Имитация профессиональной деятельности — новое направление в подготовке специалистов

№111-1,

педагогические науки

В статье приводится обоснование применения имитации профессиональной деятельности, которая является частью практико-ориентированного подхода подготовки квалифицированных специалистов. Система подготовки специалистов адаптирована под жесткие требования, предъявляемые к выпускнику.

Похожие материалы

Имитации профессиональной деятельности является частью практико-ориентированного подхода подготовки квалифицированных специалистов высшего образования. Система подготовки специалистов адаптирована под жесткие требования работодателя, общества, государства, а также развитие науки и техники. Поэтому применение новых подходов способствует повышению эффективности подготовки высококвалифицированных кадров. Практическая деятельность по приобретаемой профессии является основной составной частью, развития специалиста. Насколько выпускник адаптирован к условиям профессиональной деятельности, условиям сотрудничества и работе в команде, проявляя организаторские и творческие способности, способствует определению квалификации новоявленного специалиста. Данные проблемы решаемы с применением в высшем образовании практико-ориентированного подхода. Многие вопросы позволяет решить применение активных и интерактивных подходов в процессе обучения. Одной из таких интерактивных форм является имитация профессиональной деятельности в процессе обучения.

Имитационное обучение профессиональной деятельности — это процесс обучения в котором смоделированы ситуации профессионального значения, которые могли возникнуть в реальной обстановке с использованием специальных средств обучения при котором обучаемый осознанно выполняет действия.

При таком подходе обучающийся проявляет самостоятельную и творческую активность, применительно в обстановке получаемой профессии.

Самостоятельная активность — это уровень развития личности, который предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает с информационными источниками, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью преподавателя.

Уровень творческой активности — это уровень развития личности, характеризующийся самостоятельным выполнением заданий или работ (проектов), требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, рационализаторские предложения.

Часто для имитации профессиональной деятельности в различных ситуациях прибегают к игровому методу обучения или симуляции на тренажерах, виртуальных комплексах. Данное обучение способствует повышению качеству обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок.

Несомненно, применение имитации профессиональной деятельности (рис. 1) способствует развитию поэтапному развитию и профессиональному становлению обучающегося:

  1. Научное творчество — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового аспекта, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
  2. Практическое творчество — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
  3. Прикладное творчество — синтез научной и практической составляющей, но особенное в практико-ориентированном подходе обучения, характеризующее прикладное решение проблемы; в основе этого вида лежит решение практической профессиональной проблемы; решение практических задач в профессиональной деятельности.
Этапы становления развития и профессионального становления обучающегося
Рисунок 1. Этапы становления развития и профессионального становления обучающегося

В связи с применением этого метода подготовки, обучающийся:

  1. Постигает неизвестное достигаемое знание или способ действия;
  2. Активирует познавательную потребность, побуждающая личность к интеллектуальной деятельности;
  3. Развивает интеллектуальные возможности обучаемого, включая его творческие способности, формируя профессиональный опыт.

Таким образом, достижение обучающимся трудовых навыков способствует качественной реализации профессиональных стандартов в высшем профессиональном образовании и подготовке высококвалифицированных специалистов. Использование высокотехнологичных средств обучения позволяет не только формированию профессиональных умений, но развивать творческую личность и поддерживать ее на необходимом уровне в течение всей профессиональной жизни редко используемых умений в каждодневной практике.

Список литературы

  1. Кропотова Н.А. Инновационная педагогическая модель NTV // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 171 — 173.
  2. Кропотова Н.А. Легкова И.А. Логистизация управление и адаптивная система автоматического контроля формируемых компетентностей // Общенаучные проблемы инженерной подготовки кадров МЧС РФ: сборник трудов секции № 16 ХХIХ Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь». — Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России. — 2019. — С. 67 — 72.
  3. Кропотова Н.А., Иванов В.Е. Комплекс инновационных педагогических приемов, реализуемых на занятиях по дисциплине «Механика» // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 530 — 534.
  4. Кропотова Н.А., Иванов В.Е. Концептуальные основы формирования профессиональных компетенций обучающихся // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 500 — 503.