Что такое СДВГ: рекомендации родителям

№116-1,

психологические науки

В данной статье автор приводит литературы для ознакомления с диагнозом, а также описывает базовые понятие СДВГ.

Похожие материалы

DSM-IV известное, как СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) имеет три направления: сочетание гиперактивности и дефицита внимания, синдром гиперактивности и синдром дефицита внимания без гиперактивности. Выделяются следующие симптомы:

  • испытывает трудности в концентрации внимания;
  • не следует инструкциям и не волнует результаты на поставленные задачи;
  • избегает деятельность, где требуется умственная активность на долгий период времени;
  • повышенная активность;
  • устойчивость гиперкинетического синдрома в подростковом возрасте;
  • может наблюдаться делинквентное поведение;
  • трудности совладения с ситуациями, особенно при дефиците времени или усталости вне зависимости от возраста и многое др.

Прежде всего не стоит отчаиваться, потому что ребенок с СДВГ-ом не проблема, а особенность: существует множество трудов как отечественных, так и зарубежных, которые разобрались с данным синдромом, в которых показатели, достаточно, успешные. В первую очередь, вспомним, что для воспитания ребенка не нужно использовать крайние меры воспитания, так как для каждого случая найдутся тысяча методов решения.

Анализируя зарубежные труды в детской психиатрии известно, что СДВГ связан напрямую с генами и недостатками некоторых веществ: Молекулярно-генетические исследования выявили изменения в геноме дофаминовых рецепторов D4, D2 и дофаминового транспортера. Выявлена связь между СДВГ и нечувствительностью к тиреоидным гормонам, в основе которой лежит мутация гена бета-адренорецептора. Разработчики нового лекарственного препарата «страттера» (strattera) связывают СДВГ с низким уровнем норадреналина в ретикулярной формации. А. Satterfild обратил внимание на дисфункцию в системе «ингибирования поведения» (контроля и «гашения») в септо-гиппокампальной системе лобных долей. И. Заметкин обнаружил снижение обмена глюкозы в премоторной и верхней префронтальной зонах коры головного мозга [3].

Гиперактивность — это моторно-наблюдаемое нарушение, проявляющееся в виде беспокойства, суетливых движений руками, ногами; непоседливости; гиперподвижности в неприемлимых ситуациях; многоречивости. Выявляются у детей частые депрессивные и эмоциональные расстройства [1].

У детей с диагнозом СДВГ, согласно сообщениям родителей (независимо от приема лекарств), в возрасте 14 лет значительно хуже показатели по депрессии, самовосприятию, социальному функционированию, успеваемости в школе, школьному удовольствию и внимание [2].

Поэтому важно следить за здоровьем детей и подростков, необходимо тщательно следить за их состоянием и вести учёт. В лечении и диагностике необходимо совместная деятельность с профессионалами, так как степень СДВГ невозможно самостоятельно вывить.

В американских исследованиях отмечается, что даже при использовании стимулирующих препаратов — это не стопроцентный вариант в лечении, так как лекарства лишь стимулируют поведение.

Дети всегда чувствуют окружающую их атмосферу, поэтому для любого ребенка важно ваше присутствие, важно показать заботу и любовь, стать опорой и лидером для детей. При это не забывая давать подросткам некую самостоятельность.

Рекомендуется проконсультироваться с высокоспециализированными специалистами, а также ознакомиться со специальной литературой, которая поможет понять психологию детей с СДВГ: Biederman J., Spencer T.6. Non stimulant treatments for ADHD, Raine ADHD Study: Long-term outcomes associated with stimulant medication in the treatment of ADHD in children, Mayes R., Bagwell C., Erkulwater J. 12. Medicating Children: ADHD and Pediatric Mental Health.

Важно помнить, что любой ребенок — это личность, который имеет свои мысли, независимо от того, как он реагирует на простые и сложные вещи. Мы должны научиться принимать всех детей и подростков такими, какие они есть, имеют ли они диагноз или нет. Воспитание ребенка идёт с самого детства, с семьи, поэтому важно помочь ребенку ощутить важность своей личности, что он не чужой и его поведение не выделяет его от других детей. Существуют разные типы СДВГа, разные степени нарушения, поэтому разговор нужно наладить как к консультантами, как с учителями, так и с ребенком. Родители должны научиться слушать детей.

Список литературы

  1. Глущенко В.В. Нарушения внимания и гиперактивность // Обзоры по клин. фармакол. и лек. терапии. — 2010 — Т. 8, № 3 — С. 58–61.
  2. Beiderman J., Spencer T.6. Non astimulant treatments for ADHD // Child Adolesc. Psychopharmacol. — 2000. — Vol. 9.
  3. Raine ADHD Study: Long-term outcomes associated with stimulant medication in the treatment of ADHD in children — URL: http://www.health.wa.gov.au/publications/documents/MICADHD_Raine_ADHD_Study_report_022010.pdf (дата обращения: 13.06.2020).