Психоэмоциональные состояния сотрудников УИС: диагностика и коррекция

№116-1,

психологические науки

В статье рассматриваются вопросы психоэмоционального состояния сотрудников УИС, их эмоциональные состояния, проблема диагностики и коррекции негативных эмоциональных состояний. Вносятся предложения по проведению профилактической работы и психокоррекционных мероприятий с сотрудниками УИС.

Похожие материалы

Изучение профессиональной деятельности сотрудников УИС доказывает следующий факт: эта профессия является экстремально-коммуникативной.Реформирование УИС, контакт с криминальным контингентом, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия увеличивают психоэмоциональные нагрузки работников данной службы, ухудшая состояние их здоровья [5]. Поэтому данная профессия требует значительных резервов самообладания, саморегуляции, толерантности по отношению к факторам эмоционального выгорания.

В связи с чем, оказание помощи сотрудникам с негативным эмоциональным состоянием, таким как напряжение, истощение, выгорание, низкая активность, плохое самочувствие, плохое настроение, и его коррекции — основная задача психологической службы УИС.

Одной из профессиональных задач психолога УИС является формирование и развитие у сотрудников знаний и умений в области самостоятельной коррекции негативных эмоциональных состояний. В этом, на наш взгляд, заключается актуальность данной темы.

В качестве методологических основ исследования использовались теоретические положения М.Г. Дебольского, А.М. Столяренко, В.Ф. Пирожкова, Н.В. Андреева о психологии личности и деятельности персонала исправительных учреждений.

А.М. Столяренко выделяет основные признаки, ведущие к снижению эмоционального состояния:

  1. Приобретение существенного контроля над временем и содержанием мыслей сотрудника типично путем завоевания контроля над главными элементами общественной и физической окружающей среды личности[4].
  2. Систематическое создание чувства бессилия у сотрудника
  3. Манипулирование системой вознаграждений, наказаний и переживаний таким образом, чтобы способствовать утверждению определенной идеологии или системе верований (или поведения), пропагандируемых управлением(т. е. лидерами).
  4. Поддержание закрытой системы логической и авторитарной структуры в организации.
  5. Поддержание неинформированного состояния, существующего у данного субъекта[4].

Таким образом, мы видим ситуацию авторитарного подавления личности сотрудника системой УИС.

М.Г. Дебольский изучал содержание и выраженность компонентов негативного эмоционального состояния с точки зрения классической теории стресса Г. Селье [10].

Как выяснилось, наиболее выраженной фазой негативного эмоционального состояния является фаза напряжения. Следующие фазы истощения и резистенции.

В ходе проведения анализа научно-теоретических источников в области психологии эмоций, мы установили, что негативное эмоциональное состояние это явление, которое определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Таким образом, на основании выше изложенного мы можем говорить о необходимости разработки блока коррекционных мероприятий и последующей проверки его состоятельности. Результаты, полученные в ходе проверки данного комплекса мероприятий, позволят судить о хорошей результативности, и возможности его рекомендовать для дальнейшего использования.

Для исследования причин эмоционального напряжения, истощения, сотрудникам была предложена анкета, с вариантами ответов.

В анкете предлагалось сотрудникам выбрать три наиболее важных причины возникновения эмоционального напряжения, усталости, истощения из десяти предложенных вариантов, одиннадцатый вариант ответа могли предложить самостоятельно.

На основе полученных данных можно прийти к выводу: основными причинами возникновения эмоционального напряжения, усталости, истощения сотрудники отмечают в большинстве случаев: большие нагрузки на работе, нехватка времени, не комфортность рабочего места, плохая организация труда.

Поэтому, чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессией необходимо:

  1. Обращаться к психологу при необходимости получить психологическую помощь;
  2. Для снижения эмоционального напряжения, усталости, использовать способы саморегуляции, методы оптимизации психического состояния;
  3. Использовать выходные дни для активного семейного отдыха;
  4. Избегать конфликтных ситуаций и помнить неразрешимых конфликтов не бывает.

Для изучения психоэмоционального состояния сотрудников были выбраны основные показатели исследования: активность, напряжение, самочувствие, настроение, истощение, выгорание.

Для исследования уровня эмоционального выгорания и истощения из огромного числа существующих методов и методик мы использовали следующие методики: МВI, «Диагностике уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко и САН.

В эмпирической части работы были получены данные, позволяющие констатировать:

1. Социально-демографические характеристики оказывают значимое влияние на психоэмоциональное состояние сотрудников при выполнении профессиональной деятельности сотрудников.

Подтверждением данной гипотезы послужили полученные результаты нашего исследования. Сотрудники экспериментальной группы, у которых высокий уровень эмоционального выгорания по методике МВI и методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко, и низкий уровень общего функционального состояния по методике САН обладают следующими социально-демографическими характеристиками — пол: 96% мужчин, 4% женщин; возраст: 21-25 лет 7%, 26-30 лет 10%, 31-35 лет 46%, 36-40 21% свыше 40 12%; семейное положение: не женатые (не замужем) — 68%, женатые (замужем) — 32 %.

2. Коррекционная и профилактическая работа с сотрудниками имеющие негативные эмоциональные состояния, является основой для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Подтверждением данной гипотезы послужили результаты полученные в ходе эмпирического исследования до и после проведенной психокоррекционной работы. Эффективность проведенной работы подтверждается следующими числовыми показателями: снижен уровень эмоционального выгорания и истощения у сотрудников проблемной группы с 27% до 20% т. е. улучшение составило 1,35 раза (25,9%), и сократился уровень неблагоприятного, общего функционального состояния с 43% до 62% т. е. улучшение составило 1,43 раза (30,6%); в контрольной группе результаты остались прежними.

3. У сотрудников отдела охраны выражен средний уровень эмоционального выгорания.

При исследовании уровня эмоционального выгорания сотрудников отдела охраны, опираясь на количественные показатели методики MBI правомерно судить о том, что уровень эмоционального выгорания находится на средней фазе — фазе формирования.

Проведя необходимые психодиагностические исследования после проведённых психокоррекционных мероприятий мы получили следующие показатели:

  1. Методика САН показала, что доля сотрудников с благоприятным эмоциональным состоянием выросла в экспериментальной группе по следующим факторам: «самочувствие», «активность», «настроение». Общее неблагоприятное функциональное состояние снизилось с 62% до 43%, за счет снижения уровня неблагоприятного функционального состояния увеличилось среднее состояние с 27% до 32%, и заметно выросло благоприятное состояние с 11% до 25%.
  2. Методика MBI после проведенной коррекционной работы среди сотрудников отдела охраны экспериментальной группы показала, что произошло значительное улучшение по шкале «Эмоционального истощение» мы смогли выявить, что уровень выгорания уменьшился с 27% до 20% т.е. улучшение составило 1,35 раза экспериментальной группы по сравнению с контрольной.
  3. Методика исследования «Уровня эмоционального состояния» экспериментальной группы показывает, что уровень эмоционального выгорания заметно снизился: истощение с 39% до 30% улучшение составило 1,3 раза и напряжение — с 37,5% до 25% улучшение составило 1,5 раза.
  4. Не было отмечено каких-либо изменений уровня эмоционального состояния контрольной группы.

Наша работа была направлена на разработку блока коррекционных мероприятий и проверку его состоятельности, результаты, полученные в ходе проверки данного комплекса мероприятий, позволяют судить о хорошей результативности, и возможности его рекомендовать для дальнейшего использования.

Таким образом, на основании выше изложенного мы можем говорить о том, что проведенная коррекционная работа с сотрудниками отдела охраны экспериментальной группы оказала положительное воздействие на психоэмоциональное состояние и снизила негативные факторы такие как: напряжение, истощение, уровень эмоционального выгорания, плохое самочувствие, низкая активность, плохое настроение.

К основным видам работ, выполняемых сотрудниками психологической службы по обеспечению деятельности персонала относятся: проведение занятий в системе служебной подготовки, направленных на повышение психологической компетентности персонала, оказание психологической помощи персоналу в решении проблемных и преодолении кризисных ситуаций, проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий и др.[1].

В процессе развития сотрудника как профессионала должна сложиться профессиональная концепция. Она включает в себя:

  1. Совокупность усвоенных профессиональных взглядов, убеждений, установок, чёткое осознание целей и задач, выполняемых в организации, своего места и роли.
  2. Знание своих прав и обязанностей, способов и средств достижения целей, осознание возможных трудностей в работе, знание и владение способами, чтобы с ними справляться.
  3. Знание контингента, с которым работают, какие нормы должны соблюдаться при общении с ними [6].

Итак, исходя из всего выше сказанного, мы можем говорить, что для того чтобы избежать формирования профессионального выгорания сотрудников необходимо:

  1. Прием на работу лиц, по своим психологическим качествам, соответствующих требованиям профессиональной деятельности, занимаемой должности. В настоящее время подбор персонала представляет собой серьезную проблему ввиду хронической нехватки квалифи¬цированных кадров и большой текучести, особенно определенных категорий работников, в связи со специфическими условиями работы. Следует обращать внимание на мотивы и цели поступления на службу; на значимость предполагаемой профессии в системе ценностей личности; взаимосвязь потребностей с их реализацией с помощью предстоящей работы; осведомленность о будущей профессиональной деятельности, понимание ее. То, какими личностными особенностями должен обладать сотрудник пенитенциарного учреждения, чтобы противостоять формированию профессионального выгорания мы рассмотрим в нашем исследовании.
  2. Правильное восприятие сотрудником уголовно-исполнительного законодательства, других нормативных актов, регламентирующих его служебную деятельность и поведение, своих прав и обязанностей, выполняемых им функций, которые не позволят ему двусмысленно трактовать те или иные правовые нормы при исполнении служебных обязанностей.
  3. Грамотная работа руководства, обеспечивающая возможность проявлять сотрудникам самостоятельность в принятии решений, инициативность, творчество. Так как чем меньше самостоятельности ему предоставлено, тем менее привлекательной становится для него служба. У каждого сотрудника, имеющего достаточно полномочий в тех вопросах, которые он потенциально способен решить, формируется положительная профессиональная мотивация.
  4. Здоровый социально-психологический климат в коллективе. К факторам, влияющим на благополучие социально-психологического климата, можно отнести: творческое, ответственное отношение сотрудников к делу, выполнению служебных обязанностей; высокий уровень дисциплины в коллективе; доброжелательное восприятие сотрудниками успехов друг друга, оказание взаимной помощи, проявление уважения, внимания, сочувствия [6].

Коррекционные мероприятия по снижению негативных психоэмоциональных состояний сотрудников УИС

Коррекционные мероприятия по восстановлению эмоционального состояния, были сформированы в 5 занятий:

  1. «Вводное занятие». Цель: Ознакомить с методами регуляции эмоционального состояния, доступно объяснить эффективность этих методов и простоту использования их самостоятельно, каждому человеку. Время проведения: 40 минут.
  2. «Оптимизация психического состояния с помощью нервно-мышечной релаксации». Цель: достичь состояния расслабления, научить группу использовать данный способ для саморегуляции психоэмоционального состояния. Время проведения: 30 минут. (Каждое занятие продумывалось с учетом экономии рабочего времени).
  3. «Аутогенная тренировка, как способ саморегуляции эмоционального состояния». Цель: Провести занятие по регуляции эмоционального состояния, с помощью метода релаксации — аутогенная тренировка, для использования сотрудниками как способа саморегуляции эмоционального равновесия. Время проведения: 30 минут.
  4. «Цветомузыкальная релаксация». Цель: Провести занятие по регуляции эмоционального состояния, донести положительный заряд до участников, доступно объяснить эффективность этих методов каждому человеку. Время проведения: 40 минут.
  5. «Вспомогательные методы восстановления психического равновесия», подведение итогов. Цель: Провести занятие по регуляции эмоционального состояния, донести положительный заряд до участников, доступно объяснить эффективность этих методов и простоту использования их самостоятельно, каждому человеку. Время проведения: 40 минут.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. “Введение в практическую психологию” — Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр “Академия”, 1995.
  2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976. — 285 с.
  3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.:Информ — издат. Дом «Филин», 1996.- 470 с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону. Изд-во “Феникс” — 1996 — 736 с.
  5. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. И доп. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 758 с.: ил.
  6. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях, подготовлено Ушатиковым А.И., Ковалевым О.Г., Семеновым В.А., Рязань, 1997г.
  7. Вилюнас В. К., Астапов В. М. О психических функциях состояния тревоги // Тез. VIсъезда Общества психологов СССР. М., 1983. Ч. III. С. 543—544.
  8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336с.
  9. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  10. Дебольский М.Г. Программа социально-психологического тренинга и подготовка сотрудников ИТУ профессиональному общению с осужденными. М., 1994.