Финансовое планирование для целей предпринимательской деятельности

№117-1,

экономические науки

Создание и функционирование бизнеса любого масштаба сегодня непосредственно связано с предугадыванием будущих условий существования предприятия и своевременной корректировки стратегических целей и путей их достижения. Для осуществления данных процессов предприятие осуществляет планирование, результатом которого является бизнес-план, который в то же время позволяет структурировать все показатели компании, увеличить уровень понимания происходящих процессов у менеджеров высшего звена, а также служит основой для проведения анализы фирмы со стороны кредитора. В свою очередь, важнейшей составляющей бизнес-плана является финансовый план, ведь именно ему уделяется самое пристальное внимание со стороны кредитора, и в нем просчитываются все важнейшие показатели функционирования фирмы, а также просчитывается планируемая прибыль, которая является целью существования предприятия. Актуальность проведенного исследования заключается в том, что в условиях существующей нестабильности и ухудшении факторов, влияющих на осуществление своей деятельности предприятий, роль планирования становится более важной, требующей в том числе усовершенствование и методов планирования.

Похожие материалы

Одной из важнейших задач, решаемых предприятиями в процессе функционирования, является финансовое планирование. Его значение заключается в следующем:

  • изменение выбранных стратегических целей в экономические показатели;
  • установление стандартов для финансовых результатов;
  • определение оптимального размера затрат, необходимых для выполнения стратегических задач предприятия;
  • предоставление поэтапной информации для оперативного управления.

Сам процесс финансового планирования можно определить по-разному, так, например, идентифицируют его следующие авторы: Жилкина А.Н. определяет финансовое планирование предприятия как планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития [4], а Лич К. Дж. и Мелихер Р.В. рассматривают вопросы финансового менеджмента и, в частности, финансового планирования с позиции деления процесса роста организации на различные стадии: проектирование, начало деятельности, «выживание» на рынке, быстрый рост, зрелость [10].

Другие определения понятия «финансовое планирование» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Определения финансового планирования

Автор

Определение

Лихачева О.Н.

Финансовое планирование — это процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение предприятия; процесс принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов [5]

Балабанов А.И., Балабанов И.Т.

Финансовое планирование — процесс выработки плановых заданий, составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением [2]

Павлова Л.Н.

Финансовое планирование это не что иное, как планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств [6]

В широком смысле план — это система целевых показателей развития и функционирования объекта, включая этапы, способы достижения и распределение ресурсов, а прогноз — это предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основе имеющихся данных [3].

Таким образом, можно определить, что финансовое планирование это планирование доходов и расходов предприятия, а также определение источников поступления и направлений расходования денежных средств, в соответствии с поставленными стратегическими целями и необходимости развития предприятия, с соблюдением условий нормируемости и оптимальности. Осуществляется данный процесс путем составления финансовых планов. Само по себе финансовое планирование направлено на [7]:

  • обеспечение необходимыми ресурсами финансовой, инвестиционной и производственной деятельности предприятия, Родионова В.М. определяет финансовое обеспечение данных видов деятельности как «покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством» [8];
  • определение справедливости прогнозных значений показателей реализации продукции, с учетом рыночной конъюнктуры и изменений внешних и внутренних факторов;
  • обоснование планируемых расходов;
  • установление оптимальных пропорций при распределении затрат;
  • соблюдение интересов инвесторов;
  • сохранение финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности.

Понятие финансовых ресурсов в свою очередь связано с понятием инвестиционных ресурсов. Данную категорию следует понимать как разновидность финансовых ресурсов, или как форму существования капитала в виде материальных и нематериальных ценностей, используемых при ведении предпринимательской деятельности.

Понятие «инвестиции» и «инвестиционная деятельность» определены в Федеральном законе № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].

Финансовое планирование должно обеспечивать выполнение следующих задач:

  • определение объема доходов от различных видов деятельности с учетом изменения плановых показателей производства и реализации продукции;
  • выявление путей инвестирования, оценка уровня рентабельности данных инвестиций;
  • выявление резервов увеличения прибыли путем оптимального расхода денежных средств;
  • установление должных взаимоотношений с контрагентами и кредиторами;
  • определение финансового результата планируемых хозяйственных и финансовых операций;
  • поддержание стабильного финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Также финансовый план должен соответствовать ряду принципов, обозначенных М.В. Романовским [9]:

  • единства, который предполагает системный характер финансового планирования;
  • координации, нельзя планировать деятельность одних подразделений обособленно от других;
  • непрерывности, то есть процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного периода, разработанные планы должны выполняться друг за другом;
  • гибкости, означает, что запланированное должно иметь возможность корректироваться в связи с появляющимися обстоятельствами;
  • точности, планы предприятия должны быть максимально детализированы и конкретизированы в существующих условиях;
  • участия, что подразумевает включение каждого специалиста фирмы в плановую деятельность независимо от занимаемой должности;
  • финансового соотношения сроков, т.е. получение и использование денежных средств должно осуществляться в предусмотренные сроки, долгосрочные инвестиции должны финансироваться за счет долгосрочных обязательств;
  • платежеспособности, который подразумевает планирование с учетом сохранения платежеспособности в любой момент времени, наличие достаточного объема ликвидных средств для погашения краткосрочных обязательств;
  • рентабельности капиталовложений, т.е. поиск наиболее дешевого способа привлечения средств для инвестирования, привлечение заемного капитала только при условии повышения рентабельности собственного капитала, обеспечение финансового левериджа;
  • принцип финансового левериджа, который возникает при появлении на счетах предприятия заемных средств, он заключается в нахождении такого объема займов, чтобы финансовая независимость предприятия осталась на должном уровне, и в то же время рентабельность собственного капитала повысилась;
  • принцип предельной рентабельности, что подразумевает выбор капиталовложений с максимальной рентабельностью.

Исходя из вышесказанного, целью финансового плана является предоставление достоверной системы данных, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности предприятия. Прогноз результатов в свою очередь необходим для решения задач управления предприятием. Также данный раздел служит для привлечения инвестиций. При этом он должен выполнять ряд ключевых функций, такие как прогноз ключевых показателей и методы их улучшения, а также отвечать требованиям достоверности и точности прогноза.

Ввиду сравнительно недавнего перехода на рыночную экономику в нашей стране, финансовые планы не получили еще такого широкого распространения, следовательно для получения информации проверенной многими участниками экономических отношений в условиях рыночной экономики стоит обратиться к западным источникам.

Так система финансового плана на зарубежных предприятиях включает:

  • прогноз баланса активов и пассивов;
  • прогноз отчета о прибылях и убытках;
  • прогноз отчета о движении денежных средств.

Эти три документа являются основными при составлении бизнес плана, в них заключены самые важные показатели, другими элементами планирования являются прогноз ключевых финансовых показателей (объема продаж, издержек производства и обращения, прибыли и т.д.), долгосрочный прогноз капитальных вложений и оценка инвестиционных проектов, т.е. разработка бюджета капитальных вложений, а также долговременная стратегия финансирования предприятия.

Прогноз основных финансовых показателей необходим для организации производственного процесса, оптимального распределения средств и нормирования запасов. К примеру, прогноз объема продаж, один из основополагающих прогнозов, предопределяет долю рынка, которую предприятие планирует занять и именно с него начинается составление финансового раздела бизнес-плана. В основном прогнозы составляются на период до трех лет. Годовые прогнозы объемов продаж разбиты по кварталам и месяцам, чем меньше период прогнозирования, тем выше требования к точности и подробности прогнозов. Это связано с тем, что в первом планируемом периоде уже известно большинство условий и контрагентов. Расчеты на второй и третий год носят характер прогнозов, которые составлены на менее точных исследованиях, таких как маркетинговые, возрастает количество факторов, изменение которых сложно спрогнозировать.

Объем будущих продаж рассчитывается различными методами. Первая группа методов эвристические, они основаны на усредненных значениях, полученных при интервьюировании различных участников рынка, достоинством данного метода является достаточно точная информация о запросе потребителя, а существенным недостатком отсутствие возможности спрогнозировать изменение рыночной конъюнктуры.

Две следующие группы базируются на математических принципах, это анализ временных рядов и эконометрические модели. Первый позволяет учесть сезонные колебания объема продаж, в состав этого метода входит метод экстраполяции, анализ сезонности и цикличности.

Второй в свою очередь основан на выявлении корреляции между объемом продаж и факторами внешней среды предприятия, также в этой группе методов происходит построение регрессионных моделей, где результирующим показателем является объем продаж.

Разработка бюджета капитальных вложений в свою очередь предполагает:

  • классификацию инвестиционных проектов;
  • сравнение и оценку альтернативных проектов при помощи показателей чистой текущей стоимости, периода окупаемости, внутренней нормы прибыли и других параметров;
  • выбор наиболее перспективных проектов.

Сущность долгосрочной стратегии финансирования заключается:

  • в установлении источников долгосрочного финансирования (банковский кредит, облигационные займы, финансовый лизинг, эмиссия акций и др.) и способов использования резервов;
  • в выборе способов увеличения долгосрочного капитала;
  • в определении объема и структуры капитала.

Также для выполнения принципов, описанных выше, разрабатываются краткосрочные финансовые бюджеты, к ним относятся:

  • бюджет наличности (движение денежных средств — их приток и отток), обеспечивающий ликвидность компании, а следовательно напрямую связан с платежеспособностью и финансовой независимостью компании;
  • бюджет дополнительных вложений капитала, который уточняет запланированные денежные расходы и доходы с учетом изменений в структуре активов.

Наиболее важной составляющей финансового раздела бизнес-плана является прогнозирование показателей, заключаемых в отчет о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия.

При проведении прогноза величины прибыли часто используется метод «издержки — объем — прибыль» или метод «безубыточности», т.к. при применении данного метода определяется точка безубыточности, устанавливается размер желаемой прибыли, увеличивается гибкость финансовых планов путем учета изменений различных факторов.

Еще одной основной составляющей финансового раздела бизнес-плана является прогноз баланса, который показывает статистическое финансовое равновесие предприятия, наличие капитала, при его определении как разницы между активами и обязательствами. Ввиду планируемого достижения стратегических целей следует учитывать взаимосвязь различных показателей, включаемых в бухгалтерский баланс. Например, планируя увеличить объем производства и реализации, также, вероятно, необходимо увеличить активы путем приобретения оборудования и сырья, рост объемов реализации скажется на динамике дебиторской задолженности, а при увеличении стоимости активов также потребуется корректировка заемных средств, пассивов, т.к. активная часть баланса должна быть равна пассивной.

Третьей составляющей является прогноз движения денежных средств, который отражает движение денежных потоков от трех видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Достоинство данного прогноза заключается в возможности дифференцирования направлений деятельности и составление плана по каждой из них, учитывая предполагаемые изменения в будущем. Например, при планировании инвестиций и источников их финансирования, будущие денежные потоки рассматриваются с учетом временной стоимости денег путем использования метода дисконтирования. Также с помощью прогноза движения денежных средств можно оценить своевременность поступления и расходования денежных средств, а, следовательно, будущие показатели ликвидности предприятия. Данный прогноз составляется в виде баланса со следующими статьями:

  • источники денежных средств — различные поступления денежных средств на счета предприятия (амортизационные отчисления, доходы от основной деятельности, банковские займы и т.д.);
  • использование денежных средств — направления расходования имеющихся денежных средств (вложения в товарно-материальные запасы, инвестиции, различные издержки и т.д.).

После завершения составления данного отчета с плановыми показателями определяют стратегию финансирования. Т.е. поиск источников долгосрочного финансирования; формирование структуры капитала и выбор способов его наращивания.

Таким образом, финансовый план является важнейшим разделом бизнес-плана и просчитывается на основании прогноза производства и реализации товаров, работ или услуг, включает в себя прогноз основных форм бухгалтерской и финансовой отчетности.