Бюджетная политика и социально-экономическое развитие Волгограда

№116-1,

экономические науки

В данной статье рассматривается бюджетно-налоговая политика города Волгограда и то, как она влияет на социально- экономическое развитие города, а также налоговые и неналоговые поступления в бюджет города.

Похожие материалы

Значительная роль в развитии экономики Волгограда отводится бюджетно-налоговой политике и самому бюджету. В настоящее время процедуры бюджетного планирования перестраиваются с учетом новых принципов.

Бюджетная политика Волгограда направлена на безусловное выполнение социальных обязательств: своевременное и полное финансирование заработной платы работников государственных учреждений и мер социальной поддержки, предусмотренных отдельным категориям граждан, своевременное и полнообъемное перечисление средств в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также поддержание необходимого уровня социально-экономического развития региона[1].

Проводимая в Волгограде финансово-бюджетная политика сохраняет направленность на обеспечение стабильности, безопасности и сбалансированности муниципальной, бюджетной системы, выполнение социальных обязательств, формирование необходимых ресурсов для дальнейшего социально-экономического развития Волгограда.

По итогам 2018 года бюджет Волгограда по расходам исполнен в объеме 20 773,9 млн. рублей, что на 379,8 млн. рублей или 1,8% ниже уровня 2017 года. За счет средств вышестоящих бюджетов профинансировано расходов на сумму 12 404,1 млн. рублей, что на 348,8 млн. рублей или 2,9% больше уровня 2017 года. Собственные расходы составили 8 369,8 млн. рублей[2-3].

По итогам 2019 года расходы бюджета исполнены в объеме 14 339,3 млн. рублей, что ниже уровня соответствующего периода 2018 года на 4,0% или 599,5 млн. рублей[4].

Расходы бюджета Волгограда в 2017- 2019 гг. Источник: авторская, по материалам [2-4]
Рисунок 1. Расходы бюджета Волгограда в 2017- 2019 гг. Источник: авторская, по материалам [2-4]

Согласно таблице 1, основной удельный вес в расходной части бюджета Волгограда за 2018 год и 2019 года составляют расходы в социальной сфере — 54,4% и 59,8% соответственно. Доля расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство за 2018 год составляет 34,6%, за 2019 года — 28,6% (таблица 1).

Таблица 1. Отраслевая структура расходов бюджета Волгограда за 2018 год и 2019 года

Наименование

2018 год

2019 год

за год

за 9 месяцев

млн. руб.

млн. руб.

%

%

млн. руб.

%

Всего расходов, в том числе

20 773,9

100,0

14 937,5

100,0

14 339,3

100,0

Общегосударственные вопросы

1 428,9

6,9

1 043,4

7,0

1 037,2

7,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

94,5

0,5

66,0

0,4

72,0

0,5

Национальная экономика

4 829,9

23,2

3 044,3

20,4

3 060,1

21,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

2 369,3

11,4

1 646,5

11,0

1 044,0

7,3

Охрана окружающей среды

14,7

0,1

10,9

0,1

11,5

0,1

Образование

9 269,9

44,6

7 055,5

47,2

7 233,6

50,4

Культура, кинематография

505,0

2,4

398,5

2,7

336,1

2,3

Социальная политика

997,0

4,8

717,8

4,8

728,9

5,1

Физическая культура и спорт

537,9

2,6

419,5

2,8

280,4

2,0

Средства массовой информации

40,1

0,2

22,3

0,1

31,8

0,2

Обслуживание государственного и муниципального долга

682,3

3,3

510,5

3,4

500,1

3,5

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и МО

4,6

2,3

0,1

3,6

0,1

Дефицит « — », профицит « + »

-595,2

-864,5

-485,7

Дефицит, %

7,7

10,4

5,7

Источник: авторский, по материалам [3-4]

Доходы бюджета Волгограда составили по итогам[4]:

  • 2018 года — 20 178,8 млн. рублей, из них собственные доходы — 7 744,5 млн. рублей, безвозмездные поступления — 12 434,3 млн. рублей;
  • 2019 года — 13 853,7 млн. рублей, из них собственные доходы –5 403,6 млн. рублей, безвозмездные поступления — 8 450,1 млн. рублей.
Доходы бюджета Волгограда по итогам 2018 и 2019 года (млн.руб). Источник: авторский, по материалам [3-4]
Рисунок 2. Доходы бюджета Волгограда по итогам 2018 и 2019 года (млн.руб). Источник: авторский, по материалам [3-4]

В структуре доходов бюджета Волгограда основная доля приходится на безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов — 61,0 %.

Значительным потенциалом по увеличению доходов является снижение задолженности по платежам в бюджет Волгограда. В течение 2018-2019 годов продолжена работа Комиссий по обеспечению налоговых и неналоговых доходов в бюджет Волгограда.

Главная составляющая социально-экономического роста — инвестиции: их объем за прошедшие пять лет выросли со 140,7 (2013 год) до 184 миллиардов рублей (2018 год).

В Волгограде комплексно реализуются меры по улучшению инвестиционного климата, которые включают в себя развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, снижение административных барьеров, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, внедрение новых технологий и создание высокопроизводительных рабочих мест, поддержка инновационных и высокотехнологичных разработок, предоставление льгот инвесторам — в рамках действующего регионального законодательства с 2014 по 2018 год предоставлены 5,8 миллиардов рублей [1].

Отдельные показатели социально-экономических условий формирования и реализации бюджетной и налоговой политики Волгограда представлены в таблице 2.

Таблица 2. Отдельные показатели социально-экономических условий формирования и реализации бюджетной и налоговой политики Волгограда (млн. руб.)

Показатель

2018 г. (факт)

2019 г.(факт)

2020 г. (прогноз)

2021 г. (прогноз)

2022 г. (прогноз)

Численность населения, тыс. чел.

1 014,6

1 013,5

1 013,5

1 013,6

1 013,6

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

523,2

522,45

523,14

523,82

523,84

Уровень безработицы, %

0,52

0,52

0,51

0,51

0,50

Фонд оплаты труда, % к прошлому году

108,8

106,1

104,5

104,6

104,5

Индекс промышленного производства, % к прошлому году

95,1

102,5

101,5

101,0

101,2

Индекс оборота розничной торговли, % к прошлому году

102,1

101,1

100,6

102,2

102,3

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к прошлому году

69,37

73,2

103,1

105,4

105,8

Индекс потребительских цен, %

104,3

103,8

103,0

104,0

104,0

Источник: авторский, по материалам [4]

Таким образом, достигнутый уровень социально-экономического развития Волгограда по итогам 2018 года и 2019 года предопределяет необходимость ускорения экономического развития Волгограда, а также укрепления социального благополучия населения.

Рост обеспечен в основном за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций.

На 4,1 млрд.рублей к 2018 году увеличилась государственная финансовая поддержка Волгоградской области со стороны федерального центра (2018 год — 25,2 млрд.рублей, 2019 год — 29,3 млрд.рублей). Для сравнения: в 2013 году объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета был в два раза меньше — 13,5 млрд.рублей.

Сделаны серьезные шаги в социально-экономическом развитии Волгоградской области, муниципальных образований. Создан базис, фундамент для дальнейшего социально-экономического развития Волгоградской области.

Список литературы

  1. Городской бюджет [Электронный ресурс] :официальный сайт администрации Волгограда. — Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Finance/Budget.aspx (дата обращения: 05.04.20).
  2. О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] :федер. закон от 19.12.2016 № 415 (ред. от 14.11.2017). — Доступ из справ.– правовой системы «Консультант Плюс». (дата обращения: 15.04.2020).
  3. О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс] :федер. закон от 05.12.2017 № 362 (ред. от 29.11.2018). — Доступ из справ.– правовой системы «Консультант Плюс».
  4. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс] :федер. закон от 29.11.2018 № 459. — Доступ из справ.– правовой системы «Консультант Плюс».
  5. Показатели налоговых доходов по Волгограду [Электронный ресурс]: база данных показателей муниципальных образований. Режим доступа: https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst18/DBInet.cgi (дата обращения: 05.06.2020)