Маркетинг в молодежном предпринимательстве

№48-3,

Экономические науки

В статье показана роль маркетинга в молодежном предпринимательстве. На основе сравнительного анализа показаны преимущества малого бизнеса. Выявлены основные проблемы развития молодежного предпринимательства.

Похожие материалы

В условиях современного постиндустриального общества рыночные процессы характеризуются динамичностью и высокой степенью сегментации. Разнообразие и изменчивость потребительских предпочтений становятся факторами, определяющими тенденции в бизнесе. Использование традиционных методов управления бизнес-процессом в данных условиях уже не способны обеспечить ожидаемую эффективность. Очевидна роль маркетинга - как концепции современного стратегического, инновационного управления, ориентированного в первую очередь на потребителя.

История предпринимательства в современной России насчитывает чуть более 20 лет. С одной стороны уже достаточный срок для модернизации социально-экономических процессов, с другой стороны Российский бизнес так и не смог основательно избавиться от наследия производственных типов управления, ориентированных в первую очередь на внутренние производственные возможности, а не факторы внешней среды (запросы и потребности рынка).

Для современного российского бизнеса понятие и концепция маркетинга являются достаточно молодыми.

Табл.1. Маркетинг в США и России

Соединенные Штаты Америки

Россия

1902г. прочитаны первые курсы маркетинга в университетах США

1980г. введен курс маркетинга в ряде экономических вузов СССР

1926г. в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на базе которой сформировано Американское общество маркетинга

1995г. создана Российская Ассоциация Маркетинга (Некоммерческая организация РАМ)

Часто, даже крупные российские предприятия не понимают сути самой философии маркетинга, в большинстве случаев он осуществляется бессистемно, эпизодически в виде решения отдельных маркетинговых задач, чаще всего, связанных со сбытом товара.

Анализ маркетинговой деятельности отечественных предприятий показывает следующие особенности российского бизнеса:

  • слепое копирование конкурентов, отсутствие позиционирования;
  • отсутствие маркетинга, как концепции управления предприятием, стремление экономить на нем;
  • боязнь долгосрочных инвестиций, стремление к сиюминутной прибыли;
  • игнорирование тенденций рынка, потребностей потребителей, ориентация на собственные производственные возможности, а не на спрос;
  • непонимание философии маркетинга, ожидание мгновенных результатов в виде роста продаж, несбалансированное использование маркетингового микса, частый акцент лишь на такие его составляющие как цена и реклама, без учета остальных элементов.

Естественной чертой мировой экономики является преобладание малого и среднего бизнеса. В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП, создавая от 50 до 60 % рабочих мест.

Исследование Всемирного банка показали, что если в стране малый и средний бизнес производит менее 40% ВВП, то инвестиции в такую национальную экономику не дают необходимого экономического эффекта.

Важно отметить, что малый и средний бизнес служит не только укреплением экономической базы местных органов власти, но и оказывает положительное влияние на развитие малых городов.

На данный момент в России доля продукции малых предприятий в Валовом Региональном Продукте редко превышает 20-25% по регионам. Очевиден вывод о необходимости поддержки и развития именно малого и среднего бизнеса. В определении степени активности малого бизнеса решающую роль играет именно человеческий капитал. Наличие хорошо образованных предпринимателей-инноваторов – главная предпосылка для успешного развития малых предприятий в регионах. Современные общественно-экономические отношения требуют формирования нового поколения молодых, динамичных предпринимателей, играющих активную роль в бизнесе, а соответственно в экономике и развитии общества в целом. В данном случае будущее бизнеса и экономики России именно за молодежью. Современная молодежь выросла в условиях постсоветской экономической системы, а значит, имеет весь необходимый потенциал – новые, современные знания, нестандартность мышления, желание и стремление к самореализации.

Таким образом, создание условий, стимулирующих молодежь к созданию собственного дела, является неотъемлемой частью социально-экономической системы и модернизации страны, и этот факт был отмечен в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020г.».

Среди причин вызывавших необходимость развития молодежного предпринимательства вице-президент ТПП РФ Александр Захаров выделяет также ежегодный отток активной молодежи из регионов периферии и из страны: «Вполне очевидно, что перед частью активной молодежи России стоит один выбор – уехать или остаться. Многие из молодых людей после нескольких неудачных попыток самореализации в поисках лучшей жизни покидает Россию. Сегодня за счёт трудовой миграции из страны мы теряем не только капиталы, но и то, что дороже любого капитала, – людей; рабочие руки и головы, которые могли бы работать в нашей экономике и платить налоги в наш бюджет. Их сейчас работает за рубежом, по данным Счётной палаты РФ, 1 млн. 250 тысяч человек. Зададимся вопросом - а что предлагают им сегодня государство и бизнес? Чаще всего это низкооплачиваемые должности в бюджетных или коммерческих организациях безо всякой перспективы роста. Средняя начисленная зарплата лиц до 20 лет составляет, по данным Росстата, 10 840 рублей. А если и таких скромных в отношении зарплаты предложений не поступает, перед некоторыми молодыми людьми открываются весьма сомнительные возможности для самореализации: например, криминальный бизнес. И это уже, к сожалению, касается не только регионов с высокой безработицей. Особенно тревожной выглядит ситуация с безработицей в наших так называемых «моногородах», построенных вокруг советских производств, не приспособленных к условиям рыночной конкуренции и вынужденных существовать в дотационном режиме, а порой и в процессе банкротства при многомесячных невыплатах заработной платы. Сегодня в России – вдумайтесь! – 335 моногородов, совокупное население которых составляет около 16 млн. человек. По крайней мере, половина из них – молодёжь» [3, эл. ист.].

Ежегодные опросы и социологические исследования показывают, что процент молодежи, желающей заниматься развитием собственного бизнеса, в несколько раз превышает долю тех, кто уже создал свое дело. По данным ИКСИ, 78% опрошенных считают открытие малого бизнеса отличным способом самореализации, 60% предпочитают собственный бизнес, рассчитывая на получения более высокого уровня дохода по сравнению с работой по найму. Однако сегодня только 3% молодых людей имеют собственных бизнес [1, 12].

Каковы причины низкой эффективности молодежного предпринимательства?

В мае 2012 г. В г. Москва в Российском экономическом университете (РЭУ) им. Г.В. Плеханова прошел VI национальный экономический Саммит «Россия: Молодежь и предпринимательство». Участники Саммита выделили следующие сдерживающие барьеры:

  • Отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство.
  • Низкая эффективность программ поддержки малого и среднего, в том числе молодежного предпринимательства.
  • Неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства.
  • Слабая информационная поддержка молодежного предпринимательства;
  • Наличие коррупционных барьеров и «теневой» экономики.
  • Недостаток знаний основ предпринимательства.

Сами молодые люди выделяют следующие проблемы, мешающие открытию собственного дела:

53% – отсутствие финансов;

16% – недостаток опыта;

11% – недостаточное образование [1, 14].

Очевидно, что в такой ситуации облегчить выход на рынок молодых предпринимателей может только поддержка государства, тем более, что статистика выживаемости малого бизнеса в мировой практике составляет в среднем 10-20%.

Оптимальной моделью поддержки молодежного предпринимательства в России и регионах должно сыграть взаимодействие трех сил:

  • государство (законодательство и государственная политика);
  • бизнес (развитие института наставничества, кредитование);
  • вузы (выращивание молодых предпринимателей – обучение основам предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки молодежного бизнеса – бизнес-инкубаторы).

Интересен опыт реализации данной модели в Новосибирской области, где уже на протяжении многих лет действует комплексная система поддержки предпринимательства. Особое внимание уделено сегменту малого предпринимательства, в том числе и молодежного, т.е. тех, кто делает первые шаги. В области активно реализуются целевые проекты и программы. В 2012г. На развитие центров прототипирования, бизнес-инкубаторов и реализацию муниципальных программ направлено 670 миллионов руб., в том числе 480 млн. руб. привлечено из Федерального бюджета.

Новосибирская область уже достигла успехов по развитию молодежного предпринимательства в рамках реализации Фкдкральной программы «Ты-предприниматель». С 2011г. На базе Новосибирской торгово-промышленной палаты действует интересная программа «Молодежный бизнес России» [2, эл. ист.], которая направлена на повышение эффективности стартапов.

Выступая на конференции по вопросам развития молодежного предпринимательства в Ростовской области (октябрь 2013г.) Василий Высоков, председатель совета директоров АОА КБ «Центр-инвест» отметил важность маркетингового мышления:

  • «Что сегодня мешает молодым людям стать предпринимателями? Существует ряд моментов, когда молодой человек не торопится открывать свое дело. На самом деле, предпринимательство начинается с совокупности некоторых факторов. Прежде всего, нужно знать и понимать, чем именно хочет заниматься молодой человек, какое направление выбрать. Второе, нужно четко наметить, какие будут преимущества у вашего бизнеса. Третье, нужно соблюдать баланс, когда затраты должны быть меньше чем результаты. Если этого нет, наивно полагать, что бизнес будет успешным».

Используя метод экспертных оценок автором статьи был проведен сравнительный анализ маркетинга крупного и мелкого бизнеса:

Табл.2. Сравнительный анализ маркетинга крупного и мелкого бизнеса

Крупный бизнес

Малый бизнес

1

Ориентация на поиск-создание новых клиентов

Ориентация на удержание старых клиентов, превращение их в постоянных.

Работа с постоянным клиентом на 12-16% обходится дешевле, чем поиск нового

2

Массовая ориентация

Направлен на индивидуальность потребителя, т.е. удовлетворение его индивидуальных потребностей. Малый бизнес способен осваивать выпуск мелкосерийной, уникальной или специфической продукции

3

Реализует стратегию диверсификации, т.е.расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства

Реализует стратегию фокусирования, т.е. концентрация коммерческих усилий на одном, выбранном сегменте (рыночной нише), улучшая качество предлагаемых товаров-предоставляемых услуг. Узкая направленность повышает скорость получения результатов (проверки эффективности)

4

Угроза противодействия реальных и появления потенциальных конкурентов

Возможность избежать конкурентной «войны»

5

Маркетинговые коммуникации с потребителями представлены в виде монолога. Главная цель-построение продаж.

Коммуникативное взаимодействие с потребителями осуществляется в форме диалога. Главная цель-построение взаимоотношений.

6

«Жесткость», «неповоротливость».

Эластичность бизнеса. Возможность быстро реагировать на динамичные факторы внешней среды, адаптироваться к ним, и принимать эффективные управленческие решения

7

Стандартные маркетинговые методы и инструменты - «маркетинг по учебнику»

Возможность применения нестандартных маркетинговых решений

Таким образом, малый бизнес ограничен по количественным и пространственным параметрам. Его недостатками являются: малый бюджет и малые ресурсы.

Поэтому в целях повышения эффективность малого бизнеса можно рекомендовать следующие маркетинговые инструменты:

  • прямой маркетинг (во всем его разнообразии, активное использование телемаркетинга) т.е. ориентация на построение прямых взаимоотношений с потребителями.
  • отношение к клиенту как к индивиду, удовлетворение его индивидуальных потребностей.
  • малобюджетные (не всегда означает менее эффективные) методы продвижения товаров-услуг (партизанский маркетинг, интернет-маркетинг). Необходимо отметить, что маркетинг сам по себе для крупного предприятия – это a priori дорогое «удовольствие». И в этом важное достоинство малого бизнеса – возможность избежать больших растрат на маркетинг.
  • позиционирование. Известный слоган одного из классиков маркетинга Джека Траута гласит: «Позиционируйся, или умри!»

Список литературы

  1. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. - 2011. - № 10 Вып. 2 (194). - c. 11-16.
  2. Программа «Молодежный бизнес России» была разработана при сотрудничестве российского филиала Международного форума лидеров бизнеса (IBLF), Британской неправительственной некоммерческой организацией OXFAM и ЗАО «Королевского Банка шотландии». С 2008г. Программа реализуется в Калужской области, с 2009г. В Воронежской области, с 2010г. В Владивостоке. Программа МБР создает условия для получения молодыми предпринимателями кредитов (займов) на открытие собственного дела, так же функционирует система наставничества, обучения и консультирования в вопросах ведения бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: http://youthbusinessrussia.org/ (дата обращения 10.07.2016).
  3. Торгово-промышленные ведомости. Александр Захаров: молодежи нужен шанс на самореализацию [Электронный ресурс]. URL: http://www.tpp-inform.ru/economy_business/2345.html (дата обращения 10.07.2016).