Психологическая научная школа профессора В.Г. Деева

№112-1,

психологические науки

В статье обозначено, что большой вклад в становление и развитие отечественной пенитенциарной психологии внес доктор психологических наук, профессор Виталий Григорьевич Деев. Им разработана концепция направленности личности осужденного, создана научная школа.

Похожие материалы

В марте 2020 года исполняется 90 лет со дня рождения известного ученого, психолога-пенитенциариста, одного из первых докторов психологических наук по специальности 19.00.06 Юридическая психология, одного из создателей отечественной пенитенциарной психологии Виталия Григорьевича Деева. [1, с. 554] Он получил педагогическое образование в Тамбовском педагогическом институте, в 1969 году окончил аспирантуру в г. Москве в институте им. В.И. Ленина, успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме развития творческих способностей учащихся ПТУ. Его научным руководителем был Игнатьев Евгений Иванович (1904-1969) известный исследователь в области психологии изобразительной деятельности детей, доктор педагогических наук, профессор.

Свой педагогический путь в высшей школе В.Г. Деев начал в Стерлитамакском государственном педагогическом институте, а с 1971 года в Рязанской Высшей школе МВД СССР. Являясь сотрудником, а затем и начальником лаборатории по исследованию проблем перевоспитания осужденных, он увлекся научной разработкой целостной концепции направленности личности осужденного. С этой целью В.Г. Деев проанализировал и обобщил идеи А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и др. психологов по изучаемой научной проблеме. Определяя направленность как социальное свойство личности, им была предложена структура направленности личности осужденного, включающая в себя три подструктуры: генерализованная подструктура (влечения, желания, интересов, стремления, идеалы, мировоззрения и убеждения) — содержание направленности личности; подструктура отношений — индикатор содержательной стороны направленности личности; подструктура жизненных планов, перспектив и целей деятельности личности. [2]

В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы В.Г. Деевым была проведена научно-практическая работа по адаптации разработанной им методики исследования самооценки направленности личности осужденных. Столкнувшись с проблемами недостаточного научного обеспечения сотрудников исправительных учреждений в направлении пенитенциарной психологии, он выступил в качестве организатора и активного участника научно-практических конференций, лекториев по пенитенциарной психологии для сотрудников, психологических лабораторий в исправительных учреждениях страны на общественных началах. Одновременно с реализацией своих научных интересов по разработке концепции направленности личности осужденных, В.Г. Деев старался внедрить в работу сотрудников доступные психологические методы наблюдения, беседы, опроса, анкетирования, анализа личного дела осужденного, продуктов его деятельности, биографии, которые позволяли получить значительное количество информации о психологии осужденных. Он пишет учебные пособия, методические материалы, направленные на оказание помощи сотрудникам по психологическому изучению личности осужденных, например, «Наблюдение как метод изучения личности осужденного» (1976), «Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных» (1979), «Психодиагностика осужденных» (в соавторстве, 2000). [3]

Детальное изучение личности осужденных в рамках разработанной концепции направленности, способствует созданию В.Г. Деевым их типологии, включающей в себя следующие типы: условные коллективисты, с активной отрицательной групповой направленностью, отрицательные индивидуалисты, пассивные с отрицательной направленностью, неустойчивые, активисты одиночки, приспособленцы. Психологическую характеристику каждого типа он подробно излагает в своих научных работах «Психология направленности личности осужденных молодежного возраста (1978), «Психологическая характеристика осужденных молодежного возраста» (1981), «Криминальная психология» (в соавторстве, 1997).

Полученные результаты теоретической, эмпирической и экспериментальной работы в качестве научных положений были вынесены на защиту докторской диссертации «Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в ИТУ (на материалах исследования осужденных молодежного возраста)», которая состоялась в 1986 году в Академии МДВ СССР.

После защиты диссертации В.Г. Деев основную часть своего рабочего времени и жизни посвящает подготовке молодых ученых. У него не было цели создать научную школу. Ему было интересно, значимо помогать людям найти себя в жизни, раскрыть в полной мере свои способности. Так было в его жизни, когда ему помогал его научный руководитель Игнатьев Евгений Иванович.

Профессор В.Г. Деев успел подготовить в качестве научного руководителя девять кандидатов наук, но большему количеству молодых ученых оказал помощь в их научной и профессиональной самореализации. [4].

Если отталкиваться от определения понятия «научная школа» как относительно небольшого научного коллектива, объединенного не только организационными рамками и конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций, которые сохраняются, передаются и развиваются при смене научных поколений, то школа профессора В.Г. Деева в целом отвечает этим требованиям.

Существует несколько критериев классификации научных школ: по типу связей между членами научной школы; по типу научной идеи; по широте исследуемой предметной области; по функциональному назначению продуцируемых знаний; по форме организации деятельности учеников; по типу связей между поколениями; по степени институализации; по уровню локализации. [5, с. 9-10].

Научная школа профессора психологии В.Г. Деева может характеризоваться одновременно по нескольким критериям. Так, стержнем данной научной школы, несомненно, являлась его личность с уникальными творческими возможностями и особенностями, с неповторимым индивидуальным научным опытом организации и проведения исследовательской работы. По типу научной идеи школа условно экспериментальная. Базой для эмпирической и экспериментальной работы являются учреждения уголовно-исполнительной системы. Школа является широкопрофильной, т.к. общее направление исследований было связано с проблемами пенитенциарной психологической науки, но сами научные темы разнообразны. Школа является прикладной, ориентированной на практику. По степени институализации научная школа профессора В.Г. Деева относится к неформальному типу объединения исследователей. Его ученики работают в различных структурных подразделениях уголовно-исполнительной системы. Школа официально не оформлена. Однако, в память о профессоре психологии В.Г. Дееве, ежегодно проводятся научные конференции в Академии ФСИН России, получившие название «Деевские чтения».

Список литературы

  1. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2003. — 607 с.
  2. Михалева И.В., Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Концепция направленности личности осужденных в отечественных пенитенциарно-психологических исследованиях // Человек преступление и наказание. — 2016. — № 4. — С.152–158.
  3. Михалева И.В., Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Пенитенциарная психология профессора В.Г. Деева // Международный пенитенциарный журнал. — 2017. — т. 3. — № 2.– С. 174-177.
  4. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Научно-педагогическая деятельность профессора психологии В.Г. Деева. // Прикладная юридическая психология. — 2010.– № 1. — С.143–148.
  5. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). — М. 2003.