Человек как источник философского мышления

NovaInfo 50, с.158-161
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

«Человек – это большая тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - размышлял восемнадцатилетний Достоевский. Разгадал ли кто-либо из людей эту тайну?Я думаю, нет. Проблема человека устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех, кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: кто я? для чего живу? для чего существует весь человеческий род?

Ключевые слова

ФИЛОСОФИЯ, ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ, ЧЕЛОВЕК

Текст научной работы

Проблема человека есть основная проблема философии. Ещё греки считали, что разгадка бытия для человека скрыта в самом человеке. Многие великие учёные согласны с этим и утверждают, что проблема человека – это основная проблема во всей мировой философской мысли.

Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-материалистическое, иррациональное.[1]

Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек это творец истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Я считаю, что человек явление очень сложное, поэтому исследование человека это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е. целого комплекса наук.

Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.

Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным.

Важна мысль о сочетании в человеке природного и социального. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.[2]

Социологизаторский подход - это признание в человеке только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле.

На понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не столько философия, как религия. Так, ранее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятельности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, считало человека подобием бога, а с другой, средоточием земных демонических сил. Но так или иначе церковь всегда обращалась к духовному началу в человеке. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.[3]

Социальная сущность человека выделена в определении, данном К. Марксом. Он писал, что "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений..."

Актуальность этой проблемы была, есть и будет. Ведь каждый человек, вне зависимости от эпохи в которой он жил или живёт, интересовался откуда он и для чего вообще живёт. К примеру, водитель автобуса, встав рано утром на очередную рабочую смену, задаёт себе вопрос для чего он встаёт в 7 утра и идёт на работу, почему он так мало получает, почему так сложно устроена его жизнь, а может жизни никакой и нет, а всё что с ним происходит это всего лишь иллюзия. Я думаю, что у каждого из нас возникали такие же вопросы и ответить на них у нас так и не получалось, потому что мы не обладаем таким большим количеством информации. Да толком мы вообще мало, что знаем, кроме обычных земных законов и закономерностей. Мы не знаем, что находится в далёком космосе, одни ли мы вселенной, а может именно там и скрывается разгадка на все интересующие нас вопросы.

«Человек – это большая тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», - размышлял восемнадцатилетний Достоевский. Разгадал ли кто-либо из людей эту тайну? Я думаю, нет. Проблема человека устремлена в будущее. Каждый из нас и каждый из тех, кто придет нам на смену, еще не раз зададут себе вопросы: кто я? для чего живу? для чего существует весь человеческий род? Каждый найдет свой ответ или не найдет его вовсе, уходя в неведении в мир иной - в мир, где божественное озарение, прояснив наш разум, разрешит все проблемы. Смысл жизни необходим нам, как воздух. Как вода, необходимо нам понимание человека в его целостности, что помогает индивиду понять самого себя.

Читайте также

Список литературы

  1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В.,Момджян К.Х. Философия. Учебник. - М.: ИНФРА - М., 1999. С. 422.
  2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. - М.: ИНФРА - М., 1999. С. 423.
  3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - с. 489.

Цитировать

Алиева, Е.В. Человек как источник философского мышления / Е.В. Алиева, Е.Г. Бочкова, С.С. Васильев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 50. — С. 158-161. — URL: https://novainfo.ru/article/7636 (дата обращения: 20.01.2022).

Поделиться