К вопросу о принципах исполнения наказания в виде лишения свободы

NovaInfo 52, с.142-146, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена основополагающим началам исполнения самого распространенного на сегодняшний день в России вида уголовного наказания – лишения свободы на определенный срок.

Ключевые слова

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ, ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Текст научной работы

Нормы института исполнения лишения свободы закрепляют важные и принципиальные положения, отражающие основы организации изоляции осужденных и правового их статуса, характер уголовно-исполнительной деятельности, значение проблем правопорядка в исправительном учреждении, быта, санитарии, профилактики заболеваний, нравственно-этических отношений в «тюремной» среде, роли применения средств исправления в механизме исполнения и отбывания наказания [1, с. 85]. Законодательные положения института исполнения лишения свободы имеют принципиальный характер, так как в содержании деятельности исправительных учреждений они являются наиболее значимыми и обязательными требованиями, которые позиционируют осужденного в процедуре организации его изоляции, исполнении и отбывании данного вида наказания, в специфическом социуме. По правовой природе их можно отнести к категории принципов института исполнения и отбывания лишения свободы.

Таким образом, принципы исполнения лишения свободы – система норм, отражающих существенные и определяющие стороны организации изоляции осужденного, жизни, быта и его взаимодействия в специфическом социуме, призванная придавать уголовно-исполнительным правоотношениям, ограничительным по своему содержанию, охватывающим основные стороны специфической процедуры, заданный, однозначный, понятный для восприятия и коррекции поведения исправительный характер. Принципы исполнения лишения свободы на институциональном уровне развивают и «адаптируют» принципы уголовно-исполнительного законодательства, придавая уголовно-исполнительным правоотношениям должную направленность и стабильность [2, с. 9].

Принцип законности исполнения лишения свободы отражает незыблемость требования, согласно которому основанием исполнения наказания является приговор либо изменяющее его определение или постановление суда, вступившее в законную силу, а также акт помилования или акт амнистии (ст. 7 УИК РФ). Требование обеспечения законности считается определяющим для всей деятельности исправительных учреждений.

Принцип гуманизма при исполнении лишения свободы имеет важное значение как требование, которое должно привносить в процесс изоляции осужденного элементы понимания значимости каждой личности для государства, общества, семьи, родных и близких. Совершенное преступление и наказание, как правило, не исключают осужденного из социума, не лишают привилегии быть человеком и личностью.

Принцип демократизма применительно к исполнению наказания в виде лишения свободы означает достаточную степень открытости деятельности исправительных учреждений, ее подконтрольности и не только допустимости, но и востребованности участия общественности в процессе ресоциализации осужденных [3, с. 36]. Данный принцип отражает связь государства, общества и осужденного как субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений. Он позволяет иметь в местах изоляции осужденных достаточную социальную основу для решения ресоциализационных задач. Реализация указанного принципа важна для осужденных тем, чтобы общество не просто контролировало работу исправительных учреждений и влияло на состояние уголовно-исполнительной политики, но и было заинтересовано в наличии позитивных результатов применения наказания. Поведение осужденных является не только предметом оценки человека и воздействия на него, но и областью формирования и стимулирования позитивных личных интересов как части интересов общества в целом.

Требование закона об отбывании осужденными лишения свободы в исправительных учреждениях, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденные проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ), отражает важную сторону исполнения наказания – право осужденного не быть удаленным с того места, с которым у него сложились наиболее тесные социальные связи либо оно играло существенную роль в его жизни. Утверждать, что в этом выражается проявление принципа гуманизма, видимо, в полной мере оснований нет [4, с. 53]. Представляется, что в нынешнем толковании изоляция осужденного вообще не предполагает удаления его с места пребывания, в этом заключается смысл конституционного требования о праве выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). Для граждан России это положение закона весьма существенно, учитывая масштабы территории страны.

Требование отбывания осужденным всего срока наказания в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК РФ) способствует стабильности как в организации исполнения наказания, так и в его отбывании. Его правовой характер привносит в отношения осужденного и администрации ИУ однозначность и исключает произвол и необоснованные претензии осужденных. Кроме того, его положения позволяют сформулировать основания перевода осужденного из одного учреждения в другое (ч. 2 ст. 81 УИК РФ), то он несет в себе не только организационно-функциональную, но и большую социальную и психологическую нагрузку, так как позволяет более целенаправленно формировать личность осужденного и обеспечивать исправительное воздействие, решать большой комплекс социальных, профилактических и оперативных мероприятий исходя из учета характеристики постоянного состава контингента в ИУ и в отрядах осужденных, а также конкретных лиц.

Правопорядок (режим) в исправительном учреждении – основа применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ) как требование к организации исполнения наказания пока полностью не сформировалось в принцип, тем не менее оно отражает важные моменты исполнения наказания. Сама постановка проблемы должна быть изменена, так как в исполнении лишения свободы важно состояние правопорядка, а не режима. Понятие «правопорядок» ориентировано на отражение состояния правоотношений, одной из сторон которых является осужденный. Понятие «режим» характеризует состояние того порядка, который должен быть обеспечен администрацией ИУ. Правопорядок должен строиться на основе соблюдения требований правовых норм, а при противодействии (его саботировании) и правонарушениях должен действовать режим принуждения и ответственности. При отказе от оценки деятельности ИУ как карательной по своему содержанию в теории будет снят и вопрос деления мер принуждения (режима), содержащих элементы кары и не содержащих таковые.

Проблема дифференциации осужденных условно различается по вертикали (уголовно-правовая, осуществляемая судом на основании требований ч. 1 ст. 56, ст. 58 УК РФ) и по горизонтали (уголовно-исполнительная, осуществляемая администрацией исправительного учреждения в пределах одного ИУ – ч. 1 и 2 ст. 87 УИК РФ).

Требования, содержащиеся в УИК РФ, об обязательном привлечении осужденных к труду (ч. 1 ст. 103), участии в воспитательных мероприятиях (ч. 3 ст. 109), получении начального профессионального образования и профессиональной подготовки (ч. 1 ст. 108), основного общего образования лиц не старше 30 лет (ч. 1 ст. 112) имеют принципиальный и ресоциализационный характер. Законодательство и теория уголовно-исполнительного права относят их к категории основных средств исправления осужденных. По своему функциональному назначению они именно таковы. Их востребованность в условиях изоляции осужденных имеет объективный характер, не противоречит интересам осужденных и придает отбыванию наказания социальный смысл. Эти важные стороны исполнения лишения свободы давно были подмечены и оценены русскими учеными-правоведами [5, с. 334-383].

Принцип института исполнения лишения свободы – оказание помощи лицам, освобождаемым из исправительных учреждений (нормы гл. 22 УИК РФ), отражает социальную проблему, порождаемую изоляцией осужденного. В нем в соответствии с п. 60 (1) Минимальных стандартных правил обращения с заключенными также заложена идея ответственности государства за социальную адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Принцип ответственности государства за обеспечение прав осужденных в местах лишения свободы вытекает из требований ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, а также содержания Преамбулы Всеобщей декларации прав человека, однако он четко не выражен в уголовно-исполнительном законодательстве. Если считать, что он охватывается принципом гуманизма, то это необоснованная и неоправданная подмена разных проблем и ценностей. Изоляция осужденного значительно усугубляет проблему прав человека, ибо при организации изоляции осужденных, кроме чисто принудительных и ограничительных мер и средств, значительной сферой, в которой права человека подвергаются активному негативному воздействию, является организация быта осужденных, их питание и т.д. Здесь многое зависит от проводимой государством уголовно-исполнительной политики, поэтому и ответственность за причинение вреда осужденным от нарушения их прав должно брать на себя государство.

Таким образом, принципы института исполнения лишения свободы отражают направленность и содержание пенитенциарной политики государства.

Читайте также

Список литературы

  1. Маликов Б.З. Теоретические проблемы сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России: дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2004. – 482 с.
  2. Маликов Б.З., Фазлыева Л.Н. О значении и единстве принципов института исполнения лишения свободы и принципов уголовно-исполнительного законодательства // Уголовно-исполнительное право. 2015. №1. С. 5-11.
  3. Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В.И. Селиверстова.- 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 544 с.
  4. Смирнов С. Н. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения при исполнении наказания в виде лишения свободы: дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2003. – 274 с.
  5. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 464.

Цитировать

Быстрянцев, А.Ф. К вопросу о принципах исполнения наказания в виде лишения свободы / А.Ф. Быстрянцев, Д.А. Быстрянцев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 142-146. — URL: https://novainfo.ru/article/7977 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться