Сегодня, полагаем, уже нет нужды доказывать, что осужденный, «отсидев» вынесенный судом срок наказания, выйдя из широко распахнутых ворот исправительного учреждения, не гарантирует нам примерное, добропорядочное и в рамках закона поведение . Ведь дорога к преступлению, чаще всего, была длинной, сложной, изломав представление о себе и окружающем мире так, что захотелось сначала пренебрегать социокультурными нормами, сложившимися в нашем обществе, а затем вступить в противоречие с законом. Но кто решил, что дорога «возвращения» будет короче и проще?
Конечно, можно возразить, вспоминая западный опыт пенитенциарных систем. До высот решения задач по перевоспитанию (термин существовал в ИТК РСФСР до 1996 года) и исправлению (действующий УИК РФ) наши зарубежные коллеги и подумать не могли и не могут! Это и понятно, ведь индивидуалистическая культура западного мира ориентирует каждого человека на выживание в любых условиях «в одиночку», своими силами. А если все же силы (у осужденных) заканчиваются, то Минимальные стандартные правила по обращению с заключенными предписывают обращение к помощи психиатра — врача, лечащего «патологию души» [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23].
В отличие от такой практики, в советской системе исполнения наказания были созданы, а в российской, отчасти, остаются особые направления работы с осужденными, помогающие им вернуться в социокультурное пространство общества, приняв нормы общежития [11, 12, 13, 14].
Воспитательная, образовательная, социальная работа и психологическая (психиатрическая в особых случаях) помощь персонала исправительных учреждений сегодня — этот тот ресурс, который в силу своих возможностей решает проблемы осужденных в процессе их ресоциализации [6, 7, 8, 9, 10, 30, 31].
Профориентация как один из способов управления человеческим потенциалом представляет собой специфическую социокультурную технологию, в ходе которой достигается некий баланс между социальным статусом данного человека и его притязаниями. Вместе с тем, именно профориентация позволяет ознакомить, приобщить и способствовать принятию несовершеннолетними социокультурных правил общежития в открытой среде. Гармонизация внутренних потребностей несовершеннолетних осужденных с окружающей профессиональной средой и есть одна из задач их ресоциализации. Достижение подобной гармонии на личностном уровне – важнейшая задача социальных программ, реализуемых социальными учреждениями [1]. В пределах исправительного учреждения (далее – ИУ) эту задачу решает группа социальной защиты осужденных (далее – ГСЗО) [3, 4, 5].
В действующем законодательстве РФ на уголовно-исполнительную систему (далее – УИС) возлагается задача обеспечения общего и профессионального образования осужденных к лишению свободы, которые способствуют их ресоциализации, создают предпосылки для успешной адаптации в социум. Выбор профессии несовершеннолетним осужденным осложняется условиями отбывания наказания, спецификой закрытого исправительного учреждения, однако имеет чрезвычайно важное значение для профилактики правонарушений. К сожалению, в ИУ профессиональный выбор очень часто осуществляется не как собственное решение подростка, а скорее определяется наличием мест в учебных группах. Кроме того, многие подростки пребывают в ИУ, когда учебный год уже начался и обучение по многим специальностям уже ведется. В этом случае нет возможности введения несовершеннолетнего в учебный процесс. Значительное количество несовершеннолетних осужденных освобождается из ИУ или переводится для дальнейшего отбывания наказания в колонии общего режима, так и не завершив профессиональное образование. При этом несовершеннолетние не готовы в полной мере осознать все стороны, нюансы своей будущей жизни и нуждаются в помощи специалистов и всего общества, что актуализирует социокультурный аспект этой деятельности.
Большинство подростков стремится строить свою жизнь и карьеру, ориентируясь на большинство людей, то есть используя уже проверенные (другими людьми) варианты построения своего успеха. Нередко, подростки находят более быстрые способы заработать – к сожалению, минуя закон. Эта ситуация опасна уже потому, что нарушается баланс между молодыми людьми, желающими получить образование более высокого уровня, и теми, кто решил завершить его лишь на начальных стадиях [2, 24].
В последние годы абсолютное число категорий несовершеннолетних, поступающих в ИУ, нигде не учившихся и не работавших, неуклонно растет и составляет на сегодняшний день 47%. Именно поэтому с первого дня пребывания подростка в ИУ должна начинаться социокультурная работа с ним по различным направлениям, в том числе – профориентационная.
Профориентация в практике социальной работы, в отличие от обычной помощи в выборе профессии, призвана защитить право человека на самореализацию посредством выбора профессии. В ВК она позволяет решать задачи ресоциализации несовершеннолетних осужденных, создавая условия для приобретения ими необходимых профессиональных социальных знаний и жизненных навыков. Как отдельное и самостоятельное направление профориентация в практике социальной работы реализуется специфическими средствами, в специфических условиях ИУ и преследует особые цели.
Деятельность персонала исправительного учреждения по профориентации, по нашему мнению, своего рода ресурсная деятельность: опираясь на позитивное в структуре личности, ее социально направленные интересы, она развивает их, формируя специальные знания и умения, необходимые для выбора профессии и работы в конкретной области, и во многом определяет ее будущее. Кроме того, несовершеннолетний должен не просто изучить, но принять социокультурные условия труда, специфику профессии и правил поведения в данной профессиональной среде, роль профессии в социокультурном развитии общества. Получив в руки профессию, овладев профессиональными навыками, бывший осужденный скорее найдет свое место в открытом обществе, устроится на работу по профессии и нужда нарушать закон покажется глупостью.
Названные обстоятельства позволяют рассматривать профориентацию как одно из средств исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных, облегчающих «общежитие» личности уже в открытом обществе. Рассмотрение профориентации несовершеннолетних осужденных в социокультурном плане позволяет разработать для каждого ИУ особый алгоритм проектирования индивидуальной программы профориентации несовершеннолетнего и методического инструментария, учитывающего особенности социокультурной ситуации несовершеннолетнего осужденного и современные экономические и пенитенциарные реалии [25, 26, 27, 28, 29].