Создание благоприятного социокультурного образовательного пространства средствами артпедагогики в системе инклюзивного образования

№116-1,

педагогические науки

В данной статье даётся определение инклюзивному образованию, артпедагогике, системе инклюзивного образования, определение благоприятной социокультурной среды образовательного пространства. В статье приводятся три примера уроков, которые иллюстрируют способы создания благоприятной социокультурной среды в системе инклюзивного образования. Указана роль создания благоприятного социокультурного пространства в повышении эффективности обучения детей в системе инклюзивного образования.

Похожие материалы

Инклюзивное образование является одной из форм обучения, при которой каждому ученику предоставляется возможность обучаться в общеобразовательном учреждении, при этом физические, эмоциональные, психологические особенности, языковые и др. качества — не имеют значения.

При инклюзивном образовании для людей с ограниченными возможностями создаются специальные условия обучения, среди которых перепланировка помещения для обучения, создание новых методик обучения, использование новых технологий и др [1.23].

Рассматривать систему инклюзивного образования можно исходя из основ инклюзивного образования. Принципы инклюзивного образования следующие:

  1. Абсолютно каждый человек ценен, и человеческая ценность не имеет отношения к достижениям и способностям человека
  2. Каждый индивид имеет способность чувствовать и думать
  3. Люди являются социальными и нуждаются в обществе
  4. Каждый человек имеет полное право на то, что б быть услышанным, каждый имеет право на общение
  5. Каждый человек нуждается в общении со сверстниками и в дружбе с ними
  6. Настоящий образовательный процесс должен включать в себя взаимодействие, общение, взаимоотношения
  7. Каждый человек имеет свои уникальные возможности и способности, каждый человек уникален
  8. Каждый ребёнок имеет учебные потребности
  9. Школы с ориентацией на инклюзивное обучение являются средством борьбы с дискриминацией.

Так, система инклюзивного образования является совокупностью методов и способов обучения, образовательных программ и педагогических подходов, которые направлены на достижения возможности обучения всех детей вне зависимости от их особенностей.

В Российской Федерации инклюзивное образование получило развитие в 1990-х годах. Впервые в мире инклюзивное образование начало развиваться в странах Скандинавии в 1970-х годах.

Создание благоприятного социокультурного пространства играет большую роль в повышении эффективности обучения, создаёт возможности для реализации каждого из учеников.

Социокультурное пространство включает в себя общественные и культурные процессы, общественные отношения, практики, социальные позиции, которые связаны между собой функционально [2.214].

Образовательное пространство включает в себя всё, связанное с обучением, что окружает обучающегося. Сюда входят методы обучения, связи с ровесниками, педагогиями, образовательные процессы, педагогические программы, методы и формы обучения.

Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства.

В артпедагогику входит комплекс практики и теории, что обеспечивает развитие и функциональность методов, направленных на творческое развитие учеников, формирование основ личности посредством искусства.

Артпедагогика обладает следующими функциями [5.144]:

  1. Культурологическая. Заключается в том, что человек является личностью, которая способна к творчеству, созданию нового, так же, личность является высшей ценностью.
  2. Образовательная. Данная функция отвечает за развитие личности, развитие познавательных способностей. Образовательная функция на познание действительности, обеспечение усвоения как практических, так и теоретических знаний.
  3. Воспитательная. Направлена на развитие моральных, этических, культурных, эстетических, духовных качеств личности посредством искусства, на содействие социокультурной адаптации личности в окружающей среде.
  4. Коррекционная. Данная функция призвана содействовать компенсации и коррекции недостатков развития коллектива и личности.

Коррекционная функция артпедагогики играет большую роль в создании благоприятной среды в процессе инклюзивного обучения.

Средства артпедагогики многообразны, а их выбор напрямую зависит от:

  • склонностей обучающихся;
  • уровня развития учеников;
  • уровня подготовки;
  • целей обучения;
  • возрастных особенностей;
  • мастерства и возможностей педагога [3. 181].

Цель артпедагогики — активизация познавательной деятельности учащихся средствами искусства, развитие творческого воображения, эмоциональной памяти, духовно-нравственное воспитание и социализация детей. Искусство позволяет передать ребёнку знания при помощи наглядных художественных образов. Искусство помогает органично синтезировать наработки из различных областей: психологии, педагогики, искусствоведения, музейной педагогики, культурологии.

Произведение изобразительного искусства может выступать средством гуманитаризации образовательного процесса, развития самостоятельного критического мышления учащихся, актуализации способности ребенка доверять собственным ощущениям.

Артпедагогика, в целом, вытекает из концепции художественного образования, которое направлено не только на развитие творческих способностей детей, но и на развитие их мышления. Если говорить о рисунке, то здесь большая роль уделяется и развитию мелкой моторики рук.

Из средств артпедагогики в пример можно привести формы урока, которые способствуют налаживанию коммуникаций в коллективе, что влечёт за собой повышения уровня познавательных способностей обучающихся.

Приведём несколько возможных уроков, которые направлены на создание благоприятного социокультурного пространства в школе с инклюзивной системой образования.

Первое. Урок «Оцениваем рисунок».

Каждый из учеников создаёт рисунок на заранее обговоренную тему. В конце урока педагог объясняет шкалу оценки рисунка. Далее все рисунки коллективно оцениваются, выделяются их преимущества и недостатки, изучается цветовая гамма и точность изображения, уровень творческого подхода и технического мастерства.

Второе. Урок «Коллективный рисунок».

Обучающиеся разделяются на несколько групп, в каждой из которых по 5-8 человек. Каждой группе выдаётся ватман, кисти и краски. Задачей является изобразить комикс. После этапа коллективного рисунка каждая из групп рассказывает ту историю, которая изображена на чужом ватмане.

Третье. Урок «Вопросы по рисунку».

Педагог показывает рисунок учащимся и задаёт вопросы. В конце работы учащиеся должны составить представление о том, что изображено на рисунке. В зависимости от уровня развития учеников можно дополнить урок разборов форм и методов рисования.

Все три примера уроков иллюстрируют способы создания благоприятной социокультурной среды в системе инклюзивного образования. Благоприятная социокультурная среда реализуется посредством увеличения социальных и коммуникативных контактов между обучающимися. Педагог направляет коллективную деятельность обучающихся и помогает каждому из учеников понять собственную важность в достижении общей цели. Реализация абсолютно каждого ученика важна [6.77].

Коммуникативность между учениками, общение со сверстниками, совместные решения общих учебных задач, принятие социальных ролей и функций важно для повышения эффективности успеваемости учеников, повышения эффективности усвоения нового материала [7].

Таким образом, методы и средства артпедагогики являются эффективными для создания благоприятной социокультурной среды для школ с инклюзивной направленностью.

В статье приведены три примера уроков, которые иллюстрируют способы создания благоприятной социокультурной среды в системе инклюзивного образования. Так же роль создания благоприятного социокультурного пространства в повышении эффективности обучения детей в системе инклюзивного образования — велика.

Список литературы

  1. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. — М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2017. — 33 с.
  2. Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Воронеж, 2016. — 233 с.
  3. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России Х1Х-XX вв. Хрестоматия /Сост. М. А. Верб. — СПб: Образование, 2015. — 229с.
  4. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Ахметова Д.З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А. и др. / Ахметова Д. З.. — Казань: Познание, 2016. — 204 с.
  5. Сигал Н. Г. Инклюзия сегодня: за и против. — Казань: Отечество, 2017. — 200 с. — ISBN 978-5-9222-1151-2.
  6. Тони Бут, Мэл Эйнскоу. Показатели инклюзии. Практическое пособие. — М.: РООИ «Перспектива», 2015. — 124 с. — ISBN 978-5-91400-009-4.
  7. Чернобылова, Т. Н. Артпедагогика как средство социализации дошкольников / Т. Н. Чернобылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52314/ (дата обращения: 13.06.2020).