Предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации

№113-1,

педагогические науки

В статье рассматривается вопрос о создании условий по ознакомлению дошкольников с родным городом. Приводятся примеры по созданию центров активности для детей.

Похожие материалы

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из критериев оценки качества дошкольного образования. Реализуя парциальную образовательную программу «Детство в родном Сочи» большое внимание было уделено развитию предметно-пространственной среды.

Говоря об образовательной среде, мы понимаем, что это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении. И чтобы это развитие происходило гармонично, мы должны учитывать все ее компоненты.

Во-первых, все участники педагогического процесса должны находиться во взаимодействии — это взаимодействие педагога и воспитанников, воспитанников и родителей, педагога и родителей. Организовывая «Семейные выходные», педагог в первую очередь заинтересовывает детей, привлекает родителей. Подводя итоги этого мероприятия, педагог и воспитанники собираются на совместное обсуждение, где каждый участник имеет возможность поделиться своими впечатлениями. При подготовке такого мероприятия используются фотоальбомы, фотоколлаж, мультимедийная презентация.

Развивающая предметно-пространственная среда является частью образовательной среды. Для реализации программы «Детство в родном Сочи» необходимо было подобрать оборудование, материал, мебель (для организации экспозиций в тематических уголках, для организации образовательной деятельности), подобрать необходимый инвентарь, игры и игрушки и др.

И самое главное, источником знаний, социального опыта и развития детей дошкольного возраста является среда их пребывания. Поэтому важно, чтобы она была развивающей. Но при этом она должна соответствовать содержанию основной образовательной программы дошкольного учреждения и с учетом требований ФГОС ДО.

Во всех группах оборудование размещено по принципу нежесткого центрирования, что позволяет детям заниматься любимым делом самостоятельно, или объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Такой подход позволяет активизировать познавательную деятельность детей. Организация и расположение тематических центров и уголков рационально, логично и удобно. Все центры имеют названия, связанные со знаковыми объектами города Сочи. Оборудование и материалы в центрах представлены как традиционным развивающим содержанием, так и дополнены тематическими блоками, направленными на освоение дошкольниками парциальной программы «Детство в родном Сочи».

Тематические блоки формируются и дополняются по результатам экскурсий, прогулок с детьми и родителями.

Центр «Выставочный зал» наряду с традиционными наборами материалов для художественно-творческой деятельности (рисования, лепки, аппликации), представлены еще и морская галька, природный материал, собранные во время прогулок и экскурсий. Здесь «Юные сочинские художники» — воспитанники группы имеют возможность представить свои работы. Также размещены альбомы с фотографиями видов Сочи.

В «Бюро путешествий и экскурсий» дети могут прослушать песни о Сочи, просмотреть видеозаписи фрагментов о жизни и достопримечательностях города и края на детских компьютерах IBM.

В книжном уголке «Библиотека» в дополнении к детской литературе находятся буклеты о Сочи, книги, рекламные открытки.

В нравственно-патриотическом» уголке «Площадь Флага» можно увидеть карту Сочи с нанесенными достопримечательностями курорта. Обязательно размещены Государственные символы России, Краснодарского края и города Сочи. Также уголок разнообразен продуктами детско-родительских проектов: альбомы «Мой край», «Мой город», «Мой район», «Черное море мое» и др., макеты «Микрорайон Макаренко», «Морской вокзал, «Железнодорожного вокзал», ««Дендрарий» и «Парк «Ривьера».

Уголок безопасности «МЧС» напоминает детям о правилах безопасности дома, на улице (ПДД) и пожарной безопасности. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Для проигрывания ситуаций в рамках профилактики дорожно-транспортных происшествий с участием детей разработано дидактическое пособие — специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог микрорайона детского сада, к нему прилагается дополнительный набор мелкого строительного материала и дорожных знаков.

В «Олимпийском парке» находится как традиционное физкультурное оборудование, так и мини-тренажеры, изготовленные руками педагогов и родителей. Центральное место в «Олимпийском парке» занимают талисманы Зимних Игр 2014, также дополнено фотографиями спортивных объектов и выдающихся кубанских спортсменов.

Целесообразно созданная и умело используемая педагогом развивающая предметно-пространственная среда, положительно влияет на эмоциональную среду в группе. Владение и использование педагогом технологии формирующего оценивания, направленная на развитие и создание ситуации успеха, также способствует созданию эмоционального благополучия участников образовательных отношений.

Когда начинали реализацию программы «Детство в родном Сочи», оборудования, материала по программе было мало. Все приходилось создавать, собирать самостоятельно и с помощью родителей воспитанников. Большое внимание было уделено организации тематических уголков в группах. Здесь конечно большую помощь оказали родители. Они вместе с детьми создавали макеты достопримечательностей нашего города, приносили различные поделки из природного материала, делились фотографиями из личного архива для оформления тематических альбомов.

Родители активно принимают участие в походах выходного дня (воспитанники и их родители стали частыми гостями музея им. Н.Островского). После таких мероприятий помогают организовать выставку фотографий. По этим фотографиям дети самостоятельно строят рассказ о своем путешествии и с удовольствием делятся впечатлениями.

Для детей и их родителей, а также для гостей нашего учреждения организованы выставочные шкафы в холлах . Они оснащены макетами особо узнаваемых объектов города Сочи, предметами ручного труда, материалом для которых послужили ракушки, галька, растения и т.д., и разнообразными предметами, которые так или иначе напоминают о нашем городе. Все представленные экспонаты сделаны руками родителей, воспитанников и воспитателей.

В дополнение ко всему сформированы тематические альбомы, в которых собрана вся официальная информация о городе Сочи: «Сочи для детей», «Сочи и Красная поляна», «Исторический Сочи», «Сочи-госпиталь», «Сочи — главная здравница России», «Сочинский Национальный парк и Кавказский биосферный заповедник», «Реки и горы города Сочи». Вся информация представлена фотографиями из архивов, к ним прилагаются небольшие комментарии в печатном виде.

Предметно-развивающую среду не возможно до конца сформировать, т.к. всегда найдутся новые идеи для ее расширения и преобразования. Наши педагоги не перестают вносить изменение в наполняемость тематических блоков в группах.

Список литературы

  1. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы /Л. Г. Киреева. — М.: Учитель, 2009. — 143 с.
  2. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении /Р. А. Кирьянова. — СПб: Детство-Пресс, 2010. — 12 с.
  3. Нищева, Н. В. Предметно -пространственная развивающая среда в детском саду /Н. В. Нищева. — СПб: Детство-Пресс, 2010. -128 с.
  4. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда.//Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. С. 76.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  6. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды.//Дошкольное воспитание. 2010. № 4.