В России очень часто меняется отношение к предпринимательству. В последнее время политика все больше ориентирована на рост, а так же развитие малого и среднего бизнеса. От развития малого и среднего бизнеса зависит разнообразие рыночных товаров и услуг, образование здоровой конкуренции, обеспечение государства новыми рабочими местами.
По данным на 2015 год доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего 23-24%, в то время как в Соединенных Штатах Америки этот показатель составляет более 50%, в Китае - более 62%.
В 2013 году был проведен опрос, на тему чего ждут предприниматели от государства, около 80% бизнесменов ответили, что они ожидают снижения налогов. Тем не менее, пока в налоговом кодексе России даже не существует понятие «малый и средний бизнес».
Хоть в налоговой системе России имеется и множество недостатков, но в настоящее время осуществлена огромная работа по ее формированию. Это и снижение налоговых ставок, возможность применения специальных налоговых режимов для малого и среднего бизнеса, в 2007 г. был принят Закон « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» - все данные составляющие позволили создать условия для функционирования и развития бизнеса в РФ.
Для того чтобы произвести анализ системы налогообложения малого и среднего бизнеса, а также выделить направления ее реформирования необходимо определить, что следует понимать под данной системой. Налоговая система любой страны рассматривается в трех направлениях:
- в виде совокупности налогов, сборов, иных обязательных платежей, которые подлежат оплате в различные уровни и внебюджетные фонды;
- в виде совокупности законов, актов, указов, которые регулируют налоговые взаимоотношения;
- в виде системы государственных институтов, которые реализуют налоговую политику страны.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что организации платят не полный перечень налогов и сборов, которые предусмотрены в налоговом кодексе РФ. При применении специальных налоговых режимов осуществляется замена ряда налогов на один. К тому же, подлежат перечислению и неналоговые платежи, которые формируют доходы всех уровней.
Согласно Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ и Постановления правительства РФ от 09.02.2013 г. №101 к субъектам среднего бизнеса относятся предприятия у которых средняя численность работников составляет от 101 до 250 человек и годовой доход не превышает 1 млрд. руб. Для малого бизнеса характерна средняя численность работников не более 100 человек (микропредприятия - не более 15 работников), а годовая выручка не более 400 млн. рублей (микропредприятия – не более 60 млн. руб.).
За последнее время в России происходит увеличение субъектов малого бизнеса (в особенности микропредприятий), а также снижается количество субъектов среднего бизнеса.
Так, по состоянию на начало 2014 года в России имеются 18 747 средних предприятий (это на 14% меньше, чем в 2013 году). Дальнейшее исследование покажет, как данная динамика связана с существующей системой налогообложения бизнеса в России. Пока же отметим, что такого понятия как «малый и средний бизнес» в налоговом кодексе РФ не существует, а значит и не существует на законодательном уровне какого-то особого подхода к налогообложению данных секторов предпринимательства. В Налоговом кодексе Российской Федерации выделены специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патентная система и др.), которые, при соблюдении определенных условий, могут быть применены субъектами бизнеса.
Упрощенная система налогообложения (УСН) для организаций предполагает замену уплаты налога на прибыль организаций (20%), налога на имущество (2,2%) и НДС (18%, 10% и 0%), а для ИП - налога на доходы физических лиц (базовая ставка 13%) и налога на имущество физических лиц (0,1%, 0,3%, 0,5%) уплатой единого налога: 6% (если объектом налогообложения выбраны доходы) или 15 % (если объектом налогообложения являются доходы уменьшенные на величину расходов). Ставка налога во втором случае может быть иной в некоторых субъектах, например, в Ростовской области она составляет 10%.
В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ, УСН не могут применять банки, страховщики, ломбарды, организации, имеющие филиалы и представительства, предприятия с средней численностью сотрудников более 100 человек и другие. Кроме того, организация или индивидуальный предприниматель утрачивает право применять УСН, если по итогам налогового периода валовой доход превысит 60 млн. руб. Таким образом, условия применения УСН не могут быть соблюдены крупным бизнесом, а по объему возможного валового дохода - средним предпринимательством. Кроме того, специальные налоговые режимы, согласно законодательства РФ, не всегда могут применять даже малые предприятия при существенных доходах до 400 млн. руб. в год, только микропредприятия с годовым доходом до 60 млн. руб. без учета НДС. [1].
Подобные ограничения существуют и в других специальных налоговых режимах. Так, плательщиками Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), могу быть организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности, такими как, оказание бытовых и ветеринарных услуг, услуг по ремонту и мойке автотранспорта, перевозке пассажиров (имеющими не более 20 автотранспортных средств), розничной торговлей на площади не более 150 кв.м., оказание услуг общественного питания, с не более чем такой же площадью зала и др. При осуществлении таких видов деятельности применение ЕНВД является обязательным. Ограничений по доходам нет, но при этих условиях в них и нет нужды. Объектом налогообложения установлен вмененный доход, т.е. потенциально возможный валовой доход налогоплательщика, рассчитанный на основе базовой доходности, количества физических показателей и коэффициентов. Данный налоговый режим широко используется малыми предприятиями, в особенности ИП.
Таким образом, некоторые малые предприятия и все средние предприятия используют общую налоговую систему с уплатой всех предусмотренных налогов и сборов согласно действующего законодательства.
Необходимым условием для развития малого и среднего бизнеса в России, является снижение налоговой нагрузки для предпринимателей.
К основным направлениям реформирования, способствующим снижению налогового бремени относят:
- увеличение предельного объема годовой выручки при упрощенной системе налогообложения до 400 млн. руб., что позволит применять данный режим всеми субъектами малого бизнеса;
- использование опыта зарубежных развитых стран, в которых отсутствует наличие специальных налоговых режимов, но для субъектов малого и среднего бизнеса имеются пониженные ставки на основные налоги.
На основании представленной работы можно сделать следующие выводы:
- За последние 20 лет в России проделана огромная работа по восстановлению налоговой системы, которая отвечает требованиям рыночной экономики;
- Однако, не смотря на все положительные преобразования система налогообложения для малого и среднего бизнеса требует улучшения;
- Для развития малого и среднего бизнеса необходимо построение оптимальной системы налогообложения, которая будет способствовать именно росту предпринимательства, а не расширению «теневой экономики».