Этапы отработки умений и навыков определения опорных реакций

№111-1,

педагогические науки

Показаны этапы повышения эффективности решения обучающимися практических задач по определению опорных реакций. Представлены рекомендации по последовательности отработки умений и навыков в области решения данных задач.

Похожие материалы

Решение практических задач по определению реакций опорных конструкций занимает одно из ключевых мест в дисциплинах «Прикладная механика» и «Детали машин». Для успешного усвоения обучающимися, как теоретических понятий и положений в данной области дисциплины, так и для отработки умений и навыков решения практических задач, преподаватель должен четко представлять себе, какая информация должна быть доведена до уровня понимания, то есть что обучающийся должен знать, уметь, и какие выработать навыки. Отсутствие разделения доводимой информации на основную и второстепенную часто приводит к тому, что обучающиеся, не приобретают необходимых прочных знаний и умений.

Первоначально обучение нахождению реакций связей происходит в курсе прикладной механики в разделе «Статика». Не смотря на то, что на рассмотрение данного вопроса выделяется достаточно большое количество часов, обучающиеся, приступая к изучению раздела «Сопротивление материалов» и дисциплины «Детали машин» сталкиваются с определенными трудностями в решении практических задач по определению реакций. Преподавателю приходится затрачивать дополнительное время на восстановление утраченных умений. Это можно объяснить тем, что умение определять опорные реакции, не было окончательно сформировано у большинства обучающихся при изучении раздела «Статика». Причиной этому может послужить тот факт, что практические задачи на определение опорных реакций многостадийные и требуют от обучающегося знания, прежде всего теоретических знаний по основным понятиям и определениям статики. К таким понятиям относятся: проекция силы на ось, виды опорных конструкций и правильность графического обозначения реакций связей, момент силы относительно точки, свойство пар сил. Незнание хотя бы одного из выше перечисленных понятий не позволяет перейти к объяснению методики решения практических задач. Поэтому данная информация, получаемая обучающимися на лекциях или при самостоятельном изучении дисциплины при заочной форме обучения, является наиболее важной. Только при тщательном изучении данных теоретических вопросов можно приступать к обучению решению задач.

Объяснение методики решения задач, на наш взгляд, также следует проводить поэтапно, отработав такие приемы, как проецирование сил на ось, графическое изображение реакций в основных опорных конструкциях, а также приведением примеров замены реальных объектов на расчетные схемы. Например, можно показать, как в курсе «Детали машин» обучающимся придется схематично изображать вал закрытой зубчатой передачи в виде двухопорной балки с консольной частью.

Стоит отметить, что относительная простота типовых задач статики по сравнению с задачами из других разделов механики, объясняется тем, что их можно решать по определенному алгоритму. Поэтому, объясняя методику решения задач по определению реакций связей целесообразно ориентировать обучающихся на алгоритм, который, как на стадии объяснения материала, так и при последующем изучении технических дисциплин, будет показывать четкую последовательность определенных действий.

Дальнейшее рассмотрение данного вопроса можно вести уже в определении количества задач и уровня их сложности для решения на аудиторных занятиях и в часы самостоятельной подготовки.

Список литературы

  1. Покровский А.А., Огнев С.О. Становление теоретической механики в качестве основы развития современных отраслей техники // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции. — Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — с. 493-495.