждения, осуществлять профилактику их негативного воздействия на осужденных. [2, С. 54].

Это достигается своевременным и не прерывным психологическим воздействием сотрудников, воспитателя, психолога на поведение осужденных.

Проблема морально-психологического обеспечения решается повседневно в процессе работы сотрудника с осужденными. Моральная готовность сотрудника зависит от психики личности. [3, С. 25]. Остановимся на её базовом компоненте-психологической готовности. Выделим заблаговременную, временную и ситуативную психологическую готовность. Это вызывает интерес. Рассмотрим подробно.

Заблаговременная готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, умения, мотивы деятельности. Это достигается ежедневными тренировками и теоретическими занятиями.

Временное состояние готовности подразумевает собой актуализацию, приспособления всех знаний и сил для успешного действия в данный момент.

Ситуативная готовность предполагает состояние личности, её внутреннюю настроенность на определенное поведение, мобилизацию всех сил на адекватные и целесообразные действия. [5, С. 17].

У сотрудников надо прививать моральную готовность и вырабатывать нормы поведения в зависимости от ситуации. Нам так же надо не забывать и о том, что у сотрудника УИС могут возникать аморальные формы поведения. Вот здесь и требуется тщательное работа психолога и социального работника учреждения по выявлению и профилактике аморальных форм поведения с применением грамотно подобранных методик и проведением психологических тренингов по сплочению коллектива. [4, С. 50]. Вся эта работа должна проводиться комплексно совместно с начальником УИС, психологом и замом по воспитательной работе.

Система морально-психологического обеспечения включает в себя:

  1. Формирование понимания у сотрудников необходимости и общественной значимости исправительной работы, обеспечение безопасности и перевоспитания осужденных в исправительном учреждении. [6, С. 148].
  2. Воспитание у сотрудников гордости за принадлежность к УФСИН, уважение друг к другу и начальнику исправительного учреждения.
  3. Формирование у сотрудников УИС системы нравственно-психологических ценностей, психологической готовности к выполнению поставленных задач.[9, С.88].
  4. Выработка устойчивости к противостоянию информационно-психологического воздействия со стороны осужденных.

При формировании моральной готовности подчиненных командиры должны проводить воспитательную работу, сочетать и учитывать справедливое моральное поощрение, порицание и наказание, влияние осужденных на сотрудников исправительного учреждения, социально-психологический климат в коллективе, наличие перспективы и личных целей сотрудников, уважать и ценить их личное достоинство. [7, С. 136].

Можно выделить основные направления морально-психологического обеспечения:

  1. Формировать у сотрудников исправительных учреждений мировоззрения, морально-нравственные убеждения, принципы, нормы и правила поведения личного состава при выполнении поставленных задач.
  2. С помощью военно-социальной работы закреплять в сознании сотрудников ИК мировоззренческие, профессиональные установки на выполнение задач. Командирам необходимо повышать свой образовательный и культурный уровень, посредством обучения на краткосрочных курсах повышения квалификации [8, С. 14].
  3. Необходимо проводить с личным составом сотрудников исправительного учреждения культурно-досуговую работу. Знакомить подчиненных с новинками музыки, искусства, театральной жизни, организовать читальные залы.

Но самым главным должна стать психологическая работа с сотрудниками, как с отдельной личностью, так и со всем коллективом исправительного учреждения. Психологическое обеспечение должно быть полным и комплексным, включать в себя психологическую работу, психологическую подготовку и психологическое сопровождение сотрудников исправительного учреждения на всем периоде прохождения воинской службы и решении поставленных перед ними задач.

Необходимо изучать и анализировать социально-психологические характеристики личности сотрудников, давать начальнику исправительного учреждения рекомендации по работе с отдельными сотрудниками подразделением в целом, прогнозировать социально-психологические процессы в исправительном учреждении и пути разрешения возникающих напряженностей.

Постоянно осуществлять психологическую подготовку личного состава для готовности психики сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач. Необходимо проводить практические занятия, тренинги, тренировки по подготовке психики сотрудников к действиям в случае бунта или неповиновения осужденных в реальной обстановке, формирование психической готовности к выполнению прямых обязанностей по усмирению осужденных, преодоление чувства страха перед смертью, психическую адаптацию к управлению конфликтной ситуацией.

Вместе с этим надо осуществлять психологическое сопровождение сотрудников на всех этапах выполнения стоящих перед ними задач.[1, С. 26 ].

Все эти моральные и психологические меры воздействия позволяют сотрудникам исправительного учреждения находиться в высокой профессиональной готовности и сохранять морально-психологический дух.

Список литературы

  1. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Оценка рисков с учетом влияния человеческого фактора //Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 2 (353) , сс. 21-27.
  2. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014 № 6 (243) – сс.53-56.
  3. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23-29.
  4. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44– М., сс.48-52.
  5. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Роль мотивации в эффективных компаниях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 21. С. 16-24.
  6. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Проблемы безопасности и риска с позиции психолога и экономиста – М., Новая реальность, 2016, 148 с.
  7. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса – М., Новая реальность, 2016, 136 с.
  8. Киселева И.А., Симонович Н.Е. Роль мотивации в жизни людей // Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  9. Симонович Н. Е., Кольцова В. А., Олейник Ю. Н. Социальное самочувствие человека: психологическая интерпретация // В книге: Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе К 110 -летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна: Тезисы докладов к международной научно – практической конференции. 1999. С. 88 -89.