Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира

№115-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются различные подходы к пониманию экологической культуры, а так же способах её формирования на уроках окружающего мира в начальной школе. Выделяются три уровня посформированости экологической культуры, на которые ориентируются преподаватели при построении уроков окружающего мира. Выделяется ряд основных направлений, которые используются в современных образовательных учреждениях в прививании ответственности за окружающий мир.

Похожие материалы

На современном этапе развития общества, экологические проблемы остаются не менее актуальными, чем экономические. Загрязнение окружающей природы это большая экологическая проблема для всего человечества. Чтобы предотвратить это необходимо с ранних лет вкладывать детям экологическую культуру поведения, которая будет возможна только при наличии сформированности экологической культуры.

Учащиеся начальных классов это будущие члены общества. В этом возрасте происходят большие изменения в сознании психики ребенка. Начальная школа является фундаментом для дальнейшего развитие детей. Именно в этом возрасте происходит усвоение нравственных норм.

Для того чтобы сохранить жизнь на Земле требуется основание новых ценностных ориентиров, которые помогут преодолеть отчуждения человека от природы. Только гармоничное отношение в системе «человек-природа» позволит человеку существовать на планете и вести свою деятельность. Чтоб сформировать такие отношения необходимо проведения комплекса мер, к которым относится внутрисемейное воспитание и экологическое воспитание в образовательных учреждениях подрастающего поколения.

Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста, которое проявляется в отношении к природе и умению с ней общаться. Экологические знания полученные в школе помогут стать основой для их поведения. Именно в школе учащиеся осознают свое место в природе, учатся нести ответственность за свои действия[1].

Под экологической культурой понимается совокупность действия и правил к экологической деятельности человека. Экологическая культура это личный выбор каждого человека, который показывает уровень ответственности человека за окружающую его природу. Е.В. Асафова рассматривает экологическую культуру как набор личностных качеств, которые отражают формирования экологического сознания[3].

Формирование экологической культуры у младших школьников состроит в воспитании бережного отношения к природе. Этого можно достигнуть только при систематической работе школы по направлению познания природы, а так же процессов взаимодействия природы и человека.

Изучит большой объем источников по данной теме, можно выделить несколько авторов, которые рассматривали проблему формирования экологической культуры и внесли свой вклад в её развитие, а именно В.И. Медведев, А.А. Алдашева, М.Д. Большакова, И.Д. Зверев, О.М. Барковская.В работе А.В. Усовой и А.А.

Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный социально — педагогический процесс. Осуществление экологического воспитания в начальной школе обычно происходит на уроках окружающего мира. Для того чтобы помочь ребенку выбрать правильную линию поведения учитель использует все возможные методы чтобы ему помочь.

Перед тем как определиться с выбором формы и методов используемых на уроке окружающего мира следует определить первоначальный уровень сформированностиэкологической культуры. Это поможет учителю определить эффективность выбранной методики и стиля обучения. Выделяют низкий, средний и высокий уровень сформированности экологической культуры школьников.

Низкий уровень предполагает наличие пассивности личности и нежелание участвовать в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам. Средний уровень предполагает активное участие в экологических мероприятиях, которые основываются на активной позиции школьника. Высокий уровень предполагает не только активное участие, но и разработку подобных мероприятий.

Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и свое воплощение в реальной жизни.Основные формы работы на современных уроках окружающего мира это занятия — беседы; наблюдения; занятия — экскурсии (очная, заочная); практическая работа. Основными методами, которые используются при формировании экологической культуры у детей младшего школьного возраста являются: словесный; наглядный; проектный; игровой; интерактивный. Наиболее популярным на современных уроках становится интерактивный метод.

Интерактивными методами обучения являются: игры, конкурсы, экскурсии. Для детей младшего школьного возраста рекомендуем использовать игровой метод, так как игра является приоритетным занятием данной возрастной категории. При формировании экологической культуры младших школьников используют экологические игры, экологические сказки, экологические конкурсы. Каждое занятие направлено на экологическое воспитание и формирование практических навыков, а так же воспитание гуманного отношения к природе[2].

Как было сказано игра является оптимальной формой организации образовательного процесса. Выделяют дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, игры-путешествия. Рассмотрим пример дидактических игр: «Меню для птиц», целью, которой является изучение рацион питания различных птиц в разное время года; «Угадай правило», цель игры заключается в уточнении поведения человека к объектам природы; «Кто где живет», целью игры является определение места обитания животных и растений, показанных на карточках, либо интерактивной доске.

Ролевые игры предполагают моделирование экологических действий. Так, например: «Что произойдет если…» целью игры является показать учащимся последствия воздействия негативного воздействия человека на природу. Разворачивается дискуссия между различными «специалистами» и «учеными». Распределение ролей позволит ребенку приобрести навык диалога, проявлять самостоятельность, и умения обосновывать свои слова.

Игра-путешествие направлена на развитие познавательных интересов школьников, а так же формирование ценностных экологических ориентаций. Игра-путешествие помогает закреплению экологических понятий, выявить взаимосвязь человека и природы, а так же закрепление грамотного обращения с природой. В подобное игре обычно используются этапы, прохождения которых предполагает выполнения ряда заданий по определенной теме. Выполнение одного задания позволяет перейти на следующий этап игры[2].

Так же индивидуальные занятия так же связаны с приобщением школьников к наблюдению за объектами живой природы (деревьями, насекомыми, животными). В таких исследованиях особо важно, чтоб ребенок сделал вывод самостоятельно о роли живых существ в жизни человека. После эксперимента учащиеся представляют свои доклады о проделанной работе.

Например, в программе «Школа России», по которой обучается наибольшее количество образовательных учреждений уделяется внимание изучению экологической обстановки родного края, сохранение экологии и разнообразия природы.

Таким образом, систематически использовать методов по формированию экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира позволяет расширять и систематизировать представления младших школьников о природе и формировать у детей знания о живой природе.

Список литературы

  1. Гринёва Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект / Е. А. Гринёва, Л. Х. Давлетшина. — М.: Прометей, 2015. — 156 с.
  2. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О. А. Козлова // Начальная школа. — 2004. — № 11. — С. 34.
  3. Остапенко, В. В. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст] / В. В. Остапенко // Начальная школа. — 2013. — №2. — С.53 — 55
  4. Подоляк Д. О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной деятельности по окружающему миру/ Д. О. Подоляк // Начальная школа. — 2014. — №9. — С. 57-61.
  5. Сатуева Л. Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества / Л. Л. Сатуева // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. — С.25-28