Входной контроль на занятии в процессе графической подготовки обучающихся

№112-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены цели и функции контроля знаний обучающихся; предложен метод входного контроля знаний на занятии по дисциплине «Инженерная графика», который позволяет значительно повысить заинтересованность обучающихся к изучаемому материалу и степень его усвоения.

Похожие материалы

Невозможно представить себе учебный процесс без проведения регулярного контроля знаний обучающихся, в результате которого преподаватель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере.

Но его функции не сводятся только к диагностике [1]. Обучающая функция заключается в том, что выполняя задания, обучающиеся совершенствуют свои знания и умения, повторяя пройденный материала. В развитии речи, памяти, внимания, мышления, умении сопоставить и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, приводить доказательства заключается развивающая функция контроля знаний. Также контроль дисциплинирует студентов, воспитывает у них чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность. Больше всего воспитательная функция реализуется преподавателями на первом курсе.

При этом контроль знаний учит не только обучающихся, но и преподавателей, позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения [2].

В настоящее время в образовательных организациях высшего образования проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация. Текущий контроль знаний обучающихся проводится на текущих занятиях в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину. Это может быть входной контроль, тематический и т.д. Основной формой контроля знаний обучающихся является промежуточная аттестация (зачет или экзамен), которая проводится после завершения освоения дисциплины (модуля).

Для определения уровня усвоения пройденного материала и подготовки обучающихся к изучению нового учебного материала во вводной части занятия применяется входной контроль знаний. Он может проводиться в форме письменного или устного опроса; тестирования, в том числе компьютерного; выполнения практических заданий и др. Форма проведения входного контроля определяется преподавателем. Она зависит от специфики изучаемой дисциплины, содержания рассматриваемого материала и т.д.

Так как при изучении дисциплины «Инженерная графика» одной из основных форм отчетности является выполнение графических работ, то обучающимся в начале занятия при рассмотрении нового учебного материала было предложено выполнить стандартное графическое задание по теме, которую на занятии планировалось разобрать (например, по машиностроительному черчению). У обучающихся появилась возможность попробовать свои силы при выполнении выданного задания, используя уже приобретенные знания и навыки.

В процессе выполнения задания у обучающихся возникли затруднения, так как знаний для его выполнения было недостаточно. Самостоятельно выявленные проблемы заставили обучающихся далее при объяснении новой темы они внимательно слушать рассматриваемый материал, задавать уточняющие вопросы. Таким образом, созданная проблемная ситуация, состояние интеллектуального затруднения, вызванного невозможностью решить задачу на основе имеющихся знаний, способствовали в дальнейшем более осознанному восприятию обучающимися учебного материала.

В результате в дальнейшем при выполнении графической работы по рассматриваемой теме снизилось количество типовых ошибок, уменьшилось количество пропущенных размеров, улучшилось качество графики [3].

Таким образом, данный текущий контроль на занятии позволил значительно повысить заинтересованность обучающихся к изучаемому материалу, уровень ориентирования по теме и степень усвоения материала.

Список литературы

  1. https://aujc.ru/metody-formy-i-vidy-kontrolya-na-uroke/
  2. Легкова И.А., Кропотова Н.А. Применение формирующего оценивания в образовательном процессе высшего образования. — НоваИнфо, 2017. — №74. — С. 338-341.
  3. Легкова И.А., Киселев В.В. Современная графическая подготовка обучающихся технических вузов. — НоваИнфо, 2017. — №62. — Т.2. — С. 349-353.