Решение социокультурных проблем несовершеннолетних осужденных путем их профориентации

NovaInfo 41, с.185-189, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны основные проблемы несовершеннолетних осужденных и предложено их решение путем правильной и своевременной профессиональной ориентации

Ключевые слова

ТРУДОУСТРОЙСТВО ОСУЖДЕННЫХ, СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ОСУЖДЕННЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ, ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ, ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ

Текст научной работы

Сегодня, полагаем, уже нет нужды доказывать, что осужденный, «отсидев» вынесенный судом срок наказания, выйдя из широко распахнутых ворот исправительного учреждения, не гарантирует нам примерное, добропорядочное и в рамках закона поведение . Ведь дорога к преступлению, чаще всего, была длинной, сложной, изломав представление о себе и окружающем мире так, что захотелось сначала пренебрегать социокультурными нормами, сложившимися в нашем обществе, а затем вступить в противоречие с законом. Но кто решил, что дорога «возвращения» будет короче и проще?

Конечно, можно возразить, вспоминая западный опыт пенитенциарных систем. До высот решения задач по перевоспитанию (термин существовал в ИТК РСФСР до 1996 года) и исправлению (действующий УИК РФ) наши зарубежные коллеги и подумать не могли и не могут! Это и понятно, ведь индивидуалистическая культура западного мира ориентирует каждого человека на выживание в любых условиях «в одиночку», своими силами. А если все же силы (у осужденных) заканчиваются, то Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными предписывают обращение к помощи психиатра — врача, лечащего «патологию души» [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23].

В отличие от такой практики, в советской системе исполнения наказания были созданы, а в российской, отчасти, остаются особые направления работы с осужденными, помогающие им вернуться в социокультурное пространство общества, приняв нормы общежития [11, 12, 13, 14].

Воспитательная, образовательная, социальная работа и психологическая (психиатрическая в особых случаях) помощь персонала исправительных учреждений сегодня — этот тот ресурс, который в силу своих возможностей решает проблемы осужденных в процессе их ресоциализации [6, 7, 8, 9, 10, 30, 31].

Профориентация как один из способов управления человеческим потенциалом представляет собой специфическую социокультурную технологию, в ходе которой достигается некий баланс между социальным статусом данного человека и его притязаниями. Вместе с тем, именно профориентация позволяет ознакомить, приобщить и способствовать принятию несовершеннолетними социокультурных правил общежития в открытой среде. Гармонизация внутренних потребностей несовершеннолетних осужденных с окружающей профессиональной средой и есть одна из задач их ресоциализации. Достижение подобной гармонии на личностном уровне – важнейшая задача социальных программ, реализуемых социальными учреждениями [1]. В пределах исправительного учреждения (далее – ИУ) эту задачу решает группа социальной защиты осужденных (далее – ГСЗО) [3, 4, 5].

В действующем законодательстве РФ на уголовно-исполнительную систему (далее – УИС) возлагается задача обеспечения общего и профессионального образования осужденных к лишению свободы, которые способствуют их ресоциализации, создают предпосылки для успешной адаптации в социум. Выбор профессии несовершеннолетним осужденным осложняется условиями отбывания наказания, спецификой закрытого исправительного учреждения, однако имеет чрезвычайно важное значение для профилактики правонарушений. К сожалению, в ИУ профессиональный выбор очень часто осуществляется не как собственное решение подростка, а скорее определяется наличием мест в учебных группах. Кроме того, многие подростки пребывают в ИУ, когда учебный год уже начался и обучение по многим специальностям уже ведется. В этом случае нет возможности введения несовершеннолетнего в учебный процесс. Значительное количество несовершеннолетних осужденных освобождается из ИУ или переводится для дальнейшего отбывания наказания в колонии общего режима, так и не завершив профессиональное образование. При этом несовершеннолетние не готовы в полной мере осознать все стороны, нюансы своей будущей жизни и нуждаются в помощи специалистов и всего общества, что актуализирует социокультурный аспект этой деятельности.

Большинство подростков стремится строить свою жизнь и карьеру, ориентируясь на большинство людей, то есть используя уже проверенные (другими людьми) варианты построения своего успеха. Нередко, подростки находят более быстрые способы заработать – к сожалению, минуя закон. Эта ситуация опасна уже потому, что нарушается баланс между молодыми людьми, желающими получить образование более высокого уровня, и теми, кто решил завершить его лишь на начальных стадиях [2, 24].

В последние годы абсолютное число категорий несовершеннолетних, поступающих в ИУ, нигде не учившихся и не работавших, неуклонно растет и составляет на сегодняшний день 47%. Именно поэтому с первого дня пребывания подростка в ИУ должна начинаться социокультурная работа с ним по различным направлениям, в том числе – профориентационная.

Профориентация в практике социальной работы, в отличие от обычной помощи в выборе профессии, призвана защитить право человека на самореализацию посредством выбора профессии. В ВК она позволяет решать задачи ресоциализации несовершеннолетних осужденных, создавая условия для приобретения ими необходимых профессиональных социальных знаний и жизненных навыков. Как отдельное и самостоятельное направление профориентация в практике социальной работы реализуется специфическими средствами, в специфических условиях ИУ и преследует особые цели.

Деятельность персонала исправительного учреждения по профориентации, по нашему мнению, своего рода ресурсная деятельность: опираясь на позитивное в структуре личности, ее социально направленные интересы, она развивает их, формируя специальные знания и умения, необходимые для выбора профессии и работы в конкретной области, и во многом определяет ее будущее. Кроме того, несовершеннолетний должен не просто изучить, но принять социокультурные условия труда, специфику профессии и правил поведения в данной профессиональной среде, роль профессии в социокультурном развитии общества. Получив в руки профессию, овладев профессиональными навыками, бывший осужденный скорее найдет свое место в открытом обществе, устроится на работу по профессии и нужда нарушать закон покажется глупостью.

Названные обстоятельства позволяют рассматривать профориентацию как одно из средств исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, облегчающих «общежитие» личности уже в открытом обществе. Рассмотрение профориентации несовершеннолетних осужденных в социокультурном плане позволяет разработать для каждого ИУ особый алгоритм проектирования индивидуальной программы профориентации несовершеннолетнего и методического инструментария, учитывающего особенности социокультурной ситуации несовершеннолетнего осужденного и современные экономические и пенитенциарные реалии [25, 26, 27, 28, 29].

Читайте также

Список литературы

  1. Апотолов О.П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы). – М., – 2011., 184с.
  2. Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация: Монография. – М., 2001.
  3. Багреева Е.Г. Институты гражданского общества и уголовно-исполнительная система России: от конфронтации к сотрудничеству // Российский следователь. 2012. № 22. С. 35-38.
  4. Багреева Е.Г. О совершенствовании воспитательной и социальной работы с осужденными в свете реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 4. С. 9-12.
  5. Багреева Е.Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5. С. 21-24.
  6. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Конституция России и трансформация социокультурного пространства страны // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56). С. 6-10.
  7. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. Инициативы гражданского общества и задачи социальной политики государства // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 6-10.
  8. Багреева Е.Г., Багреева Е.В. О специфике деятельности тюремной системы Норвегии // Российский следователь. 2012. № 11. С. 42-44.
  9. Багреева Е.Г., Барышева А.В. Педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 41.
  10. Багреева Е., Ускачева И. Анализ понятий «социализация» и «ресоциализация» осужденных // Закон и право. 2007. № 3. С. 96-97.
  11. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  12. Воронин Р.М., Датий А.В., Ковачев О.В. Социально-демографическая характеристика больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 184-187.
  13. Воронин Р.М., Датий А.В., Кузнецова А.С. Психологические особенности личности осужденных, больных алкоголизмом // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4. С. 79-82.
  14. Ганишина И.С., Датий А.В. Медико-психологические аспекты реабилитации наркозависимых осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 295-299.
  15. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  16. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (особенная часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 342-346.
  17. Датий А.В. Словарь по пенитенциарной медицине // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 190-191.
  18. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2007. Сер. Высшее образование
  19. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2009. Сер. Высшее образование
  20. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2011. Сер. Высшее образование (2-е изд.)
  21. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учеб. пособие / А. В. Датий. Москва, 2005
  22. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  23. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  24. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  25. Датий А.В. Электронный учебник «Организация здравоохранения» // Прикладная юридическая психология. 2015. № 4. С. 134-136.
  26. Степанов С.А. «РИО+20» и модернизационный потенциал России: образовательный аспект // Вестник экологического образования в России. 2012. Т. 3. № 65. С. 5-8.
  27. Степанов С.С. Приветственное слово // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2015. Т. 1. С. 5-6.
  28. Степанов С.С. Приветствие участникам чтении // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2015. Т. 5. С. 6-8.
  29. Степанов С.С., Дарда И.В. ВТО и модернизация образования в России: что нас ожидает? // Экономические стратегии. 2013. Т. 15. № 3 (111). С. 20-26.
  30. Степанов С.С., Дарда И.В. Модернизация системы образования России: шаг вперед или два шага назад? В сборнике: Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности Сборник докладов и материалов 2-й Международной научно-практической конференции. Институт непрерывного образования, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве. Москва, 2012. С. 55-64.
  31. Степанов С.С. Оценка уровня учебных достижений на основе тестирования. С.С. Степанов, И.Н. Чечулина ; Междунар. независимый эколого-политол. ун-т. Москва, 2004. Том Программно-дидактические тесты: разработка тестовых материалов, проверка знаний, проведение аттестационных испытаний

Цитировать

Багреева, Е.Г. Решение социокультурных проблем несовершеннолетних осужденных путем их профориентации / Е.Г. Багреева, А.В. Барышева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 185-189. — URL: https://novainfo.ru/article/4609 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться