Переход органов государственной власти на отечественное программное обеспечение

№116-1,

технические науки

В статье затрагивается тема, связанная с запретом на допуск иностранного программного обеспечения в органах государственной власти, для соответствия требованиям законодательных актов, направленных на переход и закупку российского программного обеспечения.

Похожие материалы

Информационная безопасность является стремительно развивающейся областью информационных технологий. Под информационной безопасностью понимается защита информации от воздействий, которые могут нанести непоправимый ущерб субъектам государственных информационных систем (ГИС).

В соответствии с постановлением правительства, опубликованным в 2016 году, до конца 2020 года федеральные государственные органы должны принять меры, связанные с запретом на допуск закупки иностранного программного обеспечения (ПО) [1]. Таким образом, должны быть подготовлены нормативно−методические документы, регламентирующие и обеспечивающие выполнение требований по переходу государственных органов власти на отечественное ПО, а также утвержден план перехода, предполагающий следующее:

  1. Проведение исследований, с целью определения перечня офисного ПО (технических и функциональных возможностей).
  2. Модернизация технологической инфраструктуры для обеспечения совместимости с отечественным ПО (вычислительные машины, периферийные устройства).
  3. Приобретение и установка отечественного ПО, включенного реестр российского ПО.

Программные продукты, которые были произведены за рубежом должны быть заменены отечественными аналогами. Вместо них необходимо использовать сертифицированные по требованиям безопасности информации технические средства обработки и передачи информации, технические и программные средства защиты информации, включенные в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

В 2017 году Постановлением Правительства от 23.03.2017 г. № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» на ПО для ЭВМ и баз данных, данные о которых хранятся в реестре российских программ, были установлены дополнительные требования.

Требования были определены к составу, функциональным и техническим характеристикам офисного ПО в целом и к отдельным его составляющим.

Согласно данного документа, были сформированы общие требования к офисному программному обеспечению:

  1. Интерфейс должен быть на русском языке.
  2. Аутентификация пользователей операционной системы (ОС) в единой системе идентификации и аутентификации.
  3. Должны использоваться интернет−браузеры, имеющие не менее чем различного рода правообладателей.

В требованиях к составу ПО отмечается, что оно должно включать в себя редактор текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, ПО электронной почты, почтовые приложения, коммуникационное ПО, файловый менеджер, органайзеры, средства просмотра и операционные системы [2].

Программное обеспечение должно работать под управлением следующих операционных систем:

  1. Рабочее станция. Должно позволять осуществлять работу на двух различных ОС Линукс и Windows.
  2. Серверная станция. Двух различных ОС Линукс.

Офисный пакет представляет в себе большую часть ПО и состоит из:

  • редактор текстового документа, электронных таблиц, презентаций;
  • ПО для коммуникации;
  • органайзер;
  • средства просмотра;
  • файловый менеджер;
  • почтовые приложения.
Типовое рабочее место с использованием отечественного ПО
Рисунок 1. Типовое рабочее место с использованием отечественного ПО

Таким образом, после определения требований к ПО можно сформировать типовое автоматизированное рабочее место на основе отечественного ПО, которое как входит, так и не входит в состав отечественных ОС (рисунок 1).

Согласно форме плана−графика министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи) и индикаторам эффективности перехода, в 2019 году доля отечественных ОС в государственных органах должна составлять не менее 30%, а в 2020 году — не менее 50%.

Для табличных, текстовых редакторов и почтовых приложений индикатор эффективности установлен на уровне 60%, для средств антивирусной защиты — 100%.

Доля российского программного обеспечения в закупках государственных органов

По данным Экспертного центра электронного государства представленным в 2016 г. работа органов власти практически полностью зависела от зарубежного ПО. Так, на 80% рабочих мест использовались ОС Microsoft Windows и Microsoft Office, 90% Microsoft Outlook, на 80% серверов баз данных применялсиь системы управления базами данных (СУБД) (рисунок 2).

Данные по базовому ПО в органах государственной власти
Рисунок 2. Данные по базовому ПО в органах государственной власти

24 апреля 2019 года от заместителя главы Минкомсвязи Алексея Соколова стало известно, что доля отечественного ПО в закупках государственных органов составила на апрель 2019 года 65%, в то время как в 2015 г. она достигала всего 20%.

По их расчетам к 2024 г. доля российского ПО будет находится на уровне 90% в закупках из государственных органов, и до 70% — в закупках государственных компаний. На 2019 г. для госкомпаний запланирован показатель на уровне не менее 45%.

Согласно Единой информационной система в сфере закупок Минкомсвязь России анонсировало централизованные закупки для государственных органов отечественным ПО (антивирусное и офисное ПО). В соответствии с первой заявкой на приобретение ПО выделено 197,7 млн руб., со второй — 757,1 млн руб. Суммарно министерство планирует потратить на ПО 954,8 млн руб [3]. По указанной в заявках информации, рассчитывается приобрести более полумиллиона лицензий на компьютерное ПО, включающее в себя офисное ПО на 223 тысячи рабочих мест, принадлежащих федеральным ведомствам (рисунок 3).

Данные о федеральных ведомствах по офисному ПО
Рисунок 3. Данные о федеральных ведомствах по офисному ПО

ПО для информационной безопасности будет закуплено в количестве 275,2 тысяч лицензий для 41 федерального ведомства. Функционал должен обеспечивать безопасность автоматизированных рабочих мест (АРМ) пользователей, файловые сервера, почтовые шлюзы и интернет-шлюзы.

В составе закупаемого ПО имеются антивирусные и офисные приложения, а поставщики которых будут определены в результате электронных аукционов. Сумма, выделенная на приобретение офисного ПО составляет 757,1 млн рублей, а на антивирусное ПО — 197,7 млн. Распределение количества лицензий на антивирусное ПО по федеральным ведомствам (рисунок 4).

Данные о федеральных ведомствах по антивирусному ПО
Рисунок 4. Данные о федеральных ведомствах по антивирусному ПО

Постепенный переход и попытки формирования рынка отечественного ПО — вынужденная мера в условиях нынешней политической ситуации, которая может существенно изменить внутренний рынок — снизить стоимость ПО и адаптировать его к российской специфике и законам.

Главные проблемы и препятствия импортозамещения

Препятствиями для импортозамещения ИТ в России является достаточно много проблем, однако, главными все же являются три фактора:

  1. Недостаточное финансирование для замещения в плановые сроки. Замещение импортного ПО в государственных информационных системах (ГИС) в сжатые сроки и без существенных финансовых затрат просто невозможно.
  2. Отсутствует отечественное ПО, способное на должном уровне заменить зарубежные системы. Согласно мнению экспертов по информационной безопасности компании «ICL Системные технологии» считается, что в долгосрочной перспективе, ограничительные меры и протекционизм будут играть против импортозамещения, и это будет совсем не на руку отечественным решениям, как и отсутствие конкуренции с технологическими лидерами рынка может вызвать стагнацию.
  3. Время. Многие компании не могут позволить одномоментно отказаться от зарубежного ПО, которое внедрялось продолжительное время, и перейти на отечественные.

Все три причины взаимосвязаны. Методические рекомендации не конкретизируются, так как отсутствует полная уверенности в возможности повсеместного импортозамещения. Ответственные за установку критериев пытаются реализовать исходную задачу, не нарушая работоспособности ГИС. Компании поставщики стараются полностью соответствовать критериям, но на это нужно финансирование и время.

Последовательная реализация проектов по замене зарубежного ПО в органах государственной власти требует также и организационных мероприятий — разработку концептуальных документов, доработку региональных программ, разработку и принятие нормативных актов, координации процессов импортозамещения между различными органами власти.

Большая часть этих работ, несмотря на различия между регионами, носит однотипный характер. Если не централизовать такую работу, все регионы будут проходить этот путь самостоятельно и тратить значительные ресурсы на самостоятельное выполнение одной и той же работы.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Постановление Правительства. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства РФ №1236: [принят Правительством Российской Федерации 23 ноября 2015 г.]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/71252170/ — Текст : электронный;
  2. Российская Федерация. Постановление Правительства. Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: Постановление Правительства РФ №325: [принят Правительством Российской Федерации 23 марта 2017]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/71638522/ — Текст : электронный;
  3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. — Москва. — Обновляется в течение суток. — URL: https://digital.gov.ru/ru/events/39478. (дата обращения: 09.05.2020). — Текст : электронный.