Премирование сотрудников коммерческого банка

№96-1,

экономические науки

В статье анализируется бонусная система оплаты труда сотрудников коммерческого банка, ее влияние на результативность работы, методы стимулирования труда. Анализ проводится на основании степени влияния на результаты труда.

Похожие материалы

Сфера банковского обслуживания является неотъемлемой частью жизни человека в современном мире. Каждый из нас ежедневно использует банковские карты, приложения, созданные для удобства в проведении финансовых операций, депозиты. Поэтому от успеха ее функционирования зависит не только благополучие отдельного человека, но и в целом благосостояние хозяйствующих субъектов.

В коммерческом банке важную роль играют человеческие ресурсы, так как именно служащие являются «лицом» банка. Выполнение ими служебных обязанностей напрямую влияет на лояльность клиентов к банку, а также уровень притока новых клиентов, таким образом, увеличивая прибыль банка.

Ввиду жесткой конкуренции в банковском секторе, от сотрудников банка требуется высокая производительность, быстрое освоение технологий и качественное предоставление услуг. При выполнении служебных обязанностей, на сотрудников оказывают влияние множественные факторы, такие как необходимость поддержания необходимого уровня знаний и квалификации, высокая интенсивность труда, высокая степень ответственности за принятые решения, сверхурочная работа, монотонность, негативные психологические состояния.

Для качественного выполнения служебных обязанностей, руководством банка должна быть разработана эффективная система оплаты труда, соответствующая экономической ситуации в регионе и в стране. Немаловажную роль играет заинтересованность каждого сотрудника в выполнении и улучшении результатов деятельности банка. В данном случае, самым эффективным рычагом воздействия на выполнение сотрудниками их обязанностей, является материальное стимулирование. Под материальным стимулированием, в данном случае, мы будем понимать выплаты сотруднику организации за выполнение им служебных обязанностей.

Как показывает практика, за последние десять лет на большем количестве предприятий вводится бонусная система оплаты труда. Под бонусом в данном случае понимается выплата премий, вознаграждений за выполнение и перевыполнение установленных показателей за определенный промежуток времени (например, месяц, квартал, полугодие и год).

Рассматривая банковский сектор, бонусная система оплаты используется практически в каждом подразделении банка. Такая система оплаты гарантирует выполнение установленных объемов работ, но, к сожалению, пагубно сказывается на качестве труда. Зачастую сотрудники коммерческого банка, стремясь выполнить необходимый объем работы, делают это некачественно. Поэтому при внедрении данной системы на предприятии, в качестве неотъмлемым показателем, оказывающим влияние на размер премиальных выплат должен быть коэффициент качества (качества выпускаемого продукта, качества оказываемой услуги).

В случае внедрения данной системы оплаты труда в банке, должны быть использованы гибкие критерии оценки труда, соответствующие специализации сотрудника и вида его деятельности. Например, для расчета премии сотрудника контактного центра банка должны быть использованы такие параметры, как качество его обслуживания, скорость и оценка клиента. Оценка качества обслуживания должна производится регулярно на основании соблюдения нормативных документов. Скорость обслуживания — это показатель, мотивирующий сотрудника решать проблему безотлагательно и «по существу». Оценка клиента может быть получена как по результатам СМС-опроса, так и по результатам анализа повторных обращений клиента в банк.

Как правило, бонусная система оплаты негативно воспринимается сотрудниками, так как размер получаемых денежных средств напрямую связан с результатами труда. В данном случае, для эффективного функционирования каждому сотруднику должны быть четко разъяснены критерии оценки и их влияние на размер оплаты.

Рассматривая специфику работы служащих банка, важным фактором, оказывающим влияние на результаты деятельности сотрудников, является их заинтересованность в выполнении показателей. Для поддержания заинтересованности сотрудников, руководством банка также должны быть применены методы материальной неденежной мотивации, нематериальной мотивации Материальная неденежная мотивация сотрудников банка осуществляется в виде: оплаты обучения по бизнес-программам; организация стоянки личного автотранспорта у офиса банка; компенсации затрат на содержание детей сотрудников в детских дошкольных учреждения в размер 50 % от стоимости. Нематериальная мотивация заключается в организации массовых (семейных) мероприятий и соревнований, похвала от руководства банка. В совокупности, данные методы обеспечивают заинтересованность сотрудника в сохранении за собой рабочего места.

Таким образом, для создания эффективной стимулирующей системы оплаты труда руководством банка должен быть проведен анализ специфики труда сотрудников конкретного подразделения банка. Применены гибкие параметры оценки, которые не могли бы негативно сказаться на качестве выполненного объема работ. При изменении обязанностей, критерии оценки также должны совершенствоваться. Несомненным плюсом использования бонусной системы является то, что каждый сотрудник может самостоятельно влиять на размер получаемых выплат, а также получать независимую оценку результативности своего труда.

Список литературы

  1. Vroom V.H. Work and Motivation. New York: John Wiley and Sons, 1964.
  2. Магун В.С. Динамика трудовых ценностей экономически активного населения России, 1991–2004 гг. Препринт WP3/2006/09. М.: ИД ГУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/ data/2010/ 05/04/1216408299/WP3_2006_09.pdf