Педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы

№41-2,

Педагогические науки

В статье показаны результаты работы по созданию педагогической модели профессиональной ориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы.

Похожие материалы

Одним из условий ресоциализации в постпенитенциарный период, по мнению многих авторов, является подготовка к выбору профессии [1, 2, 3, 4, 9, 19, 20]. Значимость качественного профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных для обеспечения их успешной ресоциализации – с одной стороны, и отсутствие целостной педагогически управляемой деятельностью профориентации данной категории осужденных в исправительном учреждении (далее – ИУ) – с другой, обусловили необходимость разработки педагогической модели профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы.

Разработанная нами модель относится к категории структурно-функциональных. Целостность модели обеспечивается единством структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (функции, принципы, средства, критерии, уровни развития) и соответствующих им блоков. Таким образом, структуру модели профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы в ИУ составляют три блока – целевой, содержательно-организационный и результативный.

Целевой блок модели обозначает ее актуальность для современной педагогической практики. Целевая ориентация деятельности ИУ по профориентации несовершеннолетних осужденных формируется на основе задач, решаемых ИУ на современном этапе, – с одной стороны, и социального заказа государства – с другой. Предлагаемая модель выдвигает следующую цель – оказание несовершеннолетнему осужденному поддержки в личностном и социальном становлении, социальной адаптации, принятии решения об избираемой сфере профессиональной деятельности и самоутверждении в ней с целью его ресоциализации. Такая работа организуется вне зависимости от того, имеет ли человек опыт профессиональной деятельности (или выбора профессии), обладает ли он специальными знаниями или не признает необходимость трудиться.

Концептуальной основой профориентации несовершеннолетних осужденных выступает забота о воспитаннике (осужденном ВК) как о полноправном члене общества. Она выражается в:

  • формировании профориентационных знаний;
  • развитии мотивационной сферы личности, системы ценностей, профессиональной направленности, целостного самосознания;
  • формировании у несовершеннолетнего осужденного готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития.

Целевой блок является, по нашему мнению, ведущим при проектировании работы ИУ по профориентации несовершеннолетних осужденных, поскольку он не только управляет системой, но и определяет содержание других блоков модели, позволяет оценить результат влияния проектируемой системы на решение пенитенциарных задач в целом.

В содержательно-организационном блоке модели обозначены ее теоретические основания (совокупность подходов), принципы осуществления профориентации несовершеннолетних осужденных, ее содержание, а также значимые организационные особенности данной педагогической деятельности.

Реализации целей профориентации в педагогической деятельности сотрудников ИУ способствует соблюдение ряда принципов, специфичных для организации профориентации. Это принципы: охраны социальных прав, аксиологичности, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, позитивной ориентации, комплексного подхода, многообразия форм и методов, индивидуализации.

Как и многие авторы, мы считаем, что содержание профориентации реализуется через формирование компонентов профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных [5, 6, 7, 8, 9, 10].

На основе составленной нами структуры профессионального самоопределения были выделены четыре соответствующих его компонентам критерия сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных как результата профориентации: информационно-когнитивный, эмоциональный, мотивационный, осознанность личного профессионального плана. Каждый критерий раскрывается посредством необходимых эмпирических показателей.

Содержание профориентации несовершеннолетних осужденных позволяет осуществить педагогическую деятельность в этой области. Для ее обеспечения необходимо использовать разработанную нами специализированную программу профориентации несовершеннолетних осужденных «Ключи», включающую комплект методических пособий: тетрадь для несовершеннолетнего (на печатной основе) и методическое руководство для тренера (сотрудника ИУ, осуществляющего педагогическую работу по профориентации несовершеннолетних, осужденных).

Содержание программы, отраженное в обоих методических пособиях, включает шесть блоков. Каждый содержательный блок представлен упражнениями (игровыми, диагностическими, письменными заданиями и др.). Тесты и задания подобраны с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних осужденных и позволяют ведущему, встроившись в систему их ценностных ориентиров, откорректировать ее.

В данный блок модели нами также включен комплекс педагогических условий успешной профориентации несовершеннолетних осужденных:

  • внедряется педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы;
  • применяется программа профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы «Ключи», адаптированная под их возможности и стимулирующая их интересы, отвечающая современным требованиям к педагогическим средствам;
  • учитывается педагогический потенциал конкретного ИУ (наличие сотрудников, имеющих опыт проведения профориентации и готовых реализовать данное направление деятельности; наличие специально оборудованных помещений и ТСО; учет условий региона дислокации ИУ и традиции осуществления профориентации в нем (наличие специальных организаций, осуществляющих профориентацию, удаленность ИУ от инфраструктуры, использующейся для профориентации несовершеннолетних региона и др.); наличие специализированной литературы и иных материалов.

Вопрос о средствах профориентации несовершеннолетних осужденных в ИУ связан с определением ее профессиональных границ [11, 12, 13, 14].

В качестве средств воздействия, согласно модели, могут выступить используемые в современной профориентации методы: 1) методы психодиагностики (опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты), сбор косвенной информации о клиенте от родителей, педагогов и других специалистов, использование игровых и тренинговых ситуаций); 2) методы эмоциональной поддержки (группы общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии; 3) профориентационные и профконсультационные активизирующие методы [17].

Одним из организационных механизмов, обеспечивающих качественную организацию профориентации несовершеннолетних осужденных в ИУ, выступает функционал специалистов, реализующих данную деятельность. Основным субъектом профориентации несовершеннолетних осужденных в ИУ является группа социальной защиты осужденных, однако данные задачи решаются и другими подразделениями и сотрудниками (сотрудниками отдала воспитательной работы с осужденными, школы, профессионального училища, психологической лаборатории и др.).

Организационную специфику профориентации несовершеннолетних осужденных в ИУ, согласно модели, определяет субъект-субъектное взаимодействие, в которое включен каждый несовершеннолетний.

Следуя позиции Е.Ю. Пряжниковой, перечень субъектов профориентации несовершеннолетних осужденных необходимо дополнить традиционными для детей – семьей, образовательными учреждениями (общими и профессиональными), психологическими центрами и службами [16]. Опишем далее специфику их участия в профориентации в современных пенитенциарных условиях.

Отметим, что целевой группой профориентации ИУ становится не только подросток, но и члены его семьи, а также сотрудники служб, которые будут сопровождать его после освобождения из ИУ, работодатели и др.

Важным организационным аспектом построения системы профориентации несовершеннолетних осужденных выступают вопросы управления.

Соответственно, отсутствуют регулирование и контроль данной работы. Особым управленческим средством можно и, вероятно, следует считать комплексы методического обеспечения профориентации, разрабатываемые разнообразными авторскими коллективами для использования как в гражданских службах, так и в пенитенциарной практике. Они, с одной стороны, обеспечивают субъектов профориентации необходимой информацией, а с другой – могут рассматриваться как своеобразные стандарты данной деятельности, позволяющие оценить ее качество.

Результативный блок модели содержит критерии и уровни сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных как итога профориентации, а также ожидаемый результат внедрения и реализации предлагаемой модели.

Нами были определены три уровня сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных: высокий, средний, низкий.

Названные уровни взаимосвязаны, при этом каждый предыдущий обусловливает последующий, что обеспечивает плавность перехода. При переходе от низшего уровня к более высокому изменяется качество профессионального самоопределения несовершеннолетнего осужденного.

Представленная нами структурно-функциональная педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы в деятельности сотрудников ИУ целостна. Все ее компоненты взаимосвязаны и служат достижению результата – переходу на более высокий уровень сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных, определяющий их ресоциализацию.

Полученные нами материалы исследования используются в педагогическом процессе ВИПЭ ФСИН России [15, 18].

Список литературы

  1. Багреева Е.Г. Институты гражданского общества и уголовно-исполнительная система России: от конфронтации к сотрудничеству // Российский следователь. 2012. № 22. С. 35-38.
  2. Багреева Е.Г. О совершенствовании воспитательной и социальной работы с осужденными в свете реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 4. С. 9-12.
  3. Багреева Е.Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 21-24.
  4. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. О специфике деятельности тюремной системы Норвегии // Российский следователь. 2012. № 11. С. 42-44.
  5. Багреева Е., Ускачева И. Анализ понятий «социализация» и «ресоциализация» осужденных // Закон и право. 2007. № 3. С. 96-97.
  6. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  7. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 184-187.
  8. Ганишина И.С., Датий А.В. Медико-психологические аспекты реабилитации наркозависимых осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 295-299.
  9. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  10. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (особенная часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 342-346.
  11. Датий А.В. Словарь по пенитенциарной медицине // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 190-191.
  12. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  13. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  14. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  15. Куренкова О.Е., Коновалова Н.А. Российско-швейцарское сотрудничество как фактор профессионализации пенитенциарной социальной работы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 12 (115). С. 22-26.
  16. Профориентация: Учебное пособие / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. М.: Академия, 2008. 494 с.
  17. Соломин И.Л. Профориентация. Россия. ХХ век // Школьный психолог. 2000. №24 (120). С. 14-18.
  18. Степанов С.С. Приветственное слово // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2015. Т. 1. С. 5-6.
  19. Степанов С.С. Приветствие участникам чтении // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2015. Т. 5. С. 6-8.
  20. Степанов С.С., Дарда И.В. ВТО и модернизация образования в России: что нас ожидает? // Экономические стратегии. 2013. Т. 15. № 3 (111). С. 20-26.