Направления модернизации образовательной программы по информатике для студентов медицинских вузов

№51-1,

Педагогические науки

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебной программы дисциплины "информатика, медицинская информатика и статистика", преподаваемой студентам по специальности "Медико-профилактическое дело". На основе проведенного анализа образовательного и профессионального стандартов для специалистов по медико-профилактическому делу систематизированы наиболее значимые направления модернизации программы.

Похожие материалы

В современных условиях роль информационных технологий в сфере здравоохранения возрастает. Это связано с объективными потребностями автоматизации процессов управления медицинскими организациями, повышения точности диагностической деятельности, прогнозирования изменений среды обитания и последствий для здоровья населения [1-3]. Поэтому подготовка студентов медицинских вузов предусматривает активное изучение информационных технологий и информатики.

Эта современная особенность обучения специалистов в медицинских вузах становится как способом адаптации к учебе [4], так и позволяет подготовить будущего врача к использованию компьютерной техники, высокотехнологичного оборудования, медицинских информационных систем [5, 6]. Здесь же важно отметить, что для будущих специалистов в области медико-профилактического дела тематический план дисциплины должен быть ориентирован на формируемые в процессе обучения студентов профессиональные компетенции. По-нашему мнению, в качестве наиболее значимой компетенции (согласно профессиональному стандарту [7]) следует рассматривать деятельность по обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека, в том числе проведение социально-гигиенического мониторинга и оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека. Поэтому в дисциплине «Информатика» целесообразно выделение следующих разделов:

  • современные информационные технологии (информационные системы, прикладное программное обеспечение для решения специальных задач);
  • использование сети Интернет и ресурсов, на которых размещены статистические материалы, актуальная информация о состоянии среды обитания, состоянии здоровья населения и др.;
  • методы и модели статистического анализа медико-биологических данных;
  • основы дифференциального и интегрального исчисления, теория вероятностей, медицинская кибернетика для решения задач по созданию автоматизированных систем анализа медико-биологических данных.

Таким образом, изучение информатики позволит решить ряд задач по формированию не только общекультурных, общепрофессиональных, но и профессиональных компетенций будущих специалистов по медико-профилактическому делу. Основываясь на проведенном анализе ФГОС ВО по специальности «Медико-профилактическое дело» [8], примерной образовательной программы по дисциплине «Информатика, медицинская информатика и статистика» (например, [9]), а также с учетом требований профессионального стандарта [7], нами систематизированы основные задачи изучения дисциплины:

  • применение математических методов, программных и технических средств математической статистики, информатики на различных этапах получения и анализа медико-биологической информации;
  • использование современных компьютерных технологий в медицине и здравоохранении;
  • создание автоматизированных систем управления и их использование в лечебно-диагностическом процессе, организации и проведении компьютерного мониторинга состояния здоровья населения и среды обитания;
  • проведение компьютерного статистического анализа медико-биологических данных на основе расчета относительных коэффициентов, построения временных рядов, вариационных рядов;
  • проведение выборочных статистических исследований и формулирование научно обоснованных выводов, заключений, рекомендаций.

Реализация указанных задач при изучении студентами дисциплины «Информатика, медицинская информатика и статистика» направлена на формирование навыков выполнения профессиональных (трудовых) функций в соответствии с профилем «специалист по медико-профилактическому делу». Схематическое изображение взаимосвязи решаемых задач с трудовыми функциями (на примере одной функции) представлено на рисунке 1.

Взаимосвязь задач изучения дисциплины «Информатика, медицинская информатика и статистика» с трудовыми функциями специалиста по медико-профилактическому делу
Рисунок 1. Взаимосвязь задач изучения дисциплины «Информатика, медицинская информатика и статистика» с трудовыми функциями специалиста по медико-профилактическому делу

С учетом приведенных на рисунке данных, в таблице 1 представлены основные навыки студентов, составляющих компетенции специалиста по медико-профилактическому делу, по тематическим разделам дисциплины «Информатика, медицинская информатика и статистика».

Таблица 1. Соответствие разделов дисциплины формируемым навыкам студентов

Наименование раздела дисциплины

Формируемые навыки (с учетом знаний, умений)

Информатика, медицинская кибернетика

  • использования вычислительной техники и компьютерных технологий при решении профессиональных задач;
  • преобразования информации с использованием различного программного обеспечения;
  • решения оптимизационных задач, поиска решения на основе получаемых сигналов (данных)

Математический анализ, теория вероятностей и статистика

  • использования методов математического анализа данных;
  • математической формализации профессиональных задач;
  • вероятностного и статистического анализа данных

Статистическая обработка медико-биологических данных

  • выбора метода статистического анализа данных, проведения анализа и интерпретации результатов;
  • графического представления результатов статистического анализа данных;
  • подготовки обоснованных заключений по результатам статистического анализа данных

Алгоритмирование и программирование

  • разработки визуальных алгоритмов описания профессиональной деятельности, решения профессиональных задач;
  • разработки макросов в средах прикладных программ для решения специальных задач;
  • разработки автоматизированных систем сбора, обработки и анализа данных

Автоматизированные рабочие места специалистов, медицинские информационные системы

  • использования автоматизированных рабочих мест специалистов (врачей);
  • работы в медицинских информационных системах;
  • создания и управления базами данных

Таким образом, соответствие формируемых в процессе изучения информатики (или дисциплины «Информатика, медицинская информатика и статистика») навыков у студентов медицинских вузов должно обеспечиваться включением в программу дисциплины специальных разделов. Среди таких разделов, по-нашему мнению, следует рассматривать математический анализ, элементы программирования, разработки автоматизированных систем. В связи с тем, что деятельность современного врача связана с анализом большого объема информации о факторах, влияющих на состояние здоровья пациентов, факторах окружающей среды, методах диагностики и лечения, применение информационных технологий позволит повысить точность лечебно-диагностической и профилактической деятельности. При этом навыки самостоятельной формализации профессиональных задач, создания несложных автоматизированных систем, использования современных методов математического анализа данных – наиболее значимые сегодня направления развития специалистов медико-профилактического дела, а значит, и обучения студентов.

Список литературы

  1. Путков К.А., Шматко А.Д. Анализ развития дисциплины «Информатика» как области знаний с учетом экономических условий // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/analiz-razvitiya-distsipliny-informatika
  2. Путков К.А., Шматко А.Д. Роль информатизации и информационных технологий в экономике знаний // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/rol-informatizatsii-i-informatsionnykh-tekhnologiy
  3. Путков К.А., Шматко А.Д. Анализ использования информационных технологий в высокотехнологичных отраслях экономики (на примере здравоохранения) // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/analiz-ispolzovaniya-informatsionnykh-tekhnologiy
  4. Щербакова И.В. К проблеме профессиональной адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза // III Всероссийская неделя медицинской науки с международным участием «Aспирантские и докторантские чтения ». URL: http://medconfer.com/node/3831
  5. Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделирование процессов в организационно-технических системах. Учебное пособие для вузов / Балтийский государственный технический университет «Военмех». Санкт-Петербург, 2005
  6. Абдулаева З.И., Шматко А.Д. Анализ опыта использования системы Moodle для улучшения учебного процесса в ВУЗе // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 1548-1554
  7. Приказ Минтруда России от 25.06.2015 № 399н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медико-профилактического дела»
  8. ФГОС ВО по специальности 32.05.01 «Медико-профилактическое дело». URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/94/91/6/77
  9. Примерная программа дисциплины «Информатика, медицинская информатика и статистика». URL: http://refdb.ru/look/2831914-pall.html