Значение единого сельскохозяйственного налога для агропромышленного комплекса

№58-4,

Экономические науки

В статье рассматривается значение сельскохозяйственного производства для российской экономики и обосновывается необходимость его государственной поддержки, в том числе и с помощью системы налогообложения. Выявляются проблемы применения единого сельскохозяйственного налога, а также причины их обуславливающие. Определяются возможные пути совершенствования единого сельскохозяйственного налога.

Похожие материалы

Сельское хозяйство для российской экономики выступает одной из базовых отраслей производства. С его помощью обеспечивается продовольственная безопасность страны, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания. При этом эффективность организации сельскохозяйственного производства зависит не только от усилий товаропроизводителей, но определяется еще климатическими условиями, которые невозможно предугадать. В связи с этим возникает необходимость государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая осуществляется и при помощи налоговых рычагов.

Новая система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей начала применяться в Российской Федерации с 1 января 2002 года на основании Федерального закона от 29 декабря 2001 года № 187-ФЗ. Его применение было направлено на изъятие земельной ренты и привязку налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей к качеству и расположению конкретных земельных участков. Однако на практике такая система оказалась нежизнеспособной, количество товаропроизводителей, воспользовавшиеся данным режимом не превысило и 2 %, что привело к коренному пересмотру системы налогообложения в области сельскохозяйственного производства и с 2004 года был введен принципиально иной порядок налогообложения. Но и в новом порядке отмечается ряд недостатков, сельскохозяйственное производство по-прежнему не справляется с задачами, поставленными перед ним государством, все это предопределило актуальность выбранной нами темы.

Сельское хозяйство в экономике нашей страны имеет немаловажную роль, а также влияет на показатель валового внутреннего продукта. Согласно данным за 2015 г. стоимость произведенной продукции в сельском хозяйстве составляет 5037 млрд. рублей или 6,3 % от валового внутреннего продукта. Но значение сельского хозяйства не ограничивается только финансовой стороной[6].

Сельское хозяйство является одной из важнейших составляющих безопасности страны. Все страны, которые успешно прошли этап индустриального развития, были вынуждены признать, что приобретение продовольственных товаров за рубежом слишком опасно для национальной экономики, так как это приводит к хронической утечке капиталов и к росту зависимости от внешнеполитических отношений, которым могут сопутствовать сокращения поставок, изменения цен.

В качестве косвенной формы поддержки сельскохозяйственного производства является применение специального налогового режима – единого сельскохозяйственного налога, который был введен в Российской Федерации в 2002 г.

Однако на практике применение единого сельскохозяйственного налога оказалось затруднительно, так как в гл. 26.1 НК РФ существовал ряд внутренних противоречий:

  • возможность применения единого сельскохозяйственного налога существовала только для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые занимались производством продукции растениеводства, что делало невозможным применение данного режима отраслями животноводства;
  • порядок определения ставки налога, установленный НК РФ, был весьма сложен. Величина налоговой ставки зависела от кадастровой стоимости 1 га сельхозугодий, однако, на протяжении двух лет применения данного режима земельный кадастр так и не был утвержден;
  • налог должен быть уплачен ежеквартально, а не по итогам сельскохозяйственного года. Из-за сезонности производства продукции растениеводства у большинства хозяйств в первом полугодии отсутствовали средства на уплату единого сельскохозяйственного налога, что делало невозможным их переход на уплату единого налога[4].

Перечисленные причины явились тормозом для введения данного налога на всей территории РФ. За два года после введения на единый сельскохозяйственный налог перешли только два субъекта Российской Федерации.

Для того чтобы решить данные проблемы, потребовалось принципиально изменить действующую систему налогообложения сельскохозяйственных производителей. В качестве основных изменений были предусмотрены следующие:

  • на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить все сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие деятельность в области растениеводства, животноводства, рыбохозяйственные организации и другие, удовлетворяющие определенным критериям;
  • при переходе на уплату данного налога организации освобождаются от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество организаций, а предприниматели от налога на доходы физических лиц, НДС и налога на имущество;
  • налоговой базой признается величина доходов, уменьшенная на сумму расходов, а не кадастровая стоимость земельного участка;
  • ставка налога установлена в размере 6 %. Соответственно, единый сельскохозяйственный налог имеет определенное сходство с налогом на прибыль организаций или НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей, однако характеризуется сниженной ставкой налога;
  • налог исчисляется на основании налоговой декларации, которая составляется по итогам деятельности за календарный год, и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие, а не ежеквартально[2].

Безусловно данная система налогообложения решила ряд проблем, однако, к сожалению, ситуация с развитием сельскохозяйственного производства в стране остается достаточно сложной. Особенно важно это в период введения санкций в отношении России и необходимости обеспечить продовольственную безопасность страны. Рассматривая роль единого сельскохозяйственного налога необходимо отметить их разноплановость и разнородную структуру налогоплательщиков. Количество налогоплательщиков, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, ежегодно снижается. За период с 2012 по 2014 годы снижение составило 37,6 тыс. единиц или 28,6 %, небольшое увеличение наблюдается только в 2015 году на 4,3 тыс. единиц или на 4,6 %. Также за период 2011 – 2015 гг. наблюдается положительный прирост поступлений единого сельскохозяйственного налога, кроме 2014 года, когда сумма налога сократилась из-за последствий финансового кризиса, однако, в 2015 году произошло резкое увеличение в 3,2 раза, что, безусловно, является положительной тенденцией[1].

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на сложившуюся негативную тенденцию по снижению количества налогоплательщиков наблюдается положительная тенденция, связанная с улучшением показателей деятельности действующих налогоплательщиков, которая выразилась в росте поступлений единого сельскохозяйственного налога.

Несмотря на сложившиеся позитивные тенденции, действующий порядок исчисления единого сельскохозяйственного налога еще далек от совершенства.

Среди налогоплательщиков, использующих специальные налоговые режимы, наименьшая доля приходится на плательщиков единого сельскохозяйственного налога. Эти данные говорят об очень слабом значении единого сельскохозяйственного налога в структуре специальных налоговых режимов. Это связано, во-первых, с тем, что производить сельскохозяйственную продукцию необходимо по утвержденному Правительством России перечню. Если производится ее первичная переработка, то это должно делаться собственными силами и только из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Во-вторых, уровень доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки в размере 70 % достаточно трудно соблюсти. И, в-третьих, льготное налогообложение прибыли, полученной сельскохозяйственными товаропроизводителями, не делает их систему налогообложения благоприятней. Таким образом, необходимо выделить ряд направлений развития сельского хозяйства, которые в настоящее время нуждаются в совершенствовании, и разработать для них льготное налогообложение в рамках этого специального налогового режима [3].

К несомненным преимуществам применения единого сельскохозяйственного налога можно отнести следующие:

  • сокращенный перечень отчетности;
  • добровольный порядок применения единого сельскохозяйственного налога, предусматривающий возможность перехода на общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения;
  • снижение налоговой нагрузки
  • установление достаточно продолжительного отчетного периода – полугодие[5]. Наряду с отмеченными положительными моментами следует обратить внимание и на возможные отрицательные последствия, к которым может привести применение новой системы налогообложения.

Это сужение рынка сбыта готовой продукции, поскольку большей части покупателей, являющихся плательщиками НДС, будет невыгодно приобретать продукцию у сельскохозяйственных предприятий, которые плательщиками НДС не являются, так как они (покупатели) не получат возможности произвести налоговые вычеты по НДС.

Таким образом, освобождение плательщиков ЕСХН от уплаты НДС хотя и снижает общий уровень налоговых платежей, но вызывает сложности с реализацией продукции.

Еще одной отрицательной стороной перехода на уплату ЕСХН является то, что предприятия с целью минимизации налоговой базы будут направлять все усилия на увеличение суммы расходов, связанных с производством и реализацией готовой продукции. В результате повышается себестоимость продукции, и, соответственно, отпускные цены, снижается конкурентоспособность продукции. Следовательно, неизбежно уменьшение рентабельности предприятий, так как объектом налогообложения ЕСХН является прибыль (разница между доходами и расходами предприятия).

Таким образом, еще до момента перехода на новый налоговый режим в виде ЕСХН предприятиям необходимо провести подготовительную работу, которая позволит свести к минимуму возможные потери.

Принимаемые государством меры по совершенствованию системы ЕСХН оказывают положительное влияние на развитие сельского хозяйства, растут поступления этого налога в бюджет. Это свидетельствует об усилении социальной и фискальной функции этого налога, а также о его соответствии основным принципам налогообложения, в первую очередь, принципу социальной налоговой справедливости. Это говорит о том, что ЕСХН активно использовался государством в целях регулирования социально- экономических процессов на селе.

Список литературы

  1. Клейн, М.К. Единый сельскохозяйственный налог: роль, значение и пути его совершенствования // Научный журнал Кубгау. 2016. №121
  2. Кулешова, Л.В., Лапина, Е.Н. Роль специальных налоговых режимов в формировании бюджета РФ //Сборник научных трудов по материалам Ежегодной 77-й научно-практической конференции ФГБОУ ВПО "Ставропольский ГАУ". 2013
  3. Кулешова, Л.В., Лапина, Е.Н, Собченко, Н.В. Особенности налогообложения агробизнеса в России // Вестник ижевской государственной сельскохозяйственной академии. 2016. №2.
  4. Лапина, Е.Н., Остапенко, Е.А.. Налогообложение агропромышленного сектора экономики: оценка практики, проблемы и пути решения// 81-я Ежегодная научно-практическая конференция Аграрная наука. 2016
  5. Сафонова Г., Азыркина Ю. Единый сельскохозяйственный налог: преимущества и недостатки, проблемы и перспективы / Г. Сафонова, Ю. Азыркина // Контентус. 2015. №12(41).
  6. Сякин Р.Р. Теоретические аспекты реализации специальных налоговых режимов в Российской Федерации / Р.Р. Сякин// Вопросы современной науки и практики. -2015. - № 10-12 (31). - С. 228-236.