Теоретическое исследование понятия межличностных отношений

№112-1,

психологические науки

Данная статья посвящена проблеме межличностных отношений. В исследовании рассматриваются специфика развития, виды и механизмы формирования межличностных отношений.

Похожие материалы

Процесс личностного развития человека невозможен без установления отношений с окружающими людьми. Выстраивая эмоционально близкие отношения, индивид реализует свою потребность в любви, принятии и уважении, усваивает общественные нормы и примеряет на себя различные социальные роли. Межличностные отношения (синоним — взаимоотношения) — это субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями(симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих [5, с. 59].

Изучение межличностных отношений в отечественной психологии приходится на начало XX в. Одним из первых исследователей рассматриваемой проблемы был врач и психолог А.Ф. Лазурский. Учёный утверждал, что отношения личности обуславливают содержание психических процессов и состояний.

Большой вклад в анализ проблемы межличностных отношений внёс психиатр, учёный В. Н. Мясищев. По мнению учёного, отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях [6, с. 3]. В данном положении субъективное отношение индивида к людям формируется на основе общественных отношений, то есть выражает некоторую объективность.

Г.М. Андреева рассматривает взаимоотношения через взаимосвязь с системой общественных отношений. Чтобы понять сущность межличностных отношений, необходимо рассматривать их внутри системы общественных отношений. Иначе говоря, при общественных отношениях реализуются межличностные отношения. Находясь в общественных отношениях, индивид так или иначе выражает свои личностные особенности, формирует субъективные оценки, реализует свои цели. Таким образом, личность выступает, с одной стороны, в безличной социальной роли, а с другой стороны, в роли уникальной индивидуальности.

Н.Н. Обозов, специализирующийся на исследованиях совместимости, сотрудничества и соперничества, определяет межличностные отношения как «объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми» [7, с. 94]. Фундаментом данных взаимосвязей являются широкий круг эмоциональных состояний субъектов взаимодействия и их психологические особенности.

Социальные психологи Л.Г. Почебут и И.А. Мейжис дали такое ёмкое определение межличностных отношений: «это близкие отношения между людьми, в которые они вступают как неповторимые личности» [8, с. 79]. Данное понятие предполагает вступление субъектов данных отношений в социальные роли родителей, детей, друзей.

Проблема межличностных отношений интересовала не только отечественных психологов, но и зарубежных учёных. Так в 20-е гг. XX в. Э. Мейо была создана теория «человеческих отношений». В ходе экспериментальной работы Э. Мейо было выявлено, что социальные и психологические факторы оказывают на производительность труда более сильное влияние, чем физические [8, с. 83]. Межличностные отношения, создаваемые работниками производства, приносили больше эффективности производства, нежели внешние факторы, такие как изменение освещения, заработной платы, режима работы. Данное явление обусловлено тем, что в неформальных взаимоотношениях работники чувствуют свою принадлежность к группе, опору и защиту, получают помощь и реализуют потребность в общении и информации.

В 50-е гг. XX в. была сформулирована теория интерперсональных отношений У. Шутца. Согласно этой теории, каждый человек строит свои отношения с другими людьми, используя типичные для него модели межличностной ориентации [4, с. 194]. В свою очередь данные модели основываются на 3 фундаментальных интерперсональных потребностей:

  • включенность характеризуется желанием устанавливать и сохранять отношения с людьми (группой);
  • контроль — потребность создавать и сохранять отношения с людьми, опираясь на контроль и силу, при этом личность выступает ответственным лицом за принятия решений;
  • любовь (аффект) — потребность в эмоциональных глубоких отношениях, желание нравиться и быть любимым.

Основное развитие данных потребностей происходит в детстве и определяется взаимодействием ребёнка со взрослыми, следовательно, социальное взаимодействие взрослого человека зависит от прошлого опыта и степенью удовлетворенности потребностей включённости, контроля и аффекта.

Процесс развития межличностных отношений включает в себя динамику, механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития [2, с. 271].

Процесс развития взаимоотношений проходит в несколько этапов:

1. Знакомство;

2. Приятельские отношения;

3. Товарищеские отношения;

4. Дружеские отношения;

5. Любовные отношения.

Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия. Эмпатия предполагает способность индивида различать эмоциональное состояние другого человека и осознанно сопереживать ему. Эмпатия является своеобразным феноменом межличностного взаимодействия.

Если эмпатия находится на высоком уровне, то складываются благоприятные взаимоотношения между людьми, характеризующиеся такими особенностями как отзывчивость, эмоциональность, психологическая поддержка и т.д. Высокий уровень эмпатии способствует объединению людей, их стремлению к взаимопониманию, создает между людьми чувство общности, формирует групповое сознание, признание друг друга как ценных и значимых личностей.

Формирование и развитие взаимоотношений зависит от многих условий и факторов, среди них пол, возраст, этнические, религиозные, национальные особенности, уровень образования, пространство, в котором живёт личность. Так в городе межличностные отношения многочисленнее, чем в селе. На Востоке межличностные отношения более долговечны, чем в западном обществе, в котором взаимоотношения протекают динамично.

Межличностные отношения реализуются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и конкретного поведения [5, с. 59]. Во взаимоотношениях человек анализирует и оценивает то, что нравится и не нравится в этих отношениях. Эмоциональный компонент взаимоотношений обуславливает их становление на основе чувств, которых испытывает индивид к другому человеку, в этой связи определённые аффекты, эмоции и чувства являются основой для формирования межличностных отношений. Поведенческие реакции выражают перспективы продолжения или окончания межличностного взаимодействия.

К основным параметрам взаимоотношений относят:

  • расстояние между субъектами межличностных отношений или степень их психологической близости;
  • оценку отношений (позитивную, негативную, противоречивую, безразличную);
  • позицию партнёров (доминирование, зависимость, равенство);
  • степень знакомства [5, с. 60].

Как уже говорилось ранее, человек играет множество социальных ролей, и от этих ролей зависит содержание отношений между субъектами взаимодействия. Существуют социально-демографические роли: жена, сын, внучка. Одним из видов ролей также являются межличностные роли. Межличностные роли управляются на эмоциональном уровне (например, любимый, лидер, обиженный и т.д.). Предписанные роли определяются возрастом, полом, национальностью, а приобретённые люди усваивают в процессе социализации [5, с. 60]. Все перечисленные роли несут вероятность эмоционального проявления её субъекта, поэтому, находясь в какой-либо социальной роли, индивид может включать во взаимодействия с другими людьми компоненты межличностных отношений.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

  • официальные и неофициальные;
  • деловые и личные;
  • рациональные и эмоциональные;
  • субординационные и паритетные [2, с. 194].

Официальные (формальные) взаимоотношения — это отношения, которые создаются на должностной основе и регулируемые нормативно-правовыми актами и документами. Неофициальные (неформальные) взаимоотношения — это отношения, формирующиеся под влиянием субъективных предпочтений и не регламентирующиеся должностными рамками.

Деловые взаимоотношения — это отношения, которые строятся на основе совместной работы индивидов, к данным отношениям относятся и служебные взаимоотношения, в которых создана структура распределения обязанностей между участниками производства. Личные взаимоотношения — это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности [3, с. 194]. Данные отношения основываются на чувствах людей друг к другу, следовательно, взаимоотношения носят субъективный характер.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений [3, с. 195]. Эмоциональные отношения основаны на эмоциональном восприятии друг друга.

Субординационные отношения — неравноправные отношения, в которых одни имеют более высокий статус и больше прав, чем другие, примером данных взаимоотношений является взаимодействие руководителя и подчинённых. Паритетные отношения предполагают равноправие между людьми, выступающими во взаимодействии независимыми личностями.

Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы [1, с. 57]. От уровня развития социально-психологического климата в группе зависит совместная продуктивность ее членов, а также всестороннее развитие каждого субъекта межличностного взаимодействия.

Таким образом, межличностные отношения находятся во взаимосвязи с общественными отношениями и устанавливаются на основе определенных эмоций и чувств. Механизмом развития межличностных отношений является эмпатия, высокий уровень которой способствует формированию взаимопонимания и, как следствие, установлению высокой сплоченности группы. Взаимоотношения развиваются в динамике, проходя через определенные стадии. В межличностных отношениях индивид удовлетворяет потребности в принятии и любви, осваивает различные формы поведения, развивает свою индивидуальность.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.
  2. Дружинин, В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
  3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  4. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.
  5. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2011. 400 с.
  7. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. К.: Наука, 2009. 191 с. 8. 8. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2010. — 672 с.