Место учетной политики в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

№57-4,

экономические науки

Данная статья посвящена рассмотрению системы уровней нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и места учетной политики в ней.

Похожие материалы

Для ведения бухгалтерского учета большое значение имеет правильно разработанная учетная политика, в соответствии с п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» под которой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации имеет большое значение в деятельности экономического субъекта, т. к является уникальным инструментом, с помощью которого происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского умета и разрешаются противоречия действующего законодательства.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ представлена совокупностью законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, имеющих отношение к ведению и регулированию бухгалтерского учета. В соответствии с действующим законодательством, нормативное регулирование является компетенцией Правительства РФ, однако осуществляется Министерством финансов России, которому была делегирована эту функция. Стоит отметить, что в России бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность строго регламентируются законодательными органами, при этом в разработке нормативных документов государство играет существенную роль. Также действует принцип максимальной нацеленности отчетности на удовлетворение требований, предъявляемых налоговыми органами, и минимизации возможности применения профессионального суждения специалистов, в т.ч. с помощью применения учетной политики, которая в данных условиях является скорее методом сокращения налогового бремени, чем инструментом оптимизации показателей отчетности.

Следует отметить, что подходы к регулированию бухгалтерского учета за последние несколько десятков лет в РФ подверглись некоторым изменениям. В Советском Союзе бухгалтерский учет регулировался инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями министерств и ведомств (подзаконными актами), а методология учета утверждалась Министерством финансов СССР. Данные документы имели обязательный характер и практически не предоставляли бухгалтерам возможности в выборе учетных процедур. Сейчас бухгалтерский учет по практическому применению и методологии и стал более приближен к нормам, принятым в большинстве экономически развитых странах, при в том числе, за счет внедрения систему МСФО. Таким образом, методика ведения учета, в отличие от советского периода, предполагает большое число пунктов, в которых существует возможность выбора варианта ведения бухгалтерского учета.

В настоящее время в РФ сложилась и действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности, на формирование которой оказали огромное влияние как экономические преобразования в стране, так и активное распространение МСФО. В рамках данной системы выделяются правовой, законодательный, нормативный, методический и организационный уровни ( таб. 1).

Таблица 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

№ уровня

Название уровня

Виды документов

1.

Федеральный

Закон № 402-ФЗ. другие Федеральные законы, постановления, указы, кодексы

2.

Региональный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

3.

Отраслевой

Инструкции, методологические указания, утверждаемые министерствами, органами государственной исполнительной сласти, т.д.

4.

Стандарты экономического субъекта

Стандарты экономического субъекта (внутренние документы организации, прежде всего ее учетная политика)

Первый уровень (федеральный) включает регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, указов Президента, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухгалтерского учета. В документах первого уровня системы закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, которые обязательны для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны.

Таким образом, указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402–ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

Второй уровень (региональный) представлен положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), содержащими свод основных правил, устанавливающих порядок ведения учета и оценки определенного объекта или их совокупности, конкретизирующих Федеральный закон №402–ФЗ «О бухгалтерском учете». Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухгалтерскому учету и по его ведению. Основным регулирующим органом выступает Министерство финансов РФ. В случаях, когда по конкретному вопросу нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету способы учета не установлены, п.7 ПБУ 1/2008 предписывает разрабатывать его самостоятельно.

Третий уровень (отраслевой) составляют методические документы. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Документы этого уровня предлагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета субъекта в зависимости от его отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Статус рекомендаций по бухгалтерскому учету в ФЗ № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» заключается в следующем – это «вспомогательные» разъяснения, не обязательные к применению. В ч. 8 ст. 21 Закона № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» дано прямое указание, что данные рекомендации применяются экономическими субъектами исключительно на добровольной основе. Тем не менее, рекомендации являются важным элементом системы регулирования бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Закон «О бухгалтерском учете» № 402–ФЗ указывает, что рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе (ч. 6 ст. 21). Функция разработки и принятия рекомендаций закреплена за субъектом негосударственного регулирования бухгалтерского. По своей природе документы, которые обозначены как рекомендации, не могут быть квалифицированы в качестве нормативных правовых актов. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Министерством РФ и потребностями пользователей экономической информации.

Четвертый уровень позволяет решить детальные организационные вопросы конкретного экономического субъекта. Понятие «стандарты экономического субъекта» введено Федеральным законом № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г., их предназначение в упорядочении организации и ведения бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются субъектом самостоятельно, что должно быть оформлено соответствующим локальным актом. Соответственно, документы этого уровня содержат инструкции по построению бухгалтерского учета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения.

Основными рабочими документами организации являются:

  • приказ на учетную политику организации для целей ведения бухгалтерского учета и для целей налогообложения;
  • рабочий План счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем графики документооборота;
  • формы первичных и иных документов, формы внутренней отчетности.

Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно–правовыми актами и рекомендациями первого, второго и третьего уровней, они построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Особо подчеркивается, что стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Таким образом, изучение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что закон № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает четырехуровневую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также разграничивает сферу действия федеральных и отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерского учета, стандартов конкретного экономического субъекта, необходимость разработки которых определяет сам экономический субъект, в особенности – учетной политики.

На финансовую деятельность экономических субъектов оказывает влияние также и налоговое законодательство, регулирующими документами являются ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и гл. 25, 26 НК РФ для налогового законодательства соответственно.

В то же время отдельные главы НК РФ предписывают организациям самостоятельно разрабатывать учетную политику для целей налогообложения, подлежащую в дальнейшем утверждению. Таким образом, если организация, используя инструменты учетной политики, сможет обосновать применение того или иного способа ведения бухгалтерского учета, что в свою очередь будет считаться элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Список литературы

  1. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2014. – 304 с.
  2. Российская Федерация. Приказы. Минфин РФ. Приказ «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» № 106н от 6 октября 2008 г. / СПС Гарант
  3. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: утв. Указом Президента РФ от 06.12.2011 г. №402–ФЗ // СПС Консультант Плюс.
  4. Крутякова, Т. Л. Учетная политика 2015: бухгалтерская и налоговая / Т. Л. Крутякова – М.: АйСи Групп, 2015. – 208 с.
  5. Зубенко, Е. Н. 402 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» – новое в системе учета / Е. Н. Зубенко // Вестник НГИЭИ. – 2014. – №7. – С. 63–70.
  6. Никонова, И. Ю. Учетная политика и ее классификационные признаки / И. Ю. Никонова // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2012. – №1 / 2012. – С. 28–31.