Пути повышения доходной базы муниципалитета г. Волгограда

№116-1,

экономические науки

В данной статье представлены меры по повышению доходной базы Волгограда и по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. А также меры по совершенствованию инвестиционного законодательства Волгограда.

Похожие материалы

Доходы муниципального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных поступлений. Российская практика показывает, что доля налоговой составляющей в обеспечении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, как правило, достаточно высока. Именно налоговые поступления являются главной статьей бюджетных доходов муниципалитета и оказывают прямое влияние на социально-экономическое развитие. Средства, взимаемые в виде налогов, составляют главную экономическую силу.

Поэтому увеличение налоговых доходов, поиск факторов, оказывающих влияние на них, является весьма актуальной проблемой, решение которой имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

На рисунке 1 рассмотрены факторы, влияющие на повышение собираемости налоговых доходов.

Факторы формирования налоговых доходов Волгограда. Источник: авторский, по материала [6]
Рисунок 1. Факторы формирования налоговых доходов Волгограда. Источник: авторский, по материала [6]

Устойчивое развитие экономики Волгограда напрямую связано с пополнением доходной части бюджета, в том числе с привлечением дополнительного финансирования за счет средств бюджетов вышестоящих уровней.

Приоритетами налоговой политики Волгограда является продолжение работы по формированию устойчивой доходной базы муниципалитета , создание стимулов по ее наращиванию без роста существующей налоговой нагрузки на экономику, повышение эффективности налоговой системы, совершенствование и оптимизация системы налогового администрирования.

По борьбе с уклонением от уплаты налогов можно создать систему, при которой налогоплательщики в определенный период года могли бы погасить свою задолженность перед бюджетом без начисления штрафов — эффективная мера по мобилизации налоговых доходов. Так называемая «амнистия» способна улучшить отношение налогоплательщиков к процессу уплаты налогов и значительно снизить уровень задолженности.

Мероприятия по уменьшению задолженности по налогам в бюджет Волгограда. Источник: авторский, по материалам [6]
Рисунок 2. Мероприятия по уменьшению задолженности по налогам в бюджет Волгограда. Источник: авторский, по материалам [6]

Так, по налогу на доходы физических лиц, одним из мероприятий борьбы с уклонением от налогов можно ввести потребительский кредит.

Так как, для работающих людей в качестве подтверждения платежеспособности выступает их официальная заработная плата, которую можно подтвердить соответствующей справкой с места работы, то в случае необходимости в кредитовании работник превращается в добровольного контролера предприятия, на котором работает, т.к. он становится заинтересован в отражении всей суммы заработной платы «по белому».

К выполнению подобной контрольной функции за уплатой налогов работодателем подталкивает работника и другой механизм. Заработная плата работника выступает объектом для исчисления взносов на пенсионное страхование. Взносы на пенсионное страхование начисляются на те доходы сотрудников, которые облагаются единым социальным налогом. То есть, укрывая объект обложения от единого социального налога, организация тем самым сокращает сумму для исчисления взносов в пенсионный фонд своих работников и уменьшает размер их будущей пенсии.

Взносы по пенсионному страхованию уменьшают сумму единого налога, которая перечисляется в федеральный бюджет, что также может послужить причиной указания всей суммы заработной платы «по белому» уже по инициативе самой фирмы.

Таким образом, расширение потребительского кредита и создание накопительной системы пенсионного обеспечения в перспективе могут создать существенное институциональное давление на фирмы в направлении отказа от «черных» схем оплаты труда, тем самым повысив поступление налогов в доходную базу Волгограда. Так же, для стимулирования фирмы к уплате налогов нужно сблизить место уплаты налогов с местом их использования, то есть увеличить долю муниципальных финансов в федеральном бюджете, а также публиковать отчет о целевом использовании полученных доходов. Расходы, на которые у муниципалитетов не хватает средств, можно переложить на предприятия и поставить во взаимосвязь улучшение социальной среды и уровень налогообложения.

Для максимального поступления отчислений в доходную базу Волгограда по земельному налогу нужно:

  • привлечь к уплате земельного налога землепользователей по присоединенным к городскому округу территориям;
  • выявить земельные участки, не поставленные на налоговый учет;
  • выявить земельные участки, используемые без правоустанавливающих документов;
  • рассмотреть материалы по неоцененным земельным участкам;
  • уточнить характеристику земельных участков (категория, вид разрешенного использования и т.п.);
  • уточнить правообладателя земельного участка;
  • оказать всестороннюю помощь хозяйствующим субъектам по выкупу земельных участков в собственность.

В целях увеличения поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет Волгограда необходимо провести работу:

  • легализации занятости работников предприятий и организаций города Волгограда с целью оформления трудовых отношений;
  • погашению задолженности работодателей по заработной плате и налогу на доходы физических лиц;
  • обеспечению соблюдения работодателями регионального минимума оплаты труда;
  • с налоговыми агентами, снизившими перечисления НДФЛ;
  • проведение информационно — разъяснительной работы в средствах массовой информации о преимуществах получения официальной заработной платы.

Для наращивания налоговой базы и увеличения поступлений в бюджет Волгограда, налога на имущество организаций, необходимо активно проводить поддержку инвестиционной и инновационной деятельности преимущественно в форме субсидирования процентных ставок и развития лизинга. В результате такой поддержки возрастет доля введения новых основных фондов, одновременно увеличатся объемы производства, прибыль, заработная плата и соответственно возрастут налоговые отчисления.

Следует наладить работу по совершенствованию инвестиционного законодательства Волгограда, улучшению инвестиционного климата и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства через специальные налоговые режимы. Процедуры получения государственной поддержки инвесторами и субъектами малого и среднего предпринимательства должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

И, таким образом, чтобы переломить ситуацию к лучшему в инвестиционной деятельности необходимо принять следующие меры:

  • изменить систему кредитования агропромышленного комплекса с применением льготных процентных ставок с дифференциацией их по объектам;
  • расширить кредитование под будущий урожай на условиях форвардных контрактов с использованием федерального и местных бюджетов;
  • восстановить при поддержке государства ранее существовавшую в России кредитную кооперацию, способную на муниципальном уровне повысить финансовую устойчивость сельскохозяйственных предприятий;
  • разработать специальный механизм страхования инвестиционных рисков в сельском хозяйстве;
  • стимулировать вовлечение в инвестиционный процесс сбережений населения

Администрации Волгограда следует проводить планомерную работу по вхождению в федеральные и областные целевые программы в целях привлечения средств вышестоящих бюджетов для решения задач социально-экономического развития Волгограда.

В результате такой поддержки возрастет доля введения новых основных фондов, одновременно увеличатся объемы производства, прибыль, заработная плата и соответственно возрастут налоговые отчисления.

Для увеличения налоговых доходов бюджета Волгограда необходимо реализовать следующие меры:

  • провести оценку эффективности конкретных видов налоговых льгот, предусмотренных областным законодательством, и размеров сумм, получаемых от их предоставления организациями и населением. По результатам проведенной оценки рассмотреть вопрос об отмене льгот либо замене их на прямое адресное субсидирование отдельных категорий налогоплательщиков с оформлением соответствующей доли собственности Волгоградской области;
  • создать в регионе благоприятный инвестиционный климат;
  • наращивать налоговый потенциал субъектов налоговых отношений без увеличения налогового бремени путем ликвидации каналов ухода от налогообложения, сокращения теневого сектора экономики и легализации доходов, ранее укрываемых от налогообложения;
  • обеспечить эффективное взаимодействие областных исполнительных органов власти и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование налоговых платежей в бюджет;
  • принять меры по погашению имеющихся задолженностей по налогам и сборам;
  • провести агитационную и разъяснительную работу с жителями Волгограда по вопросам налогообложения. Реализация высказанных мер способствовала бы наращиванию собственной доходной базы региональных бюджетов.
  • необходимо продолжать установившиеся традиции публичного обсуждения формирования бюджета города. Поможет в этом создание портала на сайте администрации города «Открытый бюджет», где каждый житель сможет высказать свои предложения по формированию доходной и расходной части городского бюджета.

Проанализировав формирование доходной части бюджета Волгограда, можно сказать, что наибольший объем средств поступает в местные бюджеты по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц организаций, но в настоящее время НДФЛ попадает в муниципальные бюджеты по остаточному принципу из консолидированного бюджета, лучше если бы по законодательной инициативе этот налог перечислялся бы полностью в бюджет муниципалитета, расширило бы значительно финансовые ресурсы Волгограда. По оценкам муниципалитетов, поступления от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности для бюджета Волгограда могут стать вторым по значимости доходным источником[1].

Доходная база Волгограда складывается из целого ряда разных налогов, которые в системе образуют налоговые поступления в доходную базу муниципалитета. Для эффективных и в полном размере налоговых поступлений мешает недобросовестные налогоплательщики и предприятия, которые задерживают или не уплачивают налог. Таким образом, приведены основные меры, которые помогут повысить доходную базу Волгограда и бороться с не добросовестными налогоплательщиками.

Список литературы

  1. Городской бюджет [Электронный ресурс] :официальный сайт администрации Волгограда. — Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Finance/Budget.aspx (дата обращения: 05.04.20).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы / Иные функции ФНС России / Статистика и аналитика / Данные по формам статистической налоговой отчетности / Отчеты, сформированные УФНС России по субъекту РФ. Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn34/related_activites/statistics_and_analytics/forms (дата обращения: 03.03.2019).
  3. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] :федер. закон от 19.12.2016 № 415 (ред. от 14.11.2017). — Доступ из справ.– правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 15.04.2020).
  4. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] :федер. закон от 05.12.2017 № 362 (ред. от 29.11.2018). — Доступ из справ.– правовой системы «Консультант Плюс».
  5. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] :федер. закон от 29.11.2018 № 459. — Доступ из справ.– правовой системы «Консультант Плюс».
  6. Показатели налоговых доходов по Волгограду [Электронный ресурс]: база данных показателей муниципальных образований. Режим доступа: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst18/DBInet.cgi (дата обращения: 05.06.2020)
  7. Расчеты показателей налогового потенциала муниципальных районов и городских округов Волгоградской области-[Электронный ресурс] : официальный сайт комитета финансов Волгоградской области. — Режим доступа: https://volgafin.volgograd.ru/upload/iblock/1f3/Raschety-pokazateley-nalogovogo-potentsiala-mr-i-go-Volgogradskoy-oblasti.pdf (дата обращения 02.04.2020)