Роль и значение туризма в социально-экономическом развитии регионов РФ

№50-1,

Экономические науки

В статье дана характеристика современного развития туристской отрасли в РФ. Показана роль туризма в развитии регионов.

Похожие материалы

2014 год оказался переломным для развития туризма в России – в первую очередь по политическим причинам. Вслед за успешным проведением Олимпиады в Сочи, был возвращен Крым в состав Российской Федерации. Получилось так, что череда неоднозначных политических событий, а также ослабление позиций рубля на валютном мировом рынке послужили поводом обратить внимание на российские курорты.

В 2015 году курс на развитие внутреннего туризма продолжается, и снова по политическим причинам (в Сирии, Египте, Турции). Все эти события ставят вопрос об импортозамещении в области туризма.

«В 2015 году в России закрепился перелом в пользу развития внутреннего и въездного туризма. По нашей оценке, порядка 50 млн. человек в 2015 году путешествовали по нашей стране, что на 18% выше показателей 2014 года», - заявил руководитель Ростуризма Олег Сафонов [39]. При этом он так же отмечает, что в настоящее время доля туризма в ВВП России составляет всего 1,5%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 10 % [3, эл. рес.].

В Российской Федерации туристская деятельность относится к приоритетным секторам экономики, ее развитие способствует динамичному созданию рабочих мест, росту предпринимательской и инвестиционной активности, развитию инфраструктуры сервиса и гостеприимства, бережному природопользованию, повышению уровня качества жизни населения, расширению международного сотрудничества. Более чем в 60 субъектах России разработаны и действуют программы развития туризма, с успешной реализацией которых связано решение важнейших задач социально-экономического развития регионов [4, 115].

Туризм как социально-экономическое явление оказывает определенное влияние не только на регион, в котором развивается, но и на материальную и духовную сферы деятельности человека и общества. Как экономическое явление - туризм связан с предпринимательской деятельностью, производством и предоставлением услуг, а как социальное - туризм неотделим от спроса на услуги и их потребление, неразрывно связан с потребностями людей, их отдыхом, доходами, образом жизни и т.д.

Существование и функционирование туризма напрямую зависит от уровня развития региона. Во-первых, для развития туризма в регионе, необходимо наличие туристских рекреационных ресурсов. Рекреационные ресурсы – это природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей [1, 402]. Во-вторых, должна быть хорошо развита региональная инфраструктура рынка туристских услуг, сформирован свой туристский комплекс.

Рассматривая региональный туристский комплекс как систему, можно выделить подсистему предложения, состоящую из объектов туризма и из дополняющей их инфраструктуры. Для взаимосвязи этих двух элементов необходима организационная составляющая услуги, или организационные элементы туристского комплекса. Помимо подсистемы предложения существует так же подсистема спроса. Она включает в себя туристские агентства и организаторов поездок.

Таким образом, региональный туристский комплекс можно охарактеризовать как совокупность природных, культурных, исторических особенностей региона, элементов инфраструктуры, организационной составляющей, характеризующихся наличием стойкого массового потребительского рынка со структурно дифференцированным спросом.

Туристский комплекс как хозяйственная система обладает своим набором факторов производства, ресурсной базы и инфраструктуры от территориальной дислокации и связанных с ней природных факторов.

Выделяют три подхода к развитию туризма в регионах [2, 15].

Первый подход: региональная политика в некоторых секторах экономики, включая и туризм, не проводится индивидуально, а интегрируется в другие сектора. Необходимость решения проблем туризма в общем контексте социально-экономического развития региона обусловливается рядом причин:

  1. Туристский комплекс – неотъемлемая часть хозяйственной и социальной системы территориального образования. На развитие экономики туризма оказывает заметное влияние кредитно-денежная система, развитие смежных отраслей, сфера услуг и т.д.
  2. Развитие туриндустрии требует значительную материальную базу, а так же наличие большого количества участников, как на начальной инвестиционной стадии, строительства, реконструкции, так и на стадии функционирования предприятия.
  3. Развитая сопутствующая инфраструктура, специализация на всех стадиях производства и реализации туристических услуг обеспечит окупаемость вложенного капитала, создание качественного конкурентоспособного продукта.

Второй подход: разработка самостоятельной региональной стратегии туризма. Данный подход подходит территориям с высокой туристической привлекательностью и развитым туристским сектором. Конечная цель – повышение конкурентоспособности территории.

Третий подход: сотрудничество с соседними административными единицами. Предусматривает общую техническую базу, координацию действий местной власти с государственной администрацией на региональном уровне и выше [2, 17].

Туризм в современном мире рассматривается как социально-экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Современный туризм базируется на высоком уровне развития транспорта, социальной сферы и сферы услуг, что, в конечном счете, превращает его в высокодоходную отрасль экономики.

Серьезнейшая проблема в развитии российского внутреннего туризма – несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса.

Для того чтобы туриндустрия приносила немалый доход в бюджет региона, необходимо инвестирование как на государственном уровне (долгосрочные программы развития), так и региональном (инвестиции местных предприятий и органов власти). Поскольку туризм во всем мире является очень прибыльной сферой, инвестирование в него связано с наименьшими рисками. При разумной инвестиционной политике в регионе возможно привлечение и иностранных инвестиций. Однако капиталовложения в сферу туризма не приносят прямого дохода, туризм не обеспечивает возврата вложенных инвестиций в краткосрочном периоде, поэтому трудно определить источники финансирования и принадлежность инвестиций.

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации, которое состоялось 28 июля 2011 года под председательством Владимира Путина, утверждена федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Программа рассчитана на повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, продвижение национального туристского продукта на национальном и международном рынках, а так же создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение инвестиций в отрасль [3, эл. рес.].

Целесообразность реализации данной программы в первую очередь обусловлена тем, что Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. Данное обстоятельство позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе пляжный, культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический, а так же морские и речные круизы, сельский туризм и др. [6, эл. рес.].

Рекреационный - наиболее популярный вид отдыха у россиян. Наиболее перспективными регионами для развития являются регионы Южного федерального округа – Черноморское и Азовское побережье [5, 225].

Историко-культурное наследие страны является важнейшим конкурентным преимуществом нашей страны. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20% внутреннего туристского потока [6, эл. рес.]. Центральный и Северо-Западный федеральные округа обладают наибольшим количеством памятников архитектуры, а так же большим потенциалом развития культурно-познавательного туризма обладают отдельные регионы Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Наиболее благоприятными регионами для развития делового туризма являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Именно на них приходится около 70% общего объема поездок с деловыми целями [5, 235].

Оздоровительный туризм традиционно пользуется большим спросом у россиян, так как является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Уникальные природно-климатические ресурсы в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, позволяют применять традиционные оздоровительные методики на курортах. Перспективным для развития данного направления является так же и Приволжский федеральный округ.

Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. В настоящее время некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов уже являются крупными горнолыжными курортами.

Доля экологического туризма в России в общей структуре рынка около 1% [5, 302]. Столь незначительный процент обусловлен тем, что многие экосистемы Российской Федерации высокочувствительны к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах, благодаря богатому природному наследию, разнообразию флоры и фауны. Потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов.

Круизный туризм неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом, в настоящее время данный вид туризма наиболее развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма можно считать Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Относительно новым и перспективным направлением, позволяющим приобщиться к традиционному укладу жизни населения, является сельский туризм. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов берет на себя принимающая семья. Отличительными и привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина. Важность данного направления заключается в том, что такой вид туризма может стать существенным источником, как основного, так и дополнительного дохода населения, особенно в депрессивных регионах. Активно развивается сельский туризм в Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Большими перспективами обладают и некоторые регионы Центрального федерального округа [5, 107].

Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые конечные результаты отражены в Паспорте федеральной целевой Программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). В настоящее время основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Российской Федерации на рынке туризма, являются:

  1. Слабо развитая (в ряде регионов отсутствующая) инфраструктура туристских объектов, создающая препятствие для частных инвестиций в туристическую сферу.
  2. Отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими в приемлемый для инвесторов срок окупать вложенные инвестиции
  3. Недостаток профессиональных кадров туристической индустрии приводит к низкому качеству обслуживания
  4. Недостаточное продвижение туристического продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем рынках

Реализация Программы на государственном и региональном уровнях позволит к концу 2018 года практически ликвидировать негативные факторы, значительно повысить конкурентоспособность российского туристического рынка, а так же удовлетворить потребности граждан в качественных туристских услугах. Эффект от реализации мероприятий Программы можно рассматривать как сочетание имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов [1, эл. рес.; 4, 127]

Имиджевый эффект формирует образ Российской Федерации как страны, благоприятной для туризма. Такое признание повысит показатели внутреннего и выездного туризма страны.

Предполагаемый экономический эффект состоит в увеличении внутреннего спроса на туристский продукт, роста ВВП, сокращении выездного туристического потока за счет развития внутреннего туризма. Это благоприятно скажется на экономическом развитии регионов страны.

Бюджетные поступления предполагаются за счет увеличения налоговых поступлений от развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма. В связи с повышением занятости населения улучшится экономическое развитие регионов, что приведет к бюджетной экономии.

Безусловно, занятость населения решает и социальную проблему. Создание дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры отдыха и туризма приводит к улучшению качества жизни граждан, а так же удовлетворяет потребности в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, патриотическим воспитанием молодого поколения страны.

В отличие от других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов, а наоборот прививает бережное отношение граждан к природе, флоре и фауне страны. Этим объясняется экологический эффект Программы [6, эл. рес.].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, получен вывод, что прямое, косвенное и опосредованное влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации неоспоримо. В настоящее время РФ обладает огромным потенциалом для развития мощного туристического рынка внутри страны, главное научиться грамотно и рационально использовать туристическо-рекреационные ресурсы. Создание качественной туристической инфраструктуры, лояльная кредитная политика для инвесторов, качественная подготовка кадров – приведут к повышению конкурентоспособности страны на рынке туризма. Придерживаясь стратегии развития, внутри каждого региона можно создать индивидуальный туристический кластер, который поможет вывести экономики регионов на новые уровни, удовлетворить нужды и потребности граждан в качественном отдыхе, создать благоприятный туристический имидж страны на внутреннем и мировом рынках.

На сегодняшний день, важнейшей задачей является создание качественного и привлекательного туристского продукта, а обладая практически неисчерпаемыми рекреационными ресурсами, - это возможно. Достаточно грамотно распорядится потенциалом страны, продуктивно работать над созданием качественной туристской инфраструктуры, решить проблемы инвестирования отрасли и подготовки кадров. Наиболее верным решением, в развитии туризма будет кластерный подход. Каждый из многочисленных регионов нашей страны уникален по-своему, именно на эти особенности необходимо делать акцент. Индивидуальный подход к развитию не только повысит имидж и конкурентоспособность страны на внутреннем и мировом рынках, но и поможет вывести экономики регионов на совершенно новый уровень, а так же удовлетворить нужды и потребности граждан в качественном отдыхе.

Список литературы

  1. Биржаков М. Б. Введение в туризм – Издание 9-е, переработанное и дополненное – Спб. «Издательский дом Герда», 2007 г. 544 с.
  2. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. 342 с.
  3. Министерство культуры РФ. Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 10.09.2016).
  4. Овчаров, А.О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы / А.О. Овчаров. – М.: Инфра - М, 2008 г. 215 с.
  5. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2004 г. 602 с.
  6. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/programmy-i-proekty/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-/ (дата обращения 15.09.2016).