Взаимодействие управления Алтайского края по печати и информации с Федеральными СМИ на примере государственной программы «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2015-2020 годы

№56-4,

Экономические науки

В данной статье рассматривается взаимодействие Управления Алтайского края по печати и СМИ с федеральными СМИ для продвижение региона на туристическом рынке. СМИ в продвижении региона как туристско-рекреационного кластера. В статье также рассматриваются достижения в продвижении Алтайского края как туристского региона.

Похожие материалы

В настоящее время органами государственной власти Алтайского края проделана большая работа в сфере развития туризма. Все больше уголков Алтайского края становятся доступными для туристов, регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для региона видам туризма, создаются профессиональные сообщества, идет работа по формированию положительного имиджа края как одной из основных туристских дестинаций России.

В 2011 году была принята краевая целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы, положившая начало реализации государственной политики в сфере туризма на территории региона программно-целевыми методами.

В Алтайском крае туризм стал самостоятельной отраслью экономики, от активного развития которой получают мощный мультипликативный эффект сопутствующие направления бизнеса, увеличивается занятость и уровень жизни населения региона. Доля сферы туризма в валовом региональном продукте Алтайского края в 2012 году составила 6,3%, в 2013 году (по оценке) она увеличилась до 6,6% [2, эл. ист.].

Роль туризма в экономике края в последнее время неуклонно возрастает. Активное развитие данная отрасль получает сегодня на территории 29-ти муниципальных районов и 6 городских округов. По итогам 2013 года число туристских предприятий, функционирующих в регионе, превышает 940 единиц, из которых 669 – коллективные средства размещения, детские оздоровительные лагеря и «зеленые» дома. Отдых туристов обеспечивают 217 гостиниц, 44 санаторно-курортных учреждения, 149 туристских баз и организаций отдыха, 186 зеленых домов.

По результатам 2013 года на развитие туристской индустрии Алтайского края направлено более 3 млрд. руб., из них частными инвесторами вложено порядка 2,1 млрд. руб. По сравнению с 2012 годом инвестиционная активность представителей бизнеса возросла более чем на 60%. Традиционно лидирующие позиции по вложениям инвестиций в основной капитал из внебюджетных источников занимают: Алтайский район – более 1 млрд. руб., г. Белокуриха – 315 млн. руб., Смоленский район – 155 млн. руб. На территории указанных муниципальных образований осуществляется реализация мероприятий, включенных в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В г. Барнауле объем частных инвестиций составил 270 млн. руб.

В 2013 году на строительство объектов туристско-рекреационного кластера «Белокуриха» в Смоленском районе и городе-курорте Белокуриха инвесторами направлено порядка 334 млн. руб., всего с 2011 года - 784,2 млн. руб. Закончено строительство автомобильных дорог «с. Новотырышкино - г. Белокуриха» и «г. Белокуриха – курортный субкластер «Белокуриха-2». 1А этап», соединивших туристские объекты города-курорта федерального значения Белокурихи с туристскими объектами субкластера «Сибирское подворье». В феврале 2013 года разработана проектно-сметная документация на строительство автомобильной дороги «г. Белокуриха - курортный субкластер «Белокуриха-2», в декабре начались строительно-монтажные работы. В 2013 году из средств федерального бюджета на формирование кластера направлено 514 млн. руб. Из средств регионального бюджета на формирование указанного кластера в 2013 году направлено 32,6 млн. руб., всего с 2011 года - 81,9 млн. руб. В апреле 2014 года, в соответствии с заключенным между Администрацией Алтайского края и Федеральным агентством по туризму соглашением, на формирование упомянутого туристско-рекреационного кластера из средств федерального бюджета направлено 245,5 млн. руб.

В целях развития туристской деятельности планируется реализация комплекса мероприятий, направленных на максимальное использование имеющегося природно-климатического, ресурсного, человеческого потенциала Алтайского края [1, эл. ист.].

Один из блоков мероприятий посвящен формированию имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма. В рамках данного направления Управлением Алтайского края по печати и информации будет продолжена работа по проведению пресс-туров, конференций, семинаров по вопросам развития туристской индустрии, мастер-классов и тренингов для гидов, экскурсоводов, выпущена разнообразная печатная продукция, видеофильмы и сюжеты, рекламные ролики об экскурсионных объектах в регионе.

Управлением АК по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов совместно с Управлением Алтайского края по печати и информации, создан перечень объектов и маршрутов наиболее популярных для федеральных и международных СМИ:

  • Большое Золотое кольцо Алтая;
  • Малое Золотое кольцо Алтая;
  • Алтайский край заповедный;
  • Алтай литературный;
  • Казачья подкова;
  • туристический комплекс «Бирюзовая Катунь»;
  • город курорт «Белокуриха»
  • туристических кластер «Белокуриха-2»
  • город Бийск купеческий.

В 2014 году Управлением Алтайского края по печати и информации совместно с туристическим центром Алтайского края был разработан событийный план по региона . В него вошли более 400 туристических событий, проходивших на территории края в 2014 году. Данный перечень стал находкой для федеральных журналистов, посетивших край в это время. Основные события плана:

  • Фестиваль фестивалей «Сибирская масленица»;
  • Интурмаркет» международная туристическая выставка;
  • Алтайский международный туристский форум «VISIT ALTAI»;
  • IV специализированная выставка внутреннего и въездного туризма «АлтайТур. АлтайКурорт-2014»;
  • Праздник «Цветение маральника»;
  • День России на «Бирюзовой Катуни», межрегиональный фестиваль национальных культур;
  • VIII краевые Рождественские чтения;
  • Алтайфест», краевой фестиваль напитков;
  • Праздник «День огурца»;
  • Всероссийский фестиваль «Шукшинские дни на Алтае»;
  • День Сибирского поля;
  • Край тысячи озер», пресс-тур для федеральных СМИ, блоггеров и travel-журналистов;
  • Медовый Спас на Алтае», ежегодный краевой праздник;
  • Бирюза и Золото», пресс-тур для федеральных СМИ, блоггеров и travel-журналистов;
  • II Фестиваль туристских и спортивных фильмов;
  • Фестиваль-ЯРМАРКА «Дни алтайского сыра»;
  • Всероссийский театральный фестиваль им. В.С. Золотухина;
  • Алтайская зимовка» праздник открытия зимнего туристического сезона (приурочено к прилету лебедей).

Все эти мероприятия и объекты неоднократно становились темами для федеральных статей, репортажей и сюжетов.

Так, по туристическому маршруту «Малое Золотое кольцо Алтая» в 2011 году прошел пресс-тур федеральных и региональных СМИ «Автопробег СМИ по малому Золотому кольцу Алтая», который являлся началом организации в регионе подобных туристических мероприятий для журналистов.

Туристский маршрут «Малое золотое кольцо Алтая» проходит по двум городам и четырем районам края. Это города Бийск, Белокуриха, районы Бийский, Красногорский, Алтайский и Смоленский. Общая его протяженность составляет 295 км, и, в зависимости от наполнения экскурсионной программы, его прохождение занимает от двух до пяти дней.

К началу маршрута в город Бийск можно добраться фирменными поездами «Калина красная» и «Восток», которые ежедневно отправляются из столицы Алтайского края города Барнаула.

По маршруту «Малое золотое кольцо Алтая» расположены следующие кластеры:

  • автотуристский кластер «Золотые ворота» в г.Бийске;
  • культурно-познавательный кластер в с.Сростки Бийского района Алтайского края, основной задачей которого является пропаганда наследия нашего великого земляка, писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина;
  • особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»;
  • туристско-рекреационные кластеры «Ая», «Алтайское» и «Белокуриха».

В первом автопробеге участвовали представители трех федеральных изданий: ИА Infox, бортовой журнал «Аэрофлот», газета «Комсомольская правда», а также три московских блогера.

Журналистам предлагалось побывать в роли туристов, путешествующих за рулем автомобиля по Малому Золотому кольцу Алтая. Мероприятие было рассчитано на 5-6 суток с посещением всех знаковых мест региона: город Бийск, этно-парк «Легенда», село Сростки, туркомплекс «Бирюзовая Катунь», село «Ая», село Алтайское, город-курорт федерального значения Белокуриха, Смоленский район. На маршруте были предусмотрены различные категории проживания (палатка, летний домик, стандартный номер гостиницы, деревенская усадьба, люксовый номер в санатории) и питания (приготовление еды на костре, придорожный сервис, сельская кухня, кафе, ресторанное меню). Осуществлены были следующие мероприятия: посещение музеев (участие в викторинах), «Пионерский костер» (гитары, печеная картошка, конкурс анекдотов и баек), прогулки на лошадях, прыжки с тарзанки, езда на квадроциклах и горных велосипедах, сплав по горной реке, посещение пасеки, посещение мараловодческого хозяйства, поход в горы, сбор целебных трав, водные процедуры (купание в горных и лесных озерах, русская баня, финская сауна, турецкий хамам, минеральные бассейны, аквапарк).

Уже с самой поездки на страничках блогеров начали появляться материалы с такими заголовками: «Кольцо как пробный камень», «Алтай покоряет», «Место силы», «Столица мира».

Результатом мероприятия явились 50 публикаций в разных изданиях.

В 2012 году официально утверждается маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая».

Большое Золотое кольцо Алтая — это более 2 тысяч километров дороги по красивейшим местам 9 городов и 47 райнов Алтайского края.

Открытие нового туристического маршрута «Большое Золотое кольцо Алтая» было связано с необходимостью представить те районы Алтайского края, которые по большей части скрыты от туристов, в отличие от той же популярной горной части региона.

Точкой начала и завершения нового маршрута является город Барнаул. Маршрут проходит по исторической оборонительной линии, которая являлась точкой защиты казаками алтайской земли от набегов джунгарских племен. В маршрут также входят посещения казачьих поселений, находившихся не только на территории самого Алтая, но и на границе с Казахстаном и Кузбассом.

Так называемое «обрусение» Алтая началось с освоения рудных запасов Акинфием Демидовым, поэтому в новый туристический маршрут была включена и Горная Колывань. Помимо этого Большое Золотое кольцо охватывает родные места писателя, актера и режиссера Василия Шукшина, космонавта Германа Титова, поэта Роберта Рождественского и актрисы Екатерины Савиновой.

Объекты маршрута: Приобской бор, город Барнаул, Горная Колывань, город Алейск, город Змеиногорск, Горный Чарыш, соло Солонешное, село Алтайское, туристический комплекс Бирюзовая Катунь, село Сростки, город Бийск.

Этот автопробег становится в два раза протяжённее и в два раза насыщеннее информацией и впечатлениями. В нем принимают участие следующие федеральные СМИ: официальный журнал Российских железных дорог «Золотой Гид» (тираж более 3 млн. экземпляров), бортовой журнал «Аэрофлот», журнал «Ваш Досуг», популярные туристические порталы «В Отпуск.ру» и «Страна.Ру», а также пресс-служба «Росстуризма».

Теперь журналистам предстояло оценить новый туристический маршрут «Большое Золотое кольцо Алтая» протяженностью около 1,4 тыс. км. Путешествие началось и завершилось в Барнауле, в его рамках состоялось посещение Змеиногорского, Краснощековского, Чарышского, Солонешенского, Алтайского, Красногорского и других районов. Участники экспедиции увидели Горную Колывань, где была изготовлена знаменитая на весь мир «Царица ваз», мараловодческое хозяйство, самую большую в России особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», знаменитую Денисову пещеру, в которой в 2008 году была найдена окаменевшая фаланга пальца древнего человека. Журналисты побывали в местах, где родились и выросли известные на весь мир люди: второй космонавт планеты Герман Титов, писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, изобретатель лучшего в мире стрелкового оружия Михаил Калашников. Водная часть маршрута состояла из остановок на четырех горных озерах и сплава по горной реке. В общей сложности журналисты провели в пути 8 дней.

В 2013 году журналисты сами для себя, и, как потом оказалось, для всех желающих разработали маршрут «Алтайский край – Заповедный». Маршрут разрабатывался в целях привлечения внимания к проходящему в 2013году в России «Году охраны окружающей среды» и началу туристического сезона. Журналисты участвовали в качестве туристов, путешествующих за рулем автомобиля по заповедным и знаковым местам Алтайского края, проводили и принимали участие в экологических акциях. Расстояние от начала до конца маршрута составляло 2000 км. В автопробеге принимали участие журналисты федеральных изданий, в том числе специализированные туристические СМИ: ИА «Интерфакс», газета «Комсомольская правда», телеканал «Россия 24» программа «Специальный репортаж», ВГТРК «Путешествия», РИА - Новости, газета «Московский Комсомолец».

На телеканалах «Россия 24» и «Россия 2» вышли два двенадцатиминутных фильма с шестью повторами.

Опираясь на отличные результаты федеральных пресс-туров, с 2014 года было принято решение проводить четыре пресс-тура в год для федеральных СМИ.

Следующим ярким событием для привлечения внимания и участия федеральных СМИ стало проведение в Алтайском крае кинофестиваля туристических и спортивных фильмов «Алтайский край – Место силы».

Цель фестиваля – популяризация различных видов туризма и путешествий, пропаганда здорового образа жизни, вовлечение молодежи в туристское движение, презентация экстремальных видов спорта, информирование о новых объектах туристско-рекреационного направления, а также повышение мастерства видеолюбителей и фотографов. Идея мероприятия заключается в том, чтобы собрать вместе профессионалов и любителей видео - и фотосъемки, продемонстрировать работы туристической и спортивной тематики.

В первом фестивале участвовало 70 работ из 12 регионов России и три профессиональных работы от федеральных телеканалов. Во втором фестивале принимали участие работы от 10 федеральных и иностранных телеканалов (ТВ «МИР», телеканал «Россия 24», «Пятый канал – Петербург», ОТР, телеканалы Казахстана и Белоруссии).

Кинофестиваль открылся фильмом российского писателя и путешественника Михаила Тарковского «Замороженное время». Мероприятие было официально поддержано Федеральным агентством по туризму. Федеральными информационными партнерами являлись популярные туристические порталы «Страна.Ру» и «Вотпуск.Ру».

Ярким выездным для региона мероприятием является международная туристическая выставка «Интурмаркет» проходящая в Москве. Практически все федеральные журналисты, так или иначе связанные с туристической отраслью, регулярно ее посещают. На данной выставке представлены практически все регионы страны и основные зарубежные туристические страны. Важно, что результатом заинтересованности туристическим продуктом региона для федеральных журналистов, является не столько их присутствие на мероприятии, сколько количество материалов, вышедших по итогам выставки. Очень важным индикатором является присутствие журналистов на официальной пресс-конференции. Так как это мероприятия по сравнению с тем, что происходит вокруг и на самой выставке, в целом протокольное и журналист туда идет в одном случае – это искренняя заинтересованность в туристическом продукте региона. Если сравнить количество вышедших информационных материалов об Алтайском крае с Интурмаркета за период 2013-2015 годы, то их количество возрастало.

Так, в 2013 году дополнительное внимание федеральной прессы было привлечено к стенду Алтайского края посещением его первых лиц государства: Ольгой Ю́рьевной Голодец, заместителем председателя Правительства Российской Федерации, и Владимиром Ростиславовичем Мединским, министром культуры Российской Федерации (в чью структуру входит туристическая отрасль страны).

Отдельным информационным поводом стало посещение выставочных площадей Дмитрием Анатольевичем Медведевым, председателем Правительства Российской Федерации.

По итогам выставки вышло более 30 материалов в федеральных СМИ. Пресс-конференцию посетили 12 журналистов.

В 2014 году в пресс-конференции участвовали более 25 журналистов. Наряду с журналистами специализированных изданий: портал «Турзона», журнал Турдом», «Lait soft», Travels portal, информационная группа «Турпром», журнал «Афиша – Мир», журнал «Travel trade gazette», журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы», журнал «Индустрия туризма и культуры», Profi travel, присутствовали и журналисты общеполитических изданий: «Российской газеты - Неделя», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, журнала «Праздник», а также специализированного туристического международного познавательного телеканала Russian Travel Guide TV. По итогам выставки вышло более 70 материалов в федеральных СМИ.

В 2015 году в официальной пресс-конференции Алтайского края участвовало более 45 журналистов туристических и общеполитических изданий таких как: «АиФ», «Московская правда», «Комсомольская правда», «Тверская 13», а также пять телеканалов: телеканал «Россия 24», «ТАСС-ТВ», телеканал «Вместе», «Агро-ТВ», телеканал «Пятница».

По итогам выставки вышло более 200 материалов в федеральных СМИ. Исходя из показателей присутствия федеральных СМИ на основных туристических мероприятиях Алтайского края и выхода в федеральной прессе информационных материалов о туристско-рекреационной отрасли региона, можно сделать вывод, что стратегии взаимодействия Управления Алтайского края по печати и информации с федеральными СМИ на примере региональной государственной программы "Развитие туризма в Алтайском крае» способствуют формированию имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма. Таким образом, узнаваемость региона как надежной и интересной туристической территории растет. Это в свою очередь привлекает все больше туристов и гостей в Алтайский край. За 2015 год турпоток в регионе превысил 1,6 млн. человек, а прогнозируемое увеличение турпотока в 2016 году ожидается на уровне 15-20% [3, эл. ист.].

Список литературы

  1. ВизитАлтайРФ. В Алтайском крае принята новая государственная программа по развитию туризма в регионе на ближайшие шесть лет [Электронный ресурс]. :http://www.visitaltai.info/more_categories/news/3543/. Дата обращения 10.12.2016.
  2. Официальный сайт Алтайского края. Алтайский край - перспективный туристический регион России [Электронный ресурс]. http://www.altairegion22.ru/info/tour/altai/] Дата обращения 10.12.2016.
  3. Официальный сайт Алтайского края. О развитии внутреннего туризма говорили на заседании Президиума Госсовета в Алтайском крае (Первый канал, 26 августа 2016 г.) [Электронный ресурс]. :http://www.altairegion22.ru/info/mass-media/smi_ob/o-razvitii-vnutrennego-turizma-govorili-na-zasedanii-prezidiuma-gossoveta-v-altayskom-krae-pervyy-ka.php?sphrase_id=233038. Дата обращения 10.12.2016.