Физическая культура и спорт в борьбе со стрессом у студентов

№114-1,

педагогические науки

Студенты в процессе обучения сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями. Спорт и физическая культура могу значительно облегчить данную проблему, если ввести комплексный подход.

Похожие материалы

Высокая учебная нагрузка, трудовая занятость, увлеченность яркой студенческой жизнью, предпочтение реального мира виртуальному приводят к снижению уровня здоровья и повышению уровня стрессов.

Одной из приоритетных задач для высшего учебного заведения является снижение уровня стрессов у студентов, чему очень способствуют целенаправленные и регулярные занятия спортом и физической культурой. К сожалению, преподаватель по физической культуре не способен единолично решить проблему отсутствия заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и спортом. Безусловно, администрация должна поддерживать спортивное движение студентов, ведь снижение уровня стрессов способствует увеличению работоспособности и продуктивности проделанной работы.

Какие же методы можно использовать для повышения мотивации к занятию физической культурой и спортом у студентов?

1. Включение элементов физической культуры и спорта в учебный процесс.

Например, организация научной эстафеты, где команда должна будет преодолевать не только определенную дистанцию за максимально короткий период времени, но и ответить на вопросы или выполнить задания, соответствующие его профилю обучения. Данный вид деятельности, организованный на постоянной основе в виде, скажем, соревнований между группами, курсами, факультетами или даже высшими учебными заведениями, поднимет в студентах спортивный азарт и жажду победы, что будет являться серьезной мотивацией не только к занятиям физической культурой и спортом, но и к укреплению знаний по своему учебному профилю. Также научная эстафета поможет студентам быстро ориентироваться в стрессовой ситуации, преодолевать волнение, принимать ответственность и максимально использовать интеллектуальный потенциал. Так как эстафета — деятельность командная, то развитие способности работать в команде при любых условиях — вопрос времени.

2. Популяризация здорового образа жизни.

Об этом сейчас говорят очень много, но, как правило, безуспешно. С популяризацией ЗОЖ в современном мире гораздо лучше администрации справляются «интернет-герои», но массовая культура пропагандирует не здоровье, а красоту. И жертвами подобной токсичной пропаганды становятся многие молодые люди, которые готовы на любые модификации и лишения для того, чтобы хоть немного приблизиться к общепринятому стандарту красоты, совершенно забывая, что в вопросах красоты стандартов нет и быть не может.

Эту проблему можно решить самыми разными способами, начиная от психолога, который может помочь с преодоление каких-либо стрессов, до проведения регулярных спортивных мероприятий, в которых смогут принять участия все желающие и которые, при этом, не будут требовать какой-либо серьезной спортивной подготовки. Это может быть ежемесячная ярмарка с различными забавными конкурсами вроде бега в мешках с символическими призами ведь как известно, смех и веселье всегда были лучшими средствами для избавления от стрессов. И, естественно, преподавательскому составу и руководству не стоит обходить подобные мероприятия стороной.

3. Информирование о спортивных секциях.

Многие студенты совершенно не имеют представления о том, что в их университете есть какие-либо спортивные секции. Информирование всегда было и будет одним из наиболее важных шагов по преодолению любых проблем, в том числе и проблем борьбы со стрессом с помощью занятий физической культурой и спортом. В данном случае речь не идет о профессиональных секциях, речь идет о секциях любительских, которые могут дать студентам возможность заняться тем видом спорта, которым они раньше не интересовались или давно хотели попробовать, но не имели такой возможности. Огромной проблемой для студентов, вступающих в спортивные секции является то, что они могут осознавать тот факт, что их уровень много ниже тех, кто посещает эту секцию уже довольно давно, что является лишним стрессом. С этой ситуацией уже должны разбираться либо ответственный преподаватель, либо лидер, избранный из числа посещающих секцию студентов. Именно они должны создавать атмосферу дружелюбия и позитива, которая поможет новым посещающим быстро адаптироваться.

Выше были перечислены три простых и не особо затратных в плане финансов шага, с помощью которых спорт и физическая культура могут помочь студентам в преодолении определенных стрессовых ситуаций, связанных с учебным процессом и студенческой жизнью, с которыми сталкиваются студенты. Но все эти шаги сталкиваются с большим препятствием, которым является отсутствие культуры спорта в нашей стране. В занятиях спортом, как правило, заинтересованы только те люди, которые отдали очень много времени и сил этому занятию, а какова вероятность, что такие найдутся среди представителей руководства высшего учебного заведения?

Спорт в небольших высших учебных заведениях сталкивается с отсутствием финансирования, кадров, завышенными и необоснованными требованиями к спортсменам, которые держатся на голом энтузиазме, когда большая часть не только студентов, но и руководящего состава не имеет никакого представления об их деятельности.