Педагогические условия формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеурочной деятельности

№115-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются педагогические условия формирования основ культуры здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Проанализировано понятие «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни», рассмотрены сущность и специфика внеурочной деятельности в начальной школе, описаны возрастные особенности младших школьников.

Похожие материалы

Современный этап развития общества характеризуется рядом изменений и преобразований в сфере образовательно-воспитательного процесса школьников, когда одной из приоритетных проблем является здоровьесбережение учащихся, и значит необходим поиск новых здоровье творческих форм организации деятельности по сохранению здоровья подрастающей молодежи.

Не случайно в нормативных документах последних лет и в частности в «Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2025 г.», являющейся приоритетной программой государства, одной из главных целей выделяется формирование здорового образа жизни населения страны

Именно поэтому система образования должна создавать все условия, при которых здоровье детей будет в безопасности, воспитательный процесс должен быть направлен на формирование у них отношения к собственному здоровью как к ведущей ценности [2, С.180].

Актуальность проблемы здорового образа жизни потверждается психолого-педагогическими исследованиями Н.М. Амосова, М.М. Безруких, О.И. Давыдовой, В.Г. Жданова, О.Л. Зверевой, В.В. Колбановой, Д.В. Колесовой, О.Ю. Кондратьева, З.В. Коробкиной, Ю.П. Лисицина, В.А. Попова, И.Н. Пятницкой, С.П. Семеновой, П.И. Сидорова, Я.В. Соколова, Ф.Г. Угловой, Г.С. Шаталовой и др.

В работах этих ученых отражены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, разработаны здоровьесберегающие технологии для работы с учащимися школ и дошкольных образовательных учреждений, изучены условия и приемы формирования здорового образа жизни.

Рассмотрим дефиницию «здоровый образ жизни».

По мнению Б.Н. Чумакова, здоровый образ жизни — это активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья [4, С. 740].

Н.М. Амосов трактует здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, способствующий сохранению и укреплению здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудиться в полную меру своих способностей, дарящий силу и энергию [1, С. 89].

По мнению Б.Н. Чумакова, здоровый образ жизни — это активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья [4, С. 741].

В понятие «здоровый образ жизни» можно включить разные составляющие, в том числе и воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков, формирование потребности вести здоровый образ жизни, овладение необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Задача родителей создавать учебно-воспитательную среду, на собственном опыте демонстрировать ребенку те модели поведения, которые были бы ориентированы на формирование у детей с ранних лет культуры здорового образа жизни [3, С. 70].

Вопросы формирования культуры здорового образа жизни разрабатываются многими учеными разных областей науки: медицины и физиологии (В.Н. Дубровским, Ю.П. Лисицыным, Б.Н. Чумаковым и др.), психологии (О.С. Осадчуком и др.), экологии (З.И. Тюмасевой, А.Ф. Амендом и др.) и педагогики (В.Г. Алямовской, Г.К. Зайцевым, Ю.Ф. Змановским, М.Л. Лазаревым, О.В. Морозовой, Т.В. Поштаревой, Л.Г. Татарниковой, О.Ю. Толстовой, О.С. Шнейдером и др.).

Задача школы и родителей состоит в необходимости дать ориентиры, установленные в качестве критериев ценности у младших школьников, обладающие силой инерции, и сформированные в этом возрасте внутренние поведенческие регуляторы, обладающие устойчивостью. В сознании детей младшего школьного возраста важно сформировать чувство ответственности за свой здоровье, осознание того, что тело и душа, т.е. здоровье — предмет его личной заботы.

Например, С.В. Попов в понятие культуры здорового образа жизни включает: отказ от вредных пристрастий; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личную гигиену; положительные эмоции.

Н.М. Амосов выделяет такие основные элементы, как: физические нагрузки; закаливание; здоровое питание; положительные эмоции [1, С. 75].

Т.В. Каштанова выделяет следующие основные принципы культуры здорового образа жизни: человек-творец здорового образа жизни, исключающий вредные привычки, соблюдающий принципы рационального питания, физически активный, соблюдающий общечеловеческие принципы, регулирующие все сферы жизнедеятельности человека и т.д. [5, С. 290].

В системе формирования основ культуры здорового образа жизни у младших школьников важное значение принадлежит внеурочной деятельности, так как она содержит многочисленные и разнообразные формы работы для непринужденного общения ученика с учителем, создания условий, обеспечивающих свободное, не ограниченное рамками программы ознакомление и изучение основ культуры, а также возможность активного привлечения родителей.

На наш взгляд, важным педагогическим условием в работе по формированию культуры здорового образа жизни школьников является повышение уровня культуры здоровья семей посредством проведения просветительской работы с родителями. Организация педагогического просвещения родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья школьников может осуществляться в разнообразных формах (дни открытых дверей для просмотра родителями физкультурно-оздоровительной работы проводимой в образовательном учреждении с детьми, проведение совместных с родителями спортивных праздников (дни здоровья и т.п.) , тематические родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы и консультации; тренинги; анкетирование; наглядная информация (фото-и видео- конкурсы «Моя спортивная семья т.п.» [4].

К педагогическим условиям эффективного формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в процессе внеурочной деятельности относят обогащение кругозора младших школьников информацией о здоровье и здоровом образе жизни. Данное условие можно реализовать через такие формы внеурочной деятельности как классные, информационные часы, связанным с культурой здорового образа жизни, желательно имеющих практическую направленности; образовательные экскурсии, целью которых будет профилактика вредных привычек (встречи с медицинскими и социальными работниками, занимающимися проблемами здорового образа жизни); организацию ансамблей и школьного театра (использование фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки) [3, С. 123].

Также необходимым условием эффективного формирования культуры здорового образа жизни является создание благоприятного психологического климата. Данное условие можно реализовать посредствам организации игр, целью которых будет формирование основ культуры здорового образа жизни. Здесь важно учесть несколько факторов: игра должна проходить под наблюдением учителя; организовано свободное и добровольное включение учащихся в игру; смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность [3].

Для успешного формирования основ культуры здорового образа жизни необходимым условием валяется включение учащихся в совместную познавательную деятельность. Познавательные процессы младшего школьника определяют активное отношение к миру, к самому процессу познания и складывая из этого формирование культуры в общем. Так же для оптимального построения комплекса по формированию культуры здоровья необходимо отметить особенности развития эмоционально-волевой сферы. Это выражается в умении ставить цели, находить средства их достижения, преодолевать трудности по достижению цели [1, С. 97].

Для реализации данного условия используются такие формы внеурочной деятельности как дискуссии, праздники, школьные клубы и пр. При организации дискуссий нужно продумать тему доступную для детей младшего школьного возраста, план и результат. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что дискуссии должны вести к поиску эффективных способов взаимодействия.

Праздники сплачивают коллектив учащихся, потому что им нужно организовывать праздники вместе и от их общей деятельности зависит результат. Подобные праздники развивают знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок, формирующих здоровый образ жизни. Школьные клубы способствуют формированию познавательной активности младших школьников, обогащению мировоззрения, умениям в области здоровьесбережения. Важно так организовывать деятельность в клубах, чтобы она отличалась новизной, вниманием к потребностям младших школьников и благоприятным психологическим климатом между членами клуба. После этого организовывать систематическую поисковую работу в разносторонних творческих объединениях. Результаты такой работы могут оформляться в сочинения, фоторепортажи, фильмы или проекты на здоровьесберегающие темы [4, С. 76].

Таким образом, соблюдение описанных педагогических условий, будет способствовать эффективному формированию основ культуры здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности, обогащению их представлений о факторах, влияющих на здоровый образ жизни и способах сохранения и укрепления своего здоровья.

Список литературы

  1. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб.пособие / Ю.Е.Амосова. — Челябинск: ЮУрГУ, 2010. — 119 с.
  2. Баль, Л.В., Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика. — М.: Владос, 2013. — 190 с.
  3. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 180 с.
  4. Пашин А.А. Физическая культура — основа формирования ценностей здорового образа жизни // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2011. — № 24. — С. 736-741.
  5. Смирнова Ю.В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Смирнова. — Челябинск, 2009. — 301 с.