Административное выдворение

№22-1,

юридические науки

В работе определено понятие административного выдворения и проведено разграничение со схожим понятием «депортация». Основной объем работы направлен на анализ положений статьи об административном выдворении Федерального закона «Об исполнительном производстве». Также приведен случай из судебной практики Абаканского городского суда относительно предмета рассмотрения статьи. Кроме того, в работе представлены статистические данные как по Республике Хакасия, так и по Российской Федерации в целом.

Похожие материалы

Привлечение к работе иностранного гражданина может обернуться не только экономией по заработной плате, но и неприятными последствиями для работника в виде административного выдворения.

Понятие «административное выдворение» содержится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее – КоАП РФ). Согласно статье 3.10 указанного кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Исходя из смысла данной статьи административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Административное выдворение следует отличать от депортации. Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [2] (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) депортация – это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Кроме того, решение о депортации не является мерой административной ответственности и исполняется только в принудительном порядке. Таким образом, административное выдворение и депортацию нельзя назвать синонимами.

Не применяется административное выдворение к военнослужащим.

Кроме того, выдворение как административная мера не применяется к лицам, у которых родственники проживают в Российской Федерации. Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Римской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года не гарантируется, высылка такого лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 указанной Конвенции [3].

Нарушения, за которые предусмотрено административное выдворение, определены в КоАП РФ. К таким нарушениям относятся:

  • незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ (ст. 18.10 КоАП РФ);
  • нарушение иммиграционных правил, таких как уклонение от прохождения иммиграционного контроля, медицинского освидетельствования, идентификации личности и др. (ст. 18.11 КоАП РФ);
  • несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ);
  • предоставление при осуществлении миграционного учета ложных сведений либо подложных документов (ст. 19.27 КоАП РФ).

С августа 2013 г. в Российской Федерации ужесточены меры иммиграционного контроля и в соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ (предусматривает основания для административного выдворения иностранного гражданина) нарушение иностранным гражданином миграционного законодательства РФ (отсутствие регистрации по месту пребывания, осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов, даже нарушение сроков пребывания в РФ на один день) – уже является основанием для того, чтобы суд назначил такое наказание, как выдворение иностранных граждан из Российской Федерации (выдворение мигрантов, выдворение иностранцев). Более того, согласно действующему законодательству административное выдворение является безальтернативным видом наказания за нарушение миграционного законодательства [1].

Вместе с тем, с 01 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [4], согласно которому из Российской Федерации будет осуществляться административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление или административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков и может быть не разрешен въезд в Россию, а совершившие преступление или административное правонарушение лица подлежат административному выдворению.

С 1 января 2012 года административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства имеет две формы:

  • принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации;
  • контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Как указано в ч. 7 ст. 32.10 КоАП РФ контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Но не всеми иностранными гражданами, в отношении которых вынесено постановление о самостоятельном выезде с территории РФ, добровольно исполняется такой выезд. Так, например, в Абаканский городской суд поступил протокол в отношении Алиева Р.Р., из которого следует, что в ноябре 2012 года он был выявлен сотрудниками УМВД России по городу Абакану, без документов, удостоверяющих личность. Алиев Р.Р. был помещен в СПАА УМВД России по городу Абакану для содержания до установления личности и выяснения обстоятельств административного правонарушения. В ходе проверки установлено, что Алиев Р.Р. был привлечен судом к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа с административным выдворением из Российской Федерации путем самостоятельного выезда с территории Российской Федерации. Постановление вступило в силу в августе 2012 года. Однако, в Алиев Р.Р. с территории РФ не выехал, т.е. с августа 2012 года Алиев Р.Р. уклоняется от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В связи с этим абаканским городским судом было вынесено постановление о принудительном выдворении Алиева Р.Р. за пределы РФ [5].

Пунктом 10.1 ч. 3 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «Об исполнительном производстве» [6] (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства определено, как мера принудительного исполнения.

1 января 2012 года в России вступил в силу закон, согласно которому принудительным выдворением нелегальных мигрантов с территории страны будут заниматься не полицейские, а судебные приставы, но в случаях нарушения правил въезда – пограничными органами (п. 1 ст. 32.9 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации рассматриваются районными судами.

Таким образом, судебный пристав возбуждает исполнительное производство по выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации только на основании постановления судьи.

Так, ч. 1 ст. 109.1 Федерального закона № 229-ФЗ указывает, что судебным приставом-исполнителем исполняется постановление судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно ст. 34 Федерального закона № 115-ФЗ иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

В соответствие со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О судебных приставах» [7] судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – судебный пристав по ОУПДС) обязан на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, обеспечить препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения.

Исполнение постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в приобретении проездного документа для указанных лиц, препровождении до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передаче указанных лиц пограничным органам, что указано в п. 2 ст. 109.1 Федерального закона № 229-ФЗ.

Одновременно с постановлением судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судебному приставу-исполнителю передаются имеющиеся документы для принудительного выдворения. Другие необходимые документы запрашиваются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства у соответствующего территориального Управления Федеральной миграционной службы.

В течение 24 часов после получения постановления суда о выдворении судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о препровождении иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и передается для исполнения судебному приставу по ОУПДС.

Препровождение выдворяемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации является обязанностью судебного пристава по ОУПДС, она закреплена в ст. 11 Федерального закона № 118-ФЗ.

Исполнение судебным приставом по ОУПДС постановления судебного пристава-исполнителя о препровождении производится путем препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и официальной передачи указанных лиц пограничным органам, о чем составляется двусторонний акт.

После поступления судебному приставу-исполнителю из пограничных органов акта о пересечении иностранным гражданином или лицом без гражданства Государственной границы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства по основанию фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Указанное постановление в течение 24 часов направляется в суд, выдавший исполнительный документ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

Согласно ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судебным приставом-исполнителем не устанавливается срок для добровольного исполнения исполнительного документа.

Также, исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о принудительном выдворении, вышеуказанный Федеральный закон относит к случаям, не терпящим отлагательства, т.е. исполнение данного требования допускается в нерабочие дни, установленные законодательством РФ или иными нормативно-правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов.

По моему мнению, передача полномочий по административному выдворению Службе судебных приставов – вполне логичное и обоснованное решение. Ведь, как известно, ФССП РФ – не только орган по обеспечению установленного порядка деятельности судов, но и орган принудительного исполнения, а выдворение – как раз и есть мера принудительного исполнения.

В заключение хотелось бы привести некоторые статистические данные.

Так, за 2012 год в Российской Федерации судебными приставами по ОУПДС препровождено в специальные учреждения около 16,8 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, выдворено за пределы Российской Федерации около 15,9 тысяч лиц.

В Республике Хакасия всего в 2012 году судебными приставами по ОУПДС группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства препровождено по решению суда в специальное учреждение 17 лиц, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, и 13 лиц препровождено до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации из них Узбекистан – 7; Таджикистан – 2; Кыргызстан – 1; КНР – 1; Азербайджан – 1; Украина – 1.

За 12 месяцев 2013 года судами республики Хакасия вынесено 556 судебных решений об административном выдворении иностранных гражданина за пределы Российской Федерации, из них 35 с помещением в СПАА ЦИАЗ УМВД России по г. Абакану. Вынесено 2 решения о депортации иностранных граждан за пределы Российской Федерации.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета, 2001. – 31 декабря. – № 256.
  2. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета, 2002. – 31 июля. – № 140.
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984) // Бюллетень международных договоров, 2001. – № 3.
  4. Федеральный закон от 28.12.2010 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // Российская газета, 2010. – 31 декабря. – № 297.
  5. Постановление Абаканского городского суда об административном правонарушении по делу № 5-553/2012 г. / https://rospravosudie.com/court-abakanskij-gorodskoj-sud-respublika-xakasiya-s/act-107026080/.
  6. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «Об исполнительном производстве» // Российская газета, 2007. – 06 октября. – № 223.
  7. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О судебных приставах» // Российская газета, 1997. – 05 августа. – № 149.