Налоговый потенциал отражает способность территорий формировать доходы бюджета, адекватные его расходным статьям. Повышение налогового потенциала может служить эффективным способом бюджетного выравнивания — при условии регулирования налоговых ставок по местным и региональным налогам в зависимости от ситуации.
Формирование доходной части местных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации во многом определяется институциональными особенностями внутренней среды: количеством действующим предприятий, совокупной стоимостью их активов, величиной располагаемых ими земель, отраслевой структурой региональной экономики и многим другим.
В этой связи повышение налогового потенциала муниципалитета уровне приобретает роль задачи, от решения которой зависит дальнейшее экономико-социальное благополучие территории.
Ниже приведена таблица 1, где отражены данные по объемам налоговых поступлений в бюджеты различных уровней по Волгоградской области в период 2017-2019 гг. Рассмотрение нескольких отчетных периодов позволит рассмотреть изменение налогового потенциала региона и муниципалитета в динамике.
Вид | 2017 | 2018 | 2019 | 2019 в % к 2017 |
Федеральные налоги и сборы | 142 193 446 | 168 958 376 | 146 620 157 | 103,1 |
Региональные налоги и сборы | 9 062 563 | 10 152 624 | 9 774 141 | 107,9 |
Местные налоги и сборы | 3 380 351 | 2 983 960 | 3 019 972 | 89,3 |
Источник: авторский, по материалам [1]
Согласно данным таблицы 1, в 2019 году относительно уровня 2017 наиболее значительно повысились объемы поступлений от региональных налогов и сборов — прирост составил 7,9%, однако из-за незначительного веса сумм подобных налогов в общей структуре налоговых доходов, прирост в абсолютном выражении не сыграл значительной роли в совокупной сумме. Однако, прирост был отмечен и в части федеральных налогов — на 3,1% относительно уровня 2017 года. Прирост в абсолютном выражении нивелировал негативные последствия снижения уровня поступлений местных налогов, объемы которых снизились на 10,7% относительно показателя 2017 года.
Общие объемы собранных налогов и сборов характеризуются наличием восходящей тенденции, однако рост частично нивелируется инфляционными процессами, что позволяет охарактеризовать сложившуюся ситуацию как стагнацию. В этой связи возникает ряд предложений, нацеленных на повышение налогового потенциала Волгоградской области и муниципальных образований внутри нее:
- Оптимизация распределительного механизма бюджетных средств с целью переориентации его на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе;
- Применение прогрессивной шкалы при определении ставок по местным налогам — это позволит снизить нагрузку на малые предприятия и пополнить бюджет за счет крупных компаний.
Реализация мероприятий в рамках указанных направлений позволит значительно повысить налоговый потенциал Волгоградской области, что приведет к оптимизации доходной части консолидированного бюджета области, рассматриваемого как свод доходов нижестоящих бюджетов.
Вместе с тем, консолидированный бюджет субъекта Федерации формируется за счет объединения нижестоящих бюджетов. Волгоград является крупнейшим городом в области, что делает его бюджет важной составляющей финансового благополучия региона. Развитие городской инфраструктуры позволяет совершенствовать экономическое благополучие муниципального образования, стимулируя приток населения и минимизируя его отток. В нижеприведенной таблице отражены данные по объему налоговых доходов бюджета Волгограда в разрезе различных налогов в период 2016-2019 гг.
2017 | 2018 | 2019 | 2019 в % к 2017 | |
Всего | 9504087 | 7758062 | 8140966 | 85,7 |
Налог на доходы физических лиц | 3969138 | 3141731 | 3235949 | 81,5 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 66214 | 68365 | 75772 | 114,4 |
Налоги на совокупный доход | 575820 | 523631 | 705270 | 122,5 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 555089 | 502274 | 523360 | 94,3 |
Единый сельскохозяйственный налог | 8309 | 10344 | 8257 | 99,4 |
Налоги на имущество | 2050149 | 1651568 | 1703030 | 83,1 |
Налог на имущество физических лиц | 597161 | 509056 | 416575 | 69,8 |
Земельный налог | 1452988 | 1142512 | 1286455 | 88,5 |
Источник: авторский, по материалам[1]:
Из материалов таблицы 2 следует, что совокупный объем налоговых доходов местного бюджета в 2019 году снизился относительно аналогичного показателя 2017 года на 14,3%. Общее снижение было обусловлено в первую очередь сокращением объемных доходных статей: поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 18,5%), единому налогу на вмененный доход (на 5,7%), налогу на имущество (на 16,9%) и земельному налогу (на 11,5%). При этом два показателя продемонстрировали в исследуемом периоде положительную динамику: объем поступлений по налогу на совокупный доход (22,5%) и акцизам (14,4%).
Вместе с тем, оценка налогового потенциала муниципального образования, кроме всего прочего, должна основываться на рассмотрении структурного соотношения сумм по различным налогам в общей совокупности налоговых доходов местного бюджета. Ниже приведена таблица 3, где отражена структура поступлений по различным видам налогов за аналогичный период.
Год | 2017 | 2018 | 2019 |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Налог на доходы физических лиц | 41,8 | 40,5 | 39,7 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 0,7 | 0,9 | 0,9 |
Налоги на совокупный доход | 6,1 | 6,7 | 8,7 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 5,8 | 6,5 | 6,4 |
Единый сельскохозяйственный налог | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Налоги на имущество | 21,6 | 21,3 | 20,9 |
Налог на имущество физических лиц | 6,3 | 6,6 | 5,1 |
Земельный налог | 15,3 | 14,7 | 15,8 |
Источник: авторский, по материалам [3]
Из таблицы 3 следует, что наибольшей долей в общей структуре налоговых доходов бюджета Волгограда характеризуются налог на доход физических лиц (39,7% в 2019 году: при этом данный показатель снизился относительно уровня 2017 года, где составлял 41,8%), налоги на имущество (20,9% в общей структуре в 2019 году против 21,6% в 2017 году), земельный налог (15,8% в 2019 году: при этом показатель характеризуется восходящей динамикой: в 2017 он составлял 15,3% от общего объема налоговых доходов). Кроме того, следует отметить налоги на совокупный доход (8,7% в структуре в 2019 году против 6,1% в 2017), единый налог на вмененный доход (6,4% в 2019 году против 5,8% в 2017 году).
На основании полученных данных следует отметить, что динамика объема налоговых доходов местного бюджета является нисходящей. Это свидетельствует о снижении, в частности, наиболее доходных статей: налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход и налога на имущество. Первое может свидетельствовать о ряде структурных изменений в области занятости населения Волгограда. Во-первых, повышается уровень безработицы, а неблагоприятная ситуация с институциональными изменениями (снижением численности действующих организаций и сокращением кадрового состава оставшихся) только способствует этому. В результате, это приводит к снижению уровня налоговых доходов местного бюджета по данной статье.
Кроме того, это может отражать тенденцию к переходу работодателей на «серую зарплату», наибольшая часть которой передается работнику неофициально и потому не облагается налогом. Снижение объемов доходов по единому налогу на вмененный налог также отражает трансформацию отраслевой структуры экономики города: организации, который могут применять данный налоговый режим, уходят с рынка, а потому сокращается объем налоговых поступлений.
Наконец, снижение объемов имущественных налогов также подтверждает предположение о влиянии институциональных трансформаций, сопряженных с отрицательным изменением численности действующих предприятий отдельных видов деятельности, на объем налоговых доходов бюджета города Волгограда. Отдельно следует выделить и снижение объемов поступлений по земельному налогу — это связывается с теми-же явлениями, что и в иных случаях. Предприятия, прекращая свою деятельность, зачастую уже не нуждаются в земле, на которой могли размещаться производственные мощности, точки сбыта и многое другое.
В этой связи, исследуемая динамика объема налоговых доходов бюджета Волгограда свидетельствует о трансформации региональной экономики. Изменения происходят как на отраслевых рынках, так и на рынке труда, на это оказывают прямое воздействие факторы со стороны спроса и предложения. В этой связи, одним из основных направлений повышения налогового потенциала Волгограда становится развитие бизнес-среды с целью формирования надежной базы налогоплательщиков.