Содержание внеаудиторной деятельности в технологической подготовке студентов

№112-1,

педагогические науки

В статье рассматривается вопрос содержания внеаудиторной деятельности в технологической подготовке студентов. Авторами выявлены проблемы в данной области, были разработаны и проанализированы внеаудиторные занятия по обучению студентов на примере проектирования изделий из трикотажных полотен.

Похожие материалы

Изготавливать одежду из трикотажного полотна человек научился в глубокой древности. Древнейшие вязанные изделия, найденные археологами, относятся к V в. до н.э. [4]. Трикотаж был с нами в течение длительного времени, перекочевывая из одного десятилетия в другое и ни разу не выходя из моды.

В наше время, широкий ассортимент трикотажных изделий регулярно фигурируют в коллекциях от кутюр, таких как Прада, Армани и Донна Каран. Технология продвигается и развивается постоянно, трикотаж остается неотъемлемой частью моды и повседневной одежды, способной к бесконечному перевоплощению. Он продолжает преобразовывать стили, находит новые формы, возрождает давно забытые старые и никогда не исчезает из обихода.

Текстиль считается одним из важных материалов, который применяется в легкой промышленности.

Текстильная промышленность имеет социальную направленность. Благодаря постоянному интересу к изделиям из трикотажа и происходит развитие текстильной промышленности.

Текстильная промышленность занимает одно из важнейших мест среди отраслей не только легкой промышленности, но и мировой промышленности в целом. Продукция текстильной промышленности используется повсеместно, в том числе и в других ведущих отраслях производства Для стабилизации и дальнейшего роста текстильного производства необходимо обучение и повышение имеющейся квалификации специалистов текстильной отрасли.

На сегодняшний день, можно увидеть, как развивается, расширяется текстильная промышленность, постоянно обновляется ассортимент тканей с разнообразным составом, появляется все больше различных трикотажных полотен, которые пользуются большой популярностью у молодежи.

В современном мире можно найти трикотажные изделия практически на любой случай жизни. Нельзя не сказать о широком стилистическом разнообразии существующих трикотажных изделий. Любое трикотажное изделие способно подчеркнуть индивидуальность и неповторимость человека. Во всем мире: в каждом городе, на каждой улице можно всегда встретить людей, облаченных в трикотажную одежду.

Трикотаж — это самый распространенный и доступный материал из всех других материалов. В настоящее время трикотаж является самым модным, популярным материалом для изготовления одежды.

Трикотажная одежда значительно превосходит в своих свойствах, достоинствах и характеристиках изделий из ткани. Поэтому у каждого человека в гардеробе найдется вещь из трикотажа. Это связанно, прежде всего, с тем, что при изготовлении изделий из трикотажа технологический процесс сборки одежды менее трудоемок, а также трикотаж обладает комплексом разнообразных достоинств: не изменяет формы в процессе носки (не деформируется), приятен для тела человека, практичен, малосминаем. Главной причиной популярности трикотажа является его универсальность: из него можно изготовить практически все виды современной молодежной одежды, будь это свитшот, брюки или жакет.

Приобщение студентов к изготовлению изделий из трикотажа является наиболее актуальной и интересной темой для изучения. Зная особенности изготовления изделий из трикотажных полотен, студенты смогут самостоятельно сшить модные, актуальные и современные вещи из трикотажа.

В связи с тем, что в содержании учебной программы отсутствует раздел по обучению студентов проектированию изделий из трикотажа, существует возможность обучить студентов этому разделу во внеаудиторной деятельности.

Внеаудиторная деятельность — это педагогически целесообразная организация свободного времени студентов, обеспечивающая не только приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, которые отвечают характеру профессии, но и способствует развитию их личностных качеств, реализации склонностей и способностей [2].

Ее основное назначение — помочь студентам рационально использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения [1].

Внеаудиторную деятельность студентов в своих трудах рассматривали Н.Е. Гурулева, А.В. Казьмерчук, М.В. Дудкина и В.П. Ковалев и др.

Внеаудиторная деятельность чрезвычайно гибкая. Она основывается на добровольном участии, где студентам предоставляется возможность проявить свою самостоятельность, инициативность и творчество. Ее состав, содержание, методы меняются гораздо чаще, чем в теоретическом и практическом обучении. Она разнообразна по формам организации, это могут быть творческие объединения, участие в выставках, конкурсах и т.д.

Внеаудиторная деятельность дает возможность намного больше углубить знания, расширить интерес, формирует творческую и познавательную активность. Все это возможно при проектировании изделий из трикотажа [3].

Анализируя вышеизложенный материал, можно сказать, что внеаудиторная деятельность по проектированию изделий из трикотажа:

  • раскрывает все особенности и тонкости индивидуального пошива, конструирования, моделирования;
  • дает широкий спектр знаний об этапах развитие моды, модельерах;
  • углубляет знания о стилях одежды;
  • развивает чувство стиля и красоты, направленного на их саморазвитие и самовоспитание.

Исходя, из вышеизложенного материала автором был разработано и проанализировано внеаудиторное занятие на тему: «Создание и проектирование изделий из трикотажа на примере верхней одежды «Свитшот».

Пошив и проектирование рассчитано на 4 занятия по 2 часа каждое занятие.

Цель: Создать условия для работы, направленные на всестороннее развитие студентов в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, посредством изготовления изделий из трикотажных тканей.

Задачи: Создать атмосферу неформального общения, которая будет осуществляться интересными идеями студентов на индивидуальный творческий подход в изготовлении свитшота.

Студенты узнают разновидности свитшота и отличительные признаки свитшота от других видов кофт. Смогут научиться правильно, снимать мерки с фигуры человека и правильно записывать мерки — длины, ширины, обхваты.

Студенты узнают особенности правильного подбора выкройки и проектированию по размеру, учитывая индивидуальные особенности каждой фигуры. А также правильно подготовить ткань к раскрою. Затем узнают, как правильно переводить детали с готовых выкроек на кальку. Смогут правильно переводить детали выкройки на ткани, вычерчивать с учетом припусков на обработку и выкраивать деталь.

Обучающиеся смогут развить и углубить знания при выполнении всех операций, необходимых при проектировании и изготовлении свитшота. Такие как: проверка посадки изделия на фигуре, внесение уточнений, соединение боковых срезов основных деталей переда, спинки и рукавов на оверлоке, стачивание манжетов рукава, деталь пояса с низом изделия, притачивание бейки с горловиной, прокладывание отделочных строчек и отутюживание готового свитшота. С соблюдением правил техники безопасной работы.

В процессе обучения проектированию изготовлению изделий из трикотажа школьники приобретают практические навыки и умения посредствам создании и обработки одежды, которая удовлетворяет личные желания. У студентов воспитывается аккуратность, развивается воображение для создания новых идей, фантазия, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца. Изготовление изделий из трикотажа во внеаудиторной деятельности способствует развитию у студентов функциональной технологической грамотности, последовательное изготовление изделий, трудовых знаний и умений, необходимых во всех сферах профессиональной деятельности и повседневной жизни. Внеаудиторная деятельность формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.

Анализируя вышеизложенный материал, можно сказать, что внеаудиторная деятельность по проектированию изделий из трикотажа раскрывает все особенности и тонкости индивидуального пошива, конструирования, моделирования, дает широкий спектр знаний об истории моды, модельерах, углубляет знания о стилях одежды, и самое главное воспитывает чувство стиля и красоты, направленного на их саморазвитие и самовоспитание.

Материал, разработанный в статье, может использоваться педагогами дополнительного образования во внеаудиторной деятельности.

Список литературы

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учеб. пособие для индустриально — педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей / В.С. Безрукова. — Е.: Деловая книга, 1999.- 329с.
  2. Ведерникова, Е.Г. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Ведерников. — М.: Эксмо, 2012. — 288 с.
  3. Ларионова Г. Организация самостоятельной работы студентов. [Текст]: / Г. Ларионова//Педагогика, № 4, 2013. — 253с.
  4. Торебаев Б.П., Джанпаизова В.М., Ботаев Н.Е. Трикотаж: краткая история, современное представление // Наука и мир. — №6 (10), 2014).