Изучение техносферной безопасности на уроках географии (на примере фрагмента урока по теме "Нефтяная промышленность")

№117-1,

педагогические науки

На этой статье описывается разработка фрагмента урока. Темой которого является изучение техносферной безопасности в 9-ом классе на уроке географии. Данный вид деятельности позволяет формировать экологическую грамотность в области нефтяной промышленности у выпускников основной общей школы.

Похожие материалы

Под понятием техносферная безопасность принято понимать противостояние человека перед негативными источниками опасностей техносферы В соответствии с новыми реалиями антропогенное воздействие на окружающую среду огромное: заводы, промышленные предприятия, повышенное потребление и т.д. Данная проблема становится более острой с каждым фактом экологической катастрофы, вызванной в результате действия человека.

При дальнейшем таком не контролируемом раскладе событий человечество по данным доклада ученых для Национальной академии наук США в 2200-2400 годах уничтожит окружающую среду, в том числе и среду своего обитания. Таким образом, если не изменить подходы и не включить осознанность, то антропогенное потребление энергии достигнет критических показателей уже через 200-400 лет.

Поэтому на сегодняшний момент очень актуальны вопросы по воспитанию экологически грамотного подрастающего поколения. Они должны понимать целесообразность и важность техносферно-безопасного поведения на производстве. Данную задачу можно осуществить через такие школьные предметы как ОБЖ и география, в курс которых можно включить привитие основы техносферной безопасности.

По ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) предметный результат изучения "Географии" в пункте 8 должен отражать: формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. То есть выпускник основной общей школы должен знать и понимать антропологические причины экологических катастроф. Так как половина выпускников 9- го класса по данным Федеральной службы по надзору в сфере образования поступают учиться в среднее профессиональное образование. И уже через три года начинают работать в технических, промышленных отраслях, где не соблюдение правил безопасности труда может нанести осуществимый вред окружающей среде. Поэтому очень важно выпускникам 9-го класса знать и понимать основы техносферной безопасности.

Данную задачу можно достичь, включив соответствующую информацию в курс географии 9 класса в разделе «Хозяйство России», а именно по отраслям промышленности. Например, на уроке по нефтяной промышленности, на изучение которого по программе отводится 1 час, ученикам приводятся конкретные факты об экологических проблемах нефтяной промышленности, с помощью таких приемов как лекционный материал, видео или фото со статистическими данными: каждый год в мировой океан сбрасывается от двух до десяти миллионов тонн нефти, а тонна нефти загрязняет 12 кв. км поверхности океана. И в качестве закрепляющего материала ответить на следующие вопросы:

  • Какие факты о нефтяной промышленности до сегодняшнего урока вы представляли себе иначе?
  • Какие мероприятия по добыче нефти вы бы изменили?
  • Какие последствия для человечества влекут экологические проблемы добычи нефти?
  • Что нужно делать для недопущения экологических катастроф в отрасли нефтяной промышленности?

Так как одним из отраслей техносферной безопасности является бережное отношение к природе, то подобное обсуждение статистических данных об экологических последствиях разлива нефти углубит понимание степени негативного влияния человечества на природу.

Анализируя данные об экологии нефтяной промышленности и собственное впечатление от масштабов проблемы, учащиеся учатся ответственно относится к экосистеме, воспринимать и перерабатывать информацию об экологических катастрофах, понимать значение техносферной безопасности в масштабах всего человечества.

Список литературы

  1. Дмитренко, В. П. Техносферная безопасность. введение в направление образования: учеб. пособие / В.П. Дмитренко, Е.М. Мессинева, А.Г. Фетисов. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 134 с.
  2. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03). ФГУП «НТЦБП». 2004.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.