Исследование проблем исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин является одним из необходимых условий совершенствования уголовно-исполнительной политики и правоприменительной практики в отношении данной категории осужденных. Обращение к анализу указанных вопросов позволяет не только выявить и описать существующий опыт и научные наработки, но и использовать положительно зарекомендовавшие себя формы и методы работы с осужденными женщинами в практической деятельности и при подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы.
Результаты исследований проблем исполнения уголовных наказаний в отношении женщин представлены в публикациях по довольно широкой тематике: история деятельности исправительных учреждений для осужденных женского пола, организационные, правовые и психолого-педагогические проблемы исполнения наказаний в отношении женщин, социальная работа с осужденными женщинами, имеющими малолетних детей, зарубежный опыт исполнения наказаний в отношении указанной категории лиц. Обратимся к некоторым из них.
Научный интерес представляют публикации, посвященные исследованию исторических аспектов исполнения уголовных наказаний в отношении женщин. Например, в Н.А. Беловой рассматриваются особенности наказания женщин, уличенных в колдовстве, в Московском государстве XV–XVII вв., делается вывод о том, что колдовство в этот период считалось одним из наиболее опасных религиозных преступлений: уличенные в любом из видов чародейства женщины наравне с мужчинами подвергались преследованию со стороны как духовной, так и светской власти, а наказание виновных отличалось особой суровостью. Автором на конкретных примерах проведен анализ содержания карательной политики в отношении женщин в разрезе разных исторических эпох. Особе внимание уделено исследованию проблем, связанных с историей возникновения и развития в России в XVIII в. прядильных дворов как мест ссылки женщин с обязательным привлечением их к труду. Н.А. Беловой проанализированы особенности нормативного закрепления и практики применения данного вида наказания в отношении лиц женского пола, делается вывод, что появление в России в эпоху Петра I нового вида наказаний в отношении женщин – ссылки на прядильные дворы, было обусловлено экономическими интересами государства и возможностями применения женского труда.
В статье П.В. Голодова на основе результатов социологического исследования, проведенного автором среди руководителей женских исправительных учреждений, сформулированы предложения по совершенствованию действующего уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной практики: выделение в УИК РФ самостоятельной главы, регламентирующей вопросы исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении женщин; расширение оснований и количества выездов за пределы исправительного учреждения, предоставляемым осужденным женщинам; создание открытых условий отбывания наказания; создание региональных центров комплексной реабилитации и социальной адаптации осужденных женщин, освободившихся из мест лишения свободы; разработка модельной программы по социальному сопровождению женщин, освободившихся из мест лишения свободы; создание на территории женских исправительных учреждений специализированных отделений для совместного проживания осужденных женщин со своими детьми; повышение психолого-педагогической компетентности сотрудников, работающих в непосредственном контакте с осужденными женщинами, и ряд других мер.
И.А. Янчук рассматривает проблемные вопросы применения уголовного наказания в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей. Автор отмечает, что дифференциация наказания в отношении данной категории осужденных в значительной степени ограничена, что препятствует, в некоторых случаях, применению справедливого наказания; предлагает пути решения данной проблемы. Специальное исследование, посвященное совершенствованию правового положения осужденных женщин, имеющих детей, проведено И.С. Онищенко. Автор обращает внимание на недостаточное количество исправительных учреждений, при которых созданы дома ребенка; полагает, что решение вопросов совместного проживания осужденных женщин со своими детьми (в исправительном учреждении или за его пределами) позитивно скажется на развитии детей и будет способствовать профилактике сиротства. Кроме того, предлагается создавать изолированные участки для содержания несовершеннолетних осужденных женского пола при женских колониях, имеющих дома ребенка, увеличить срок нахождения ребенка в доме ребенка до достижения им школьного возраста (7 лет). По мнению автора, также представляется целесообразным расширить перечень оснований выездов осужденных женщин за пределы исправительного учреждения: предлагается дополнить ст. 97 УИК РФ нормой, согласно которой осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительного учреждения, может быть разрешен совместно с детьми краткосрочный выезд за пределы учреждения для посещения культурно-зрелищных мероприятий один раз в месяц.
В публикации И.В. Ветровой и Б.А. Спасенникова обосновывается необходимость комплексного учета медико-психологических особенностей физиологии и патологии организма осужденных женщин, а также создания непрерывно действующей системы социальной реабилитации осужденных, призванных помочь женщине изменить социальный статус. Л.А. Латышевой рассматривается специфика реабилитационной работы с осужденными женщинами, приводится комплекс мероприятий, направленных на их ресоциализацию, обосновывается необходимость выделения норм, регулирующих особенности отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами, в отдельную главу УИК РФ.
Ракитская О.Н. и Морозова Н.О. в своих публикациях обосновывают необходимость коррекции отношения к семье у женщин, осужденных за насильственные преступления, и подтверждают эффективность краткосрочного применения психотерапевтических методик во время такого рода психокоррекционного воздействия. Авторами проанализирована роль семейных отношений в формировании преступного поведения, прослеживается связь между применением насилия в семье и криминальным насилием, дается описание характера отношения к семье у женщин, осужденных за насильственные преступления, в сравнении с совершившими ненасильственные преступления. По их мнению, опыт семейных отношений у осужденных за насильственные виды преступлений женщин, обладает более выраженным травматическим эффектом, в силу чего для них затруднен доступ к ресурсу семейных отношений.
Проблема изучения причин убийств матерью своего ребенка представлена в исследовании Н.Г. Соболева. По его мнению, насильственные преступления, совершаемые женщинами, существенно отличаются от иных, совершаемых ими, преступных посягательств, а также от насильственных преступлений, совершаемых мужчинами, поскольку в основе поведения женщин – насильственных преступниц часто наряду с побудительными мотивами лежит мотив, оправдывающий совершенные ими действия (действие во благо семьи, детей, близкого человека и т.п.); критическая оценка собственного поведения у подавляющего большинства преступниц развита слабо, в связи с чем большинство женщин, совершивших детоубийство, не могут определенно назвать мотивы своего преступления.
Е.Л. Сучковой представлены рекомендации для сотрудников исправительных учреждений по противодействию влиянию неформальной нормативной системы тюремного сообщества, подготовленные по результатам изучения представлений осужденных женщин о содержании и функциях неформальных норм и правил поведения в исправительных учреждениях. По мнению автора, представляется крайне важным, чтобы сотрудники, чья деятельность связана со взаимодействием с осужденными женщинами, руководствовались в процессе своей повседневной работы нормами справедливости. В статье Е.С. Лобановой отражены результаты эмпирического исследования доминирующих манипуляций, используемых осужденными женщинами в условиях исправительного учреждения; определены основные задачи и приоритетные способы организации обучения сотрудников, методы повышения их коммуникативной компетентности . В работе Э.В. Зауторовой описаны особенности религиозного воспитания осужденных женщин, которое выступает важным направлением исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы.
В отдельных публикациях представлены результаты изучения зарубежного опыта исполнения наказаний в отношении осужденных женщин. Так, в своей совместной статье М. Шмид и Е.А. Огрохина анализируют основные отличительные особенности исполнения наказания в виде лишения свободы и принудительных мер уголовно-правового характера в отношении женщин в Швейцарии, дают краткую характеристику деятельности специализированного пенитенциарного учреждения для женщин Хиндельбанк, отмечая, что одну из наибольших трудностей в деятельности учреждения представляет ресоциализация иностранок.
Представленный в настоящей статье обзор публикаций по вопросам исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных женщин будет полезен как для исследователей данной проблематики, так и для студентов и аспирантов, обучающихся по образовательным программам юридического и психолого-педагогического профиля.