Направления совершенствования социально-гигиенического мониторинга

№54-2,

Медицинские науки

В статье рассматриваются перспективные направления совершенствования социально-гигиенического мониторинга на основе анализа проблемных областей и основных причин недостаточной эффективности системы. Предложено формирование единой информационной системы социально-гигиенического мониторинга.

Похожие материалы

Известно, что социально-гигиенический мониторинг проводится с целью изучения, оценки, прогнозирования санитарной и эпидемической ситуации, разработки мероприятий, направленных на предотвращение, устранение или уменьшение вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье людей, а также информирование по этим вопросам органов исполнительной власти, общественных организаций и граждан.

Социально-гигиенический мониторинг должен отражать одну из основных целей в государственной социально-экономической политике, направленной на улучшение здоровья населения, как основного фактора экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны. Главным приоритетом государственной политики в области охраны атмосферного воздуха является охрана жизни и здоровья населения, обеспечения благоприятных экологических условий полноценной жизни, труда и отдыха, недопущения необратимых процессов загрязнения окружающей среды.

В общих положениях ВОЗ 2007, 2009, 2010 2012 годов относительно оценок влияния загрязненной окружающей среды на здоровье населения основополагающей целью для достижения единой трактовки результатов является создание национальных информационных систем, в том числе и для обеспечения социально-гигиенического мониторинга.

Базы данных социально-гигиенического мониторинга поддерживаются комплексом программно-технологических и технических средств. Единые программные продукты, эксплуатируемые на разных уровнях центров госсанэпиднадзора (межрайонный - областной - центральный) позволяют дополнять и объединять информационные потоки лабораторных данных по фактору (объекта) с его территориальной привязкой. В качестве стандартного программного средства при анализе пространственно распределенных данных применяются геоинформационные системы (ГИС), которые наилучшим образом подходят для сбора и обработки информационных материалов с целью комплексного мониторинга. Применение геоинформационных технологий позволяет «привязать» любое явление к конкретной местности. Возможности геоинформационной системы, как системы сбора, хранения, анализа и представления информации, по территориальному привязку, позволяет рассматривать комплекс программных средств ГИС в качестве инструментария для создания системы поддержки и принятия управленческих решений.

Установление причинно-следственных связей, как одного из главных задач системы социально-гигиенического мониторинга, невозможно без внедрения современных методов оценки состояния здоровья населения и среды обитания. Организация Госсанэпиднадзора в современных условиях на качественно новом уровне возможна при условии правильного построения системы социально-гигиенического мониторинга, объединения информационных потоков заинтересованных центральных органов исполнительной власти, позволяет производить и принимать целое направлены управленческие решения по охране здоровья населения. Реализация предложенного подхода по использованию новых информационных технологий есть основой для обеспечения научного обоснования, системного и комплексного.

В целом мониторинг должен решать следующие задачи:

  • наблюдение за состоянием биосферы, определение изменений, обусловленных деятельностью человека и обобщение результатов наблюдений;
  • прогноз и определение тенденций, чтобы по рекомендациям, что на них основываются, можно было согласовывать планы деятельности человеческого общества;
  • оценка изменений и тенденций изменений биосферы путем сравнения с некоторым критериям (ПДК), которые указывают на грань экологической нагрузки на окружающую среду. Современный СГМ для выполнения контрольных функций должен опираться на систему научно обоснованных нормативов.

Для наблюдения за состоянием здоровья населения должна использоваться система показателей, которые отражают основные типы экологических реакций человека на окружающую среду: инфекционных, аллергенных, мутагенных, психогенных и др. Наиболее отработанными для использования в этой системе есть нормативы предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водной среде, почвах и живых организмах.

Государственные стандарты регламентируют интеграцию экологических аспектов в различные виды деятельности субъектов хозяйствования для обеспечения сбалансированного социально-экономического развития общества и являются факторами гармонизации его взаимоотношений с природой. Эти стандарты обязательны для выполнения и определяют понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей природной среды, требования по использованию природных ресурсов и предотвращения загрязнения окружающей среды. Экологические требования в таких стандартах соответствуют уровню научного, технического и технологического прогресса, достигнутого в государстве.

Система развития СГМ содержит пять основных этапов:

I этап - организационный:

  • разработка и утверждение нормативно-правового, кадрового, материально-технического и программного обеспечения проведения СГМ;
  • создание основы информационно-аналитической системы СГМ (проводится сбор и предварительный анализ имеющейся санитарно-эпидемиологической, медицинской, экологической и социально-экономической информации о состоянии здоровья населения, среды обитания человека, определения показателей и критериев их оценки, характеризующие состояние здоровья я и среды жизнедеятельности. При этом используются материалы официальной статистики о заболеваемости населения, демографических процессах, социально-экономической ситуации, санитарном состоянии объектов и окружающей среды. Кроме того, используются материалы научных исследований НИИ гигиенического профиля при проведении оценки медицинской и экономической эффективности профилактических мероприятий). На данном этапе проводится наработки пакета методических документов, обеспечивающих современный уровень, технологии ведения СГМ: на выбор маркерных веществ для оптимизации системы мониторинга среды обитания человека, по обоснованию риска для здоровья населения от загрязнения окружающей среды и др.;
  • заключение соглашений о сотрудничестве и взаимообмен информацией между субъектами СГМ;
  • курсовая подготовка, повышение квалификации и т.д. кадров для системы СГМ;
  • организация пилотной системы СГМ.

II этап - апробация:

  • испытание пилотной модели СГМ на примере некоторых областей (региональный и местный уровень)
  • сбор, анализ и систематизация проблемных вопросов, которые возникли на стадии апробации;
  • внесение соответствующих корректив в методическое, нормативно-правовое, кадровое, материально-техническое и программное обеспечение проведения СГМ;
  • создание единой системы программного обеспечения передачи информации для формирования информационного фонда СГМ;
  • унификация процессов получения многоплановой информации, ее интегральной обработке, стандартизации и тому подобное;
  • утверждение окончательной модели системы СГМ в области.

III этап - внедрение:

  • внедрение СГМ на региональном и местном уровне;
  • формирование информационного фонда данных СГМ на региональном и местном уровне.

IV этап - оценка, прогноз, контроль:

  • обработка, анализ и оценка полученных данных в ходе проведения СГМ;
  • определение приоритетных факторов среды обитания человека, которые оказывают наибольшее влияние на состояние санитарного и эпидемического благополучия населения (на региональном уровне)
  • проведение медико-экологического, гигиенического ранжирования территорий, в соответствии с определенными приоритетами;
  • прогнозирование по изменению состояния среды жизнедеятельности человека, заболеваемости, демографической и др. на разных уровнях; возможные социально-экономические потери при неприятии, а не внедрении профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • подготовка соответствующих предложений органам законодательной, центральной исполнительной власти, а также местного и регионального самоуправления, по улучшению состояния жизнедеятельности человека, разработки и внедрения профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • налаживание действенного контроля за выполнением приемлемых профилактических и оздоровительных мероприятий.

V этап - заключительный, анализ эффективности:

  • проводится анализ и оценка социально-экономической эффективности от внедрения ДСГМ на региональном и местном уровне;
  • определяется динамика состояния санитарного и эпидемического благополучия;
  • при необходимости, вносятся изменения, дополнения, коррективы в сферу обеспечения функционирования системы СГМ.

Таким образом, основным направлением совершенствования социально-гигиенического мониторинга должно стать создание единой информационной системы, позволяющей проводить исследование множества факторов, по которым возникает необходимость принятия решений в условиях нечеткости, неопределенности, временных и ресурсных ограничений.

Данная статья подготовлена в рамках научного исследования на тему «Разработка методологических основ создания информационной системы с целью совершенствования социально-гигиенического мониторинга», выполняемого за счет средств субсидии молодым ученым вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Список литературы

  1. Попова И.И. Вопросы целесообразности внедрения информационных систем в организациях / И.И. Попова, А.Д. Шматко, К.А. Путков // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» - 2016. - Выпуск № 8(27); URL: http://www.iupr.ru
  2. Попова И.И. Актуальные вопросы создания автоматизированных рабочих мест в организациях / И.И. Попова, А.Д. Шматко, К.А. Путков // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» - 2016. - Выпуск № 8(27); URL: http://www.iupr.ru